История стройки или обход Тольятти

Начну издалека. Федеральная автодорога М5 "Урал", по простому М5 знакома большинству автомобилистов страны, связывает Москву, Рязань, Самару, Уфу, Челябинск и множество небольших городов, поселков, деревень и населенных пунктов. Протяжённость 1879 километров.

И есть у неё одно из узких мест, знакомое множеству автомобилистов и не только. А именно - участок дороги начинающийся пересечением города Тольятти (транспортные потоки М5 и города пересекаются), далее прохождением по плотине Жигулёвской ГЭС (сужение с 4х до 2х полос), съездом на полуостров Копылово ( пересечение встречного потока со стороны Тольятти) и продолжается пересечение города Жигулевск ( сужение полос, затяжной подъём в гору и пересечение с транспортными потоками Жигулевска).

История стройки или обход Тольятти Строительство, Длиннопост, Тольятти, Видео

Итого около 11 км дороги федерального значения, которая является средством связи между собой Тольятти и Жигулевска, транзитом для транспорта, проезжающего мимо них и также средством связи между собой разных райнов этих двух городов. До кучи добавим что огромное количество тольяттинцев, самарцев имеют дачи, дома на другой стороне Волги, и просто любят скататься отдохнуть в заповедник Самарская Лука, чем добавляют нагрузку на эту дорогу.

Для разделения транспортных потоков Тольятти и М5 в 2015 году началось строительство трёхуровневой развязки (срок сдачи уже перенесли с 2019 на 2020) что добавило постоянное изменение транспортных потоков через город и ещё большую нагрузку на участок дороги. Ну просто в пылу стройки забыли перенести  ЛЭП чтобы не мешала, но это тема стоит отдельного поста)

История стройки или обход Тольятти Строительство, Длиннопост, Тольятти, Видео

Что имеем - будни, нормальная погода, не дачный сезон - этот участок дороги спокойно проезжается за 12-15 минут с соблюдением скоростного режима и любованием на Волгу и горы с плотины Жигулевской ГЭС.

Но стоит на этом участке дороги произойти ЧП, в виде снегопада, ДТП, наступить пятнице в дачный сезон,  дорога сразу превращается в пробку, которая может стоять от Зеленовки до Переволок, а это около 50 км. Без движения можно простоять энное количество часов, пока последствия ЧП не ликвидируют. Личный рекорд - 8 часов зимой и 6 часов летом. Дорога стоит намертво, развернутся можно только назад, если понял что встанешь в пробку. Заехал на плотину ГЭС - развернутся нельзя вообще, справа и слева Волга).

История стройки или обход Тольятти Строительство, Длиннопост, Тольятти, Видео

Стандартный вид летом на картах пробок. Дальнобои называет это место "иголье ушко", "бутылочное горлышко" и прочими, в большинстве своём, нецензурными эпитетами.

История стройки или обход Тольятти Строительство, Длиннопост, Тольятти, Видео

В общем, все плохо и запущено. Страдают местные, транзитники, нагрузка на дорогу колоссальная, на водосливную плотину ГЭС еще больше.

Дав понятие ситуации, переходим к непосредственно теме поста - Климовский мост или обход Тольятти. Стройка эта уже началась и исправит ситуацию вот так:

История стройки или обход Тольятти Строительство, Длиннопост, Тольятти, Видео

А теперь подробно. Планы о строительства еще одного моста через Волгу дублером М5 в Поволжье начинали строится со времен строительства Жигулевской ГЭС, более-менее предметно начинали проговариваться примерно в 1985 году, и в 1990 свелись к тому что мосту быть. Определилась и площадка для строительства - город Октябрьск неподалеку от Сызрани.  Далее бахнул распад СССР и стало как-то не до новых строек. Проект затих и его положили под сукно. Но годы шли,  страна, вслед за ней её жители начали как-то крутится,  копить жирок, массово покупать автомобили, нагрузка на М5 в узком месте возрастала всё больше, и про мост снова вспомнили.

История более-менее хронологически начинает прослеживаться с 2005  года, когда губернатор Самарской области Константин Титов обратился в Правительство РФ с предложением строительства  мостового перехода через Волгу. Правительство губернатора поддержало.  Строительство мостового перехода через Волгу было включено в проект "Автомобильные дороги" Федеральной программы "Модернизация транспортной системы России" на 2002 – 2010 годы. И всё завертелось. Меееедленно так. Начались неспешные изыскания средств, изучение стройплощадки, составление проектной документации и прочие работы.

В 2006 году в области стартовала масштабная компания строительства моста через Волгу в районе Октябрьска: в ходе тендера стоимостью 80 млн руб. на разработку проекта моста был выбран московский проектировщик - ОАО "Гипротрансмост". Но, спустя два года выяснилось, что областной Минтранс окончательно еще не определился, где собственно строить мост. Кроме варианта стройки моста в районе Октябрьска, начал рассматриваться вариант строительства в районе села Климовка, и с рядом с селом Заволжье.

В 2008 году в процесс вмешался крупный частный инвестор, имя которому АвтоВАЗ. Губернатор области Владимир Артяков, руководивший АвтоВАЗом с 2006 по 2007 год, дал поручение рассмотреть предложение АВТОВАЗа и счел реализацию проекта строительства моста в районе Климовки возможной на основе частно-государственного партнерства. При этом группа "АВТОВАЗ" должна взять на себя обязательства по подготовке проектно-сметной документации и указать проценты финансирования. Ещё раз рассмотрев все площадки для строительства обласной Минтранс склонился к стройке рядом с Тольятти, аргументировав это расширением транспортной составляющей города, близостью крупных предприятий и строительством техно-парка "Жигулевская долина". На 2008 год стоимость строительства оценили в 40 млрд. рублей.

Далее проект затих до 2012 года, когда губернатор Самарской области Николай Меркушкин на встрече с президентом обратил его внимание на состояние дорог области и поднял вопрос о постройке моста до 2018 года, к ЧМ по ногомячу в России. Президент, в свою очередь, поручил губернатору  подготовить предложение по строительству нового моста в Тольятти.

Наконец, в 2013 году, на сайте Госзакупок появилось  следуещее:

Выполнение работ по разработке проектной документации строительства мостового перехода через реку Волгу с обходом городского округа Тольятти и выходом на автомобильную дорогу М-5 «Урал» I этап в муниципальных районах Ставропольский и Шигонский Самарской области для министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области. Цена контракта - 146 129 595,00 Российский рубль (максимальная). Но , к сожалению, конкурс был  признан несостоявшимся, так как была предоставлена только одна заявка. Далее конкурс был проведен повторно, и исполнитель определился - ГИПРОТРАНСМОСТ. Сроком исполнения заказа был назначен декабрь 2015 года.

В сентябре 2016 года на месте строительства были завершены изыскательские работы и началась разработка проектно-технической документации. Стали известны предварительные параметры этого моста: его протяженность составит 3,8 км.

В июле 2017 специалисты Главгосэкспертизы России одобрили проект строительства моста через Волгу у села Климовка. Возведение моста вошло в первый этап программы строительства трассы Центр — Поволжье — Урал. Длина новой дороги — 11,114 км, из них 3,7542 км отведено под мост.

В 2018 году проект строительства нового моста стал частью международного транспортного маршрута «Европа — Западный Китай». Общая протяженность новой трассы составит 97 км, из которых 3,75 км — длина моста.

Наконец, 16 октября 2019 года,  инвестор — хозяйственное партнерство «Концессионная компания "Обход Тольятти"» — подписал концессионное соглашение с региональными властями.Во время подписания соглашения присутствовали премьер-министр РФ Дмитрий Медведев и глава федерального Минтранса Евгений Дитрих. Мост станет частью международного транспортного маршрута Европа — Западный Китай, — сообщили в правительстве Самарской области. Компания «Обход Тольятти» предлагала вложиться в реализацию проекта пополам с государством. При общей стоимости строительства 130 миллиардов рублей инвесторы рассчитывают на помощь от властей в размере 67,3 миллиарда рублей. Аналогичным образом компания собирается заниматься финансированием моста во время его эксплуатации. От государства она планирует получить около 102 миллиардов рублей.

Новый мост будет стальным. Под его строительство выделят земли в Шигонском и Ставропольском районах. Заверзение сторительства - 2024 год.

Подготовительные работы при этом на обоих сторонах Волги уже велись, работала геологоразведка, геодезисты, представители 46 Мостотряда.

Вид на  месторасположения будущего моста.

История стройки или обход Тольятти Строительство, Длиннопост, Тольятти, Видео

Строить тольяттинский мост будут те же бригады, которые возводили Керченский мост. В декабре 2019 два мостотряда завершают последние работы на юге и частично уже передислоцировались в Самарскую область. Мостостроители, около 70 человек в каждом отряде, осваиваются уже на обоих берегах Волги. Но рабочих будет гораздо больше. Около Климовки строится рабочий городок на 600 человек, под Тольятти - ещё на 400.

Начало стройки.

История стройки или обход Тольятти Строительство, Длиннопост, Тольятти, Видео

Вид с Климовки на Тольятти.

История стройки или обход Тольятти Строительство, Длиннопост, Тольятти, Видео

План строительства.

История стройки или обход Тольятти Строительство, Длиннопост, Тольятти, Видео

В течении зимы 2019 и весны 2020 активно завозилось оборудование, плавкраны, понтоны, бетонный завод, готовились площадки под бурение опор на обоих берегах стройки, вырубалась просека под дорогу со стороны Тольятти.

История стройки или обход Тольятти Строительство, Длиннопост, Тольятти, Видео
История стройки или обход Тольятти Строительство, Длиннопост, Тольятти, Видео
История стройки или обход Тольятти Строительство, Длиннопост, Тольятти, Видео
История стройки или обход Тольятти Строительство, Длиннопост, Тольятти, Видео
История стройки или обход Тольятти Строительство, Длиннопост, Тольятти, Видео
История стройки или обход Тольятти Строительство, Длиннопост, Тольятти, Видео

Подробная демонстрация масштаба стройки в марте 2020.

6 апреля 2020  в грунт на глубину 9 метров отправилась пробная трубосвая длиной 30 метров. Сваи испытывают на центральной, 13-й опоре моста.

История стройки или обход Тольятти Строительство, Длиннопост, Тольятти, Видео

Ну и на апрель 2020 все это выглядит вот так. Начали работы в реке.

P.S. Для любителей проектной документации - вот: https://vk.com/topic-187059885_40409852