История правостороннего и левостороннего движения

Наверняка каждый автомобилист, а может, и кто-то из пешеходов, задавался вопросом, почему в странах существуют разные стандарты движения транспорта. Не разумнее было бы установить общую норму для всех, что упростило бы жизнь туристам, приезжающим на своих авто в другие страны. Ведь в любом случае нужно время, чтоб перестроиться на иной стиль вождения. Плюс это могло бы помочь избежать аварийных ситуаций на дорогах, которые являются следствием подобных перестроек. Откуда же пошло такое разделение, и какое движение «правильнее» и безопаснее — правостороннее или левостороннее? Давайте разберёмся.

https://www.youtube.com/c/7минут

На самом деле до сих пор нет единого мнения, почему так получилось, что в одних странах ездят по правой стороне дороги, а в других — по левой. Как показывают исследования археологов, движение, например, у древних римлян, было левосторонним. Римские предки современных водителей оставили несколько свидетельств о левосторонних предпочтениях. Например, на одном из выпусков серебряных монет, датированном 50 годом до нашей эры, изображены два римских всадника, разъезжающихся по левой стороне дороги. Поскольку большинство людей правши, всадникам обычно было удобнее запрыгивать на лошадь с левой стороны. Тем более что справа у них обычно висел меч в ножнах и боевая правая рука в любой момент могла быть занесена для удара или защиты.

Также были найдены остатки старых каменоломен, по дороге от которых левая колея была обычно разбита сильнее, чем правая.

Позднее, когда «ездить» с оружием стали реже, а количество лошадиных сил в экипажах выросло, на дорогах стало формироваться правостороннее движение. Чтобы разъехаться на узкой дороге, проще направить экипаж на обочину правой, более сильной рукой. Так это и стало сначала традицией, а потом и нормой.

Широкому распространению правостороннего движения мир обязан завоевательным войнам Наполеона. Бонапарт предписал военным держаться правой стороны, чтобы другие люди, встретив французскую армию, уступали дорогу. Ещё через некоторое время на выбор схемы движения стала оказывать влияние политическая ситуация, и страны-союзники Наполеона приняли правостороннее движение (Польша, Испания, Голландия, Италия, Швейцария, Германия), а противники перешли на левостороннее (Португалия, Британия, Австро-Венгрия). В XIX веке правостороннее движение транспорта было закреплено законом в большинстве стран; в Британии же, наоборот, левостороннее движение стало законом в 1835 году.

А вот Россия не колебалась в выборе, и ещё в средние века было решено: правая сторона! «В России повсюду в обычае, чтобы повозки и сани, встречаясь друг с другом, разъезжались, держась правой стороны», – писал в докладе Юст Юль, датский посланник при Петре I (1709 год). В 1752 году императрица Елизавета Петровна закрепила эту норму законодательно, издав указ о введении на улицах городов империи правостороннего движения для карет и извозчиков.

Некоторые страны с течением времени поменяли одну сторону движения на другую. Кто-то в этом вопросе действовал по принципу «назло вчерашним оккупантам», как, например, США после провозглашения независимости от Великобритании в 1776 году или Корея после окончания японской оккупации в 1946 году. Причина перехода других стран на «право» лежала в географии. К примеру, в середине 1960-х – начале 1970-х на правостороннее движение перешли многие бывшие британские колонии в Африке. Сьерра-Леоне, Гамбия, Нигерия и Гана поступили так для удобства: вокруг них находились «правоездящие» бывшие французские колонии. В 1960-х годах Британия рассматривала возможность перейти на правостороннее движение, но отказалась от нее, так как чиновники сочли это дорогим и небезопасным мероприятием.

Последней в Европе направление на правостороннее движение поменяла Швеция, руководствуясь не только географическими, но и экономическими соображениями — большинство стран, куда шли производимые в Швеции автомобили, использовали левый руль. 3 сентября 1967 года ровно в 4:50 все автомобили остановились, сменив сторону дороги, чтобы в 5:00 продолжить движение, но уже по новой схеме. Этот день получил название День «H», где буква «H» обозначает (Högertrafik) «правостороннее движение».

Этот день получил свой собственный логотип. Было выпущено огромное количество "напоминалок" о предстоящем дне. Как например, "правосторонние" очки, перчатки под левую и правую руку, наклейки на фары и т. д. В первые дни после введения правостороннего движения ситуация на дорогах в Стокгольме выглядела примерно так.


Примечательно, что в правосторонних странах находится место и для «левых» исключений. Так, на улочках Парижа, Одессы, Москвы, Питера и Владивостока есть небольшие участки с левосторонним движением.

И наш второй вопрос: какое движение «правильное» и безопаснее? Как говорят специалисты, неважно, по какой стороне вы едете — это вопрос привычки. Главное, знать правила дорожного движения в стране, в которой вы находитесь, и придерживаться их.

Друзья, берегите себя на дорогах и будьте здоровы!

Познавательная статистика: мировое соотношение правосторонних и левосторонних дорог составляет 72% и 28%, при этом 66% водителей мира ездят по правой стороне и 34% – по левой.

История правостороннего и левостороннего движения Дорога, Левостороннее движение, Правостороннее движение, История, Интересное, Факты, Видео, Длиннопост

Лига историков

14.8K поста51.6K подписчика

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения