К. Роберт Каргилл. "Море ржавчины"
"Я снова ждала зеленого луча. Той крохотной зеленой вспышки, когда солнце подмигивает из-за горизонта. Вот где настоящее чудо. В этой вспышке. Так она говорила. Так она всегда говорила. Не сказать, что я верю в чудеса. Мне бы хотелось, но я знаю – мир построен не так. Он состоит из расплавленного металла, минералов и камней, тонкой полоски атмосферы и магнитного поля, отражающего самую сильную радиацию. А в чудеса нравилось верить людям, как будто их можно потрогать или ощутить, чудеса словно придают миру нечто большее, чем просто механическую определенность. Как будто люди состоят не только из плоти и крови.
А правда в том, что эта вспышка – всего лишь преломление света атмосферой. Но скажи это человеку, большинству из них, и на тебя посмотрят, выпятив челюсть, как будто до тебя просто не доходит. Как будто это ты не понимаешь. Потому что ты не видишь и не чувствуешь чудес. Людям нравилось верить в чудеса.
Когда здесь еще жили люди."
К. Роберт Каргилл. "Море ржавчины"
Знакомый порекомендовал обратить внимание на этот пример постапокалипсиса, книга, которая мне была одолжена, имела не слишком большой объем, так что была довольно быстро прочитана в свободные минуты. В ней оказался даже небольшой глоссарий, но он не слишком нужен - специфических терминов не так много, а произведение завершается быстрее, чем успевает обилие наименований приесться или забыться. Роман разгоняется быстро, уже в первой трети включая в поток сюжета много действия и персонажей, не сбавляя темп нескольких переплетающихся сюжетных дорожек до самого завершения.
С аннотацией от Джо Хилла не согласен, поскольку есть в книге моменты, где повествование немного провисает, но произведение, в целом, оставляет интересное впечатление о себе. Да и не "взрывает" она во время чтения, поскольку очень многое идет дорогами, проложенными десятилетиями художественных поисков.
Но кратко по порядку.
Мир людей закончился в отдаленном будущем после того, как человечество на свою беду решило облегчить себе жизнь созданием массовой рабочей силы, состоящей из роботов с ИИ. Помимо этого искания лучших умов привели к созданию сверхмассивных суперкомпьютеров, которые, после начала процесса самообучения и исследования мира, вышли за установленные человеком рамки и так же сыграли свою роль в завершении существования биологической жизни на Земле.
Но мир искусственных созданий не стал совершенным итогом развития, поскольку пошел по пути новых видов конфликтов, в которых уже машины уничтожали машин, пытаясь направить течение механического развития в то или иное русло. Обернулось это новым витком разрушительной войны, во время которой почти построенный утопический мир для машин был разрушен. Остатки функционирующих роботов разделились - кто-то нашел спасение в одиноких скитаниях по останкам цивилизаций, кто-то основал свободные поселения с довольно примитивным устройством сообществ, а кто-то нашел выход в том, чтобы стать частью сверхразумов последних оставшихся суперкомпьютеров, найдя себе цель в великом объединении.
Главная героиня - представительница довольно редко встречающейся серии ботов-помощников, которая называет себя Неженка. Она одиночка, которая выживает каннибальским образом, разыскивая и разбирая на запчасти те машины, которые уже оказались на грани отключения по тем или иным причинам. Одновременно с этим Неженка пытается не попасть в то самое Единство сверхразума, не желая становиться частью подавляющего целого. Но в один момент бегство оказывается невозможным и волей-неволей ей придется вступить в борьбу за будущее почти уничтоженного мира на континенте Северной Америки, втягиваясь в противостояние двух последних крупных ульев-ИИ.
Когда прочитал этот роман, одно из первых слов, которое пришло на ум - всеохватывающий. Он действительно пытается объять если не все аспекты созданного мира в рамках не самого большого объема страниц, то почти все. Главы чередуются - одна расскажет о настоящем, проблемах, которые героям предстоит решить как можно скорее, следующая - поведает значимый эпизод из истории зарождения противостояния людей и созданных ИИ. В каждом из указанных отрывков ощущается хорошая проработка как нарисованных образов, так и эмоциональных переживаний вымерших представителей человечества и роботов. Подобная последовательность не дает заскучать во время чтения, при этом отлично раскрывает картину мира, постепенно приходящем в ржавый упадок.
В истории главной героини есть много отлично проработанных моментов приключенческого толка - начиная от противостояния с роботом такой же модели, который пытается за счет её смерти продлить своё функционирование, заканчивая бегством в места, где обитают роботы, почти полностью потерявшие свой механический разум. Главный момент в этом - большую часть повествования ты не видишь в персонаже машину. Поступки, действия, моменты размышлений и воспоминаний об ужасах прошедшей войны и разрушенного мира показывают её понятную человеческую составляющую. Это можно объяснить частично тем, что её создавали люди для служения себе, делая электронные синапсы понятными для человеческой психологии.
Привносится при этом и элемент, как по мне, декоративный - моменты того, что испытывает искусственное сознание при сбоях. Эмоционально и красиво встраиваются эпизоды галлюцинаций ИИ, воспоминания о всепожирающем огне, направленном против создателей.
Пробираясь сквозь воспоминания, нереализованные замыслы и разрушенные надежды, главная героиня все же находит свою цель, почти что случайно, которая может привести к созданию принципиально нового мира. Возможно, только возможно - лучшего.
Эпичных полотен, которые отлично подходят для создания масштабности, хватает. Глобальные замыслы искусственного интеллекта, превозмогание в пути по пыльным дорогам меж ржавеющих остовов тысяч небоскребов и механизмов, опасности в остатках мира после людей, сражения с участием машин, повсеместная жестокость в битве за скудные ресурсы, воспоминания о пережитых страшных годах противостояния человечества и роботов. Многое из этого напоминает попытку обратиться к проторенным дорогам из научной фантастики и постапокалипсиса пятидесятых-шестидесятых годов, но автор смог уйти более в отсылки, нежели в плагиат. Он рисует картину довольно далекого будущего, отдающего нотками ретрофутуризма, где в ходу все ещё довольно привычные глазу технологии, пришедшие из золотой эпохи расцвета НФ. Оттуда же вопросы про грани разумности и свободу воли, вопросы этики во время войны между живыми и искусственными существами. Некоторые эпизоды отдают примитивной пропагандисткой наивностью, которая заставляет вспомнить "Почтальона" Брина и другие произведения западных фантастов, но опять же, скорее ощущениями от прочитанных абзацев, а не прямым заимствованием.
Только два основных специфических момента показывают, что повествование ведет не-человеческое существо - немного рубленые диалоги при общении персонажей, поскольку мимика и жесты подавляющему большинству ботов недоступны; резко выделяющиеся своей механической точностью и довольно заметной скупостью описания сцен сражений, что делает их почти что противоречащими основному стилю повествования. При этом и то и другое не вызывает отторжения, поскольку есть обоснование для подобного авторского подхода - как попытка показать отличность определенных моментов в существовании сообщества ИИ.
Здесь хватает и классического постапокалипсиса с его руинами и технологическими находками из прошлого, которые поддерживают жизнь отдельных особей в настоящем; сцен, будто пришедших из мира, подобного "Безумному Максу"; почти человеческих переживаний о необходимой, почти отчаянной жестокости; фальши и манипуляций, которой одни пытаются купить себе лишние дни существования за счет других. Впрочем, как и жестокой лжи, которая должна оправдать бесконечно далекую, но притягательную цель.
Произведение подойдет всем, кто желает попытаться понять то, что могут из себя представлять искусственные существа, которые созданы людьми, похожи на людей, уничтожили людей, пытаются стать людьми, но не всегда могут понять, чего им в этом не хватает.
Сюжет: 7\10
Персонажи: 8\10
Стиль: 9\10
Проработка мира: 9\10
Общая оценка: 8\10
Книжная лига
24.6K поста79.5K подписчиков
Правила сообщества
Мы не тоталитаристы, здесь всегда рады новым людям и обсуждениям, где соблюдаются нормы приличия и взаимоуважения.
ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА
При создании поста обязательно ставьте следующие теги:
«Ищу книгу» — если хотите найти информацию об интересующей вас книге. Если вы нашли желаемую книгу, пропишите в названии поста [Найдено], а в самом посте укажите ссылку на комментарий с ответом или укажите название книги. Это будет полезно и интересно тем, кого также заинтересовала книга;
«Посоветуйте книгу» — пикабушники с удовольствием порекомендуют вам отличные произведения известных и не очень писателей;
«Самиздат» — на ваш страх и риск можете выложить свою книгу или рассказ, но не пробы пера, а законченные произведения. Для конкретной критики советуем лучше публиковаться в тематическом сообществе «Авторские истории».
Частое несоблюдение правил может в завлечь вас в игнор-лист сообщества, будьте осторожны.
ВНИМАНИЕ. Раздача и публикация ссылок на скачивание книг запрещены по требованию Роскомнадзора.