Изнасилования: исторический аспект

Максимально обобщенная обзорная статья, если что.
Есть три основных подхода к изнасилованию:


1) Преступление против личности — пострадавшей стороной является женщина, ее половая свобода и неприкосновенность. Преступным является половой акт, совершенный без согласия женщины, и именно ее несогласие (отсутствие согласия) образует состав преступления.


2) Преступление против общественной морали и/или Бога — пострадавшей стороной является нравственность как таковая. Преступным является сам половой акт, не отвечающий нравственному стандарту (например, изнасилование — частный случай прелюбодеяния). Виновны обе стороны, и мужчина-насильник, и женщина-жертва, так как в преступном действии участвовали оба.


3) Преступление против собственности — пострадавшей стороной является хозяин женщины, обычно муж или глава ее кровной семьи (отец). Насильник бесчестит женщину, налагает позор на нее и, следовательно, на ее семью. Женщина теряет свои потребительские свойства, становится бракованной, что ущемляет права того, кто располагает ею как своим ресурсом (то есть мужа или отца).


Все три подхода, конечно, могут сочетаться, но не в равной мере. Второй и третий взаимосвязаны, так как чтобы женщина была опозорена изнасилованием, на нее должна ложиться часть вины. Вина ложится на нее, если криминализированным или аморальным является не только насилие как таковое, но вообще внебрачный половой акт. Соответственно, господствует либо первый подход, либо второй вместе с третьим.


Первый подход сосредоточен вокруг желания или нежелания женщины вступать в половую связь. Соответственно, криминализируется любой половой акт без согласия женщины, вне зависимости от того, кто его совершает — случайный незнакомец или законный муж. Зато совращение или соблазнение (то есть возбуждение у женщины/девушки желания добровольно вступить в половой акт) криминализироваться не будут.


Второй & третий подходы рассматривают прежде всего дозволенность самого полового акта, а не желание женщины. Если с точки зрения морали и нравственности, а также социальных норм, половой акт между данным мужчиной и данной женщиной в заданных обстоятельствах является допустимым или желательным — то преступным он уже являться не может, вне зависимости от того, дала женщина на него согласие или нет. Примеры: первая брачная ночь и вообще секс между супругами; ритуал или обряд входе которого женщина должна отдаться мужчине (какая-нибудь ритуальная дефлорация девочки шаманом племени и т. д.); воля хозяина женщины, если эта женщина не свободна (воля отца выдать дочь замуж за нужного человека; или приказ хозяина наложнице удовлетворить его или кого-то из его друзей).


Однако этот же принцип зачастую криминализирует совращение или соблазнение девицы или чужой жены. С точки зрения традиционной морали, это действие по своему ущербу близкое к изнасилованию. Совершается в другой форме, но наносит тот же урон — совершено прелюбодеяние и хозяин женщины (отец, муж) получается репутационный и/или материальный урон.


Может показаться, что в развитых странах господствует первый вариант, а второй и третий ушли куда-то в прошлое, но это не так. Например, мнение, что изнасилование проститутки или своей жены — это не в той же мере изнасилование, что и нападение на незнакомую женщину где-нибудь в подворотне. Или когда принуждение к сексу женщины мужчиной рассматривается как большее правонарушение, чем принуждение мужчины к сексуальной связи с женщиной — это тоже про третий пункт, про то, что мужчина «не портится» от секса от женщинами, его это не позорит и не уменьшает его ценность в глазах социума, поэтому он рассматривается как менее (или вообще не) пострадавший.

Изнасилования: исторический аспект История, Библия, Мораль, Изнасилование, Насилие, Длиннопост, Совращение

Изнасилование vs совращение


В традиционных обществах женщина является не самостоятельным полноценным человеком, а придатком к мужчине. Сама женщина и ее достоинства (важнейшими из которых являются честь, порядочность, верность, благочестие) являются ресурсом ее семьи. Тот, кто лишает женщину этих добродетелей, наносит ущерб ее семье, ответственным за нее мужчинам.

С этой точки зрения, изнасилование — это грабеж (открытое хищение чужого имущества), а совращение — это кража (то есть хищение тайное). Действия вроде разные, но итог один, поэтому могут иметь схожее наказание.


Под совращением или соблазнением понимаются осознанные действия, предпринимаемые одной стороной, уже предавшейся греху, по отношению к другой стороне, еще не впавшей в грех. Роли четко разграничены, всегда есть инициатор и его жертва. Жертва виновата в меньшей степени, нежели ее соблазнитель, но все равно виновата.


Кстати говоря, женщина — соблазнитель по умолчанию, по самой своей природе. И сама же при этом подвержена соблазну, ее легко вовлечь во грех, она меньше, чем мужчина, склонна к внутреннему сопротивлению. (См. сюжет о грехопадении, который во многом определял отношение к женщинам в странах с господствующей авраамической религией).

Изнасилования: исторический аспект История, Библия, Мораль, Изнасилование, Насилие, Длиннопост, Совращение

Методы соблазнения женщины довольно просты:


◦ Обольщающие, сладкие речи (говорить то, что женщина хочет услышать, хвалить ее, обещать то, чего она хочет)

◦ Подарки (особенно материально ценные, пробуждающие еще и алчность и высокомерие — драгоценности, дорогие ткани, яркая косметика, нескромные аксессуары)

◦ Разрушение авторитетов (соблазнитель должен увести женщину из-под влияния ее родителей, или мужа, общины, церкви)

◦ Демонстрация тела (пробудить интерес к тому, что скрыто под одеждой — невзначай скинуть верхнюю одежду, показать античные скульптуры или рисунки, изображающие обнаженных мужчин, или женщин, или сексуальные сцены)

◦ Физический контакт (поцелуи, ласки, танцы, любое прикосновение, не обозначенное этикетом — всякие обмороки на руки мужчине/подсаживания при посадке на лошадь на самом деле про это)

◦ И, конечно, очень много разговоров про любовь. Вот прям отдельным пунктом.


Справедливости ради отметим, что программа соблазнения мужчины еще проще и представлена в знаменитом библейском сюжете об Иосифе и жене Потифара: «И обратила взоры на Иосифа жена господина его и сказала: спи со мною». Иосиф не поддался, ибо был праведником, что для жены его хозяина было настоящим шоком и страшной обидой.

Изнасилования: исторический аспект История, Библия, Мораль, Изнасилование, Насилие, Длиннопост, Совращение

Ни одно из вышеперечисленных действий не является преступным само по себе, а в качестве прелюдии к свадьбе это вообще обязательный набор. Однако злонамеренным ухаживание делает конечная цель — заняться с женщиной внебрачным сексом. С девственниц спрос тут меньше — ведь чем менее опытна девушка, тем меньше она имела шансов раскусить конечную цель своего соблазнителя.


С точки зрения ущерба, наносимого репутации женщины и ее семьи, это деяние сравнимо с изнасилованием. А с некоторых точек зрения — даже хуже.


Из речи древнегреческого оратора Лисия:

«Вот, судьи, насколько снисходительнее законодатель к насильникам, нежели к соблазнителям! Последних он приговорил к смерти, а первых — лишь к возмещению ущерба деньгами, исходя из того, что жертва насилия по крайней мере ненавидит насильника, а соблазнитель настолько развращает свою жертву, что жена к нему привязывается больше, чем к мужу, отдает ему в распоряжение весь дом, и даже на детей падает подозрение — то ли они от мужа, то ли от любовника. Вот почему таким людям законодатель назначил смерть».
Изнасилования: исторический аспект История, Библия, Мораль, Изнасилование, Насилие, Длиннопост, Совращение

Напишите, выкладывать ли дальше.

История быта и искусств

1.8K постов6.3K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Исключаются:

- упоминания политики в актуальном контексте

- "клубничка" вне рамок искусства, треш, угар, жесть и прочий неформат

- спорная информация без указания авторитетных источников