История Воскресенского Смольного собора

История Воскресенского Смольного собора Санкт-Петербург, Смольный собор, Собор, История, Архитектура, Памятник архитектуры, Смольный, Монастырь, Екатерина II, Ленинград, Длиннопост

Воскресенский собор (фото из личного архива)

Личное впечатление:

Я искренней люблю неповторимый архитектурный ансамбль Смольного. Эти светлые, небесного цвета, с тонкими вкрапления солнечного золота стены монастыря, которые так живописно выделяются но фоне нежной зелени лип Смольного сада. И сам Воскресенский собор, его белые своды, наполненные голубоватым светом, эта простота и кристальная ясность, так редко встречающаяся в церковной архитектуре. Входя во внутрь, ты как будто становишься легче, твои мысли устремляется к небу. Порой меня просто поражает, насколько сильное влияние на человека может оказывать архитектурное искусство. Как же сильно ощущается искренность и любовь к Богу тех людей, которые возводили стены Смольного.

История Воскресенского Смольного собора Санкт-Петербург, Смольный собор, Собор, История, Архитектура, Памятник архитектуры, Смольный, Монастырь, Екатерина II, Ленинград, Длиннопост

Комплекс Смольного монастыря

Не готическое мрачное величие Кёльнского собора, не византийская мягкость Владимирского храма в Херсонесе, не помпезный шик московского Храма Христа Спасителя не вызывают во мне таких искренних эмоций, таких личных, глубоких и нежных мыслей, тех чувств трепета и любви, которыми наполняется моя душа, когда я вижу силуэт Воскресенского собора, который почти сливается с голубым небом и белоснежными облаками, в которых высекают золотые искорки солнце. Как говорят храм – это “дом Господень”, и лично для меня нет места кроме Смольного монастыря, в котором так тонко и четко осознается это сакральное понятие.

История и архитектура Смольного собора

Российская императрица Елизавета Петровна провела свое детство в деревянном дворце “Смольном доме” , и очень полюбила это место на берегу Невы. По её желанию, на месте дворца должен был быть построен величественный монастырь, в котором она хотела в покое провести последние дни своей жизни. Императрица даже хотела принять монашеский постриг, но не успела реализовала свое желание. Проект храмового комплекса Елизавета Петровна поручила своему обер-архитектору - Бартоломео Франческо Растрелли, с именем которого у нас ассоциируется вся елизаветинская эпоха.

История Воскресенского Смольного собора Санкт-Петербург, Смольный собор, Собор, История, Архитектура, Памятник архитектуры, Смольный, Монастырь, Екатерина II, Ленинград, Длиннопост

Кирсанов Н, Смольный двор

Растрелли - это российский архитектор итальянского происхождения. Именно ему принадлежат проекты Большого дворца в Петергофе, Андреевского собора в Киеве (который имеет много общий черт со Воскресенским собором). Именно он занимался перестройкой Екатерининского дворца в Царском Селе. Франческо Растрелли являлся наиболее ярким представителем “русского” или “елизаветинского” барокко, и проект ансамбля Смольного монастыря был вершиной архитектурного творчества в этом стиле. Храмовый комплекс был заложен в 1748 году, строился 87 лет, действовал 87 лет и был закрыт еще через 87 лет.

История Воскресенского Смольного собора Санкт-Петербург, Смольный собор, Собор, История, Архитектура, Памятник архитектуры, Смольный, Монастырь, Екатерина II, Ленинград, Длиннопост

Б. Патерсен, Вид Смольного монастыря со стороны Охты.. Ок. 1800

Главной “русской” чертой в барочном стиле Смольного является пятиглавие собора. Со времен Екатерины второй все храмы возводятся с пятью главами, и Воскресенский собор был первым. Пышность Смольного напоминает о том, что это не простой, а дворцовый монастырь, построенный лично для императрицы. Монастырь кроме собора включает в себя еще корпуса вокруг Воскресенского, которые опоясывают его, и размыкаются лишь перед главным входом, образуя площадь. Благодаря этому мы можем издали лицезреть все величие собора. Но изначально на месте этой площади должно было быть здание, которое окончательно бы замыкало корпуса монастыря и образовывало бы внутренний двор. Этим зданием должны были стать ворота с великолепной колокольней высотой около 160 метров, которая была бы уникальна не только для Петербурга, но и для России вообще. Для сравнения, шпиль одного из высочайших зданий города - Петропавловской крепости - целых 122 метра.

История Воскресенского Смольного собора Санкт-Петербург, Смольный собор, Собор, История, Архитектура, Памятник архитектуры, Смольный, Монастырь, Екатерина II, Ленинград, Длиннопост

Эскиз колокольни Смольного собора, автор – Фонд содействия строительству культовых сооружений РПЦ в Петербурге.

До наших дней дошёл макет монастыря, благодаря которому мы можем представить, как бы мог выглядеть весь храмовый комплекс, если бы проект Растрелли был воплощен до конца. Модель смольного монастыря было решено вырезать из липы, а детали декора отлить из свинца и позолотить. Постройка архитектурной модели комплекса Смольного велась шестью лучшими плотниками, при этом Растрелли сам раскрашивал модель кисточкой. Модель Смольного монастыря плотники собирали в таком же порядке, в котором впоследствии предполагалось собирать оригинал.


Сам ансамбль монастыря выполнен в строгой симметрии, корпуса окружают собор, и представляют собой здания - ризалиты , объединённые переходами. Изначально эти переходы должны были быть открытыми, и можно было бы прогуливаться из одного корпуса в другой. Но из-за суровости русского климата переходы застеклили. По углам собора расположены четыре башни, и все они были в свое время церквями. Две церкви посвящались святым покровителям императриц Елизаветы и Екатерины Великой. Для этих церквей интерьеры делал сам архитектор Растрелли, но в течении двадцатого века большая часть внутреннего убранства была утрачена. Сохранились лишь элементы лепнины. Одна башня была лютеранским храмом. Последняя четвертая башня была храмом Святого Благоверного Александра Невского, домовой церковью Смольного института благородных девиц.

История Воскресенского Смольного собора Санкт-Петербург, Смольный собор, Собор, История, Архитектура, Памятник архитектуры, Смольный, Монастырь, Екатерина II, Ленинград, Длиннопост

Аэрофотосъёмка Смольного монастыря.

Корпуса между собой объединяет с собором великолепная чугунная решетка, которая была сделана по рисунку архитектора Василия Петровича Стасова, который создавал интерьер Смольного собора. В рисунке решетки виден растительный орнамент: колосья пшеницы, виноградная лоза. В двух башенках Смольного до революции были звонницы. Теперь там располагаются самые высокие в историческом центре Петербурга смотровые площадки, которые возвышаются над Невой на 50 метров.


Собор значительное время простоял в бездействии. После закладки в 1748 строительство шло быстрыми темпами. На его строительство был выделен огромный бюджет, были согнаны тысячи солдат и приглашены тысячи мастеров из разных губерний. Но в связи с началом Семилетней войны с Пруссией строительные работы замедлились. После смерти Елизаветы, Екатерина Великая назначила главным архитектором Юрия Фельтена (который знаменит своей храмовой архитектурой) и сократила бюджет строительства. В 1764 году в монастырских корпусах, окружающих собор, возникло первое высшее женское учебное заведение России – Императорское воспитательное общество благородных девиц (Смольный институт благородных девиц Петербурга). Здесь учились девушки благородного и мещанского происхождения.

История Воскресенского Смольного собора Санкт-Петербург, Смольный собор, Собор, История, Архитектура, Памятник архитектуры, Смольный, Монастырь, Екатерина II, Ленинград, Длиннопост

Ф. В. Перро. Вид Смольного монастыря

Но сам Воскресенский собор все еще не был достроен. У императора Павла Ι были другие строительные интересы: Михайловский Замок, у Александра Ι своя строительная программа: Казанский собор, затем Исаакиевский собор. За десятилетия кровля Воскресенского собора обветшала, стены покрылись трещинами, подвалы наполнились водой. И только Николай Ι смог завершить то, что замыслила Елизавета Петровна, но без великолепной колокольни, которая могла стать главной доминантой города.


Именно Николай I поручил проектировку внутренних интерьеров Смольного Василию Стасову. Мастер в полноте воплотил во внутреннем убранстве собора главный принцип классицизма – величие в простоте. Белые сплошные стены, мощные пилоны, поддерживающие главный барабан и белые колонны. Широта и простор. Стены украшены небольшим количеством лепнины с ангельскими и растительными мотивами с минимальным количеством росписей. Огромное, пустое (в том числе и в цветовом смысле) пространство создает ощущение воздушности, небесного простора, и при этом подчеркивает мощность и силу, которая ассоциируется со временем Екатерины Великой и наивысшим расцветом Российской империи. Барочная мягкость наружного убранства, и строгие кластические внутренние интерьеры удивительно контрастируют, но при этом прибывают в волшебной гармонии, вызывая чувства восхищения и благоговения .

История Воскресенского Смольного собора Санкт-Петербург, Смольный собор, Собор, История, Архитектура, Памятник архитектуры, Смольный, Монастырь, Екатерина II, Ленинград, Длиннопост

Интерьер Воскресенского собора

Также интересным и нетривиальным вопросом для Василия Стасова было отсутствие отопления. «С величайшим трудом», как вспоминал позже Стасов, в стенах пробивали трубы для печей, поскольку по проекту Растрелли собор строился «холодным».


По утверждённому в 1835 году императором Николаем I «Положению о соборе», храм получил статус собора всех учебных заведений в память матери императора, покровительницы юношества, императрицы Марии Федоровны. В течение 87 лет Смольный Собор был главным храмом учебных заведений, в котором ежедневно проводились богослужения.


Во времена революции 1917 года здесь размещался Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов. В 1922 году иконостасы, хрустальная балюстрада, проповедническая кафедра храма были разграблены. Помещения монастыря использовались под склад. Иконостас храма был демонтирован только в 1972 году. В 1990 году в соборе открылся концертно-выставочный комплекс.


В июле 2001 года во время урагана с центрального купола собора упал шестиметровый золоченый крест, в крест попала молния, его основание надломилось, и крест вонзился в кровлю. В апреле 2004 крест вернули на место после реставрации. До 2015 года в стенах исторического здания играли на органе, проводили концерты хоровой музыки, организовывали выставки живописи, графики и декоративно-прикладного искусства, а также научные и историко-художественные музейные выставки. В январе 2016 года, в день святой мученицы Татианы, Смольный собор был передан Русской православной церкви.

История Воскресенского Смольного собора Санкт-Петербург, Смольный собор, Собор, История, Архитектура, Памятник архитектуры, Смольный, Монастырь, Екатерина II, Ленинград, Длиннопост

Рычков Алексей “Рассвет на Неве. Смольный”

Вокруг Смольного собора располагаются Факультеты политологии, социологии и Факультет международных отношений СПбГУ. Я завидую студентам нашего университета, учеба которых проходит вблизи одного из прекраснейших мест Санкт-Петербурга. Воскресенский собор является настоящим памятником истории и архитектуры. Возведенный русскими мастерами по проекту итальянского архитектора, вобравший в себя черты нескольких архитектурных стилей. За 300 лет в стенах Смольного побывали императрицы и императоры, монахини и лютеранки, воспитанницы общества благородных девиц, рабочие и солдатские депутаты. Главный вузовский храм Санкт-Петербурга, центр духовной жизни жителей города, символ красоты и уникальности Петербурга. Воскресенский Смольный собор - это удивительное место, в котором мне посчастливилось побывать.

Список использованных литературных источников и информационных материалов:


(1) Цикл видео в четырёх частях “Хранители памяти. Воскресенский Смольный собор в Санкт-Петербурге.”

(2) Михайлов А. “Творчество Растрелли и традиции русской архитектуры (из истории создания Смольного монастыря)”

(3) Э.А.Филиппова “История строительства”

(4) AnatoliyK. “Смольный: двор и монастырь, собор и институт”

(5) Диакон Владимир Василик. “Cмольный собор: воскресение литургической жизни”.

(6) Андрей Емцов.“Жемчужина на левом берегу Невы: история Смольного собора”

(7) Марина Селезнева. “Охтинский мыс и колокольня Смольного собора: подлинность против муляжа”

(8) Алексей Лепорк. “Небоскреб Растрелли: нужна ли Петербургу гигантская колокольня Смольного собора”