История первого протеста или единственные победители Автодора

Я постараюсь в один пост поместить всю информацию. Прошло немало времени, что-то точно упущу, так что - вопросы в комменты. История моя, пруфы разные. В том числе, мои же статьи. будет оооочень много букв.

итак, лето 2017 года многие запомнили по катастрофическим пробкам на М4 к югу от Ростова-на-Дону. шел "капитальный" ремонт трассы с перспективой взымания платы. Время уже показало, что ремонт сделали абы как, вроде идут разборки с подрядчиками, но это уже не ко мне. Меня и сотни моих соседей интересовал совсем другой вопрос.

Накануне запуска платного участка трассы М-4 южнее Ростова на ресурсе change.org число подписавших обращение против оплаты проезда перевалило за 2000 человек. Одновременно жители Азовского и Кагальницкого районов начали собирать живые подписи. Все уже знали, что жители Воронежа и его пригородов изо дня в день покорно платят по 40 рублей за проезд по участку в 800 м. Мы так не хотели.

Постепенно сформировалось три группы. Лояльные - эти ребята, среди которых были юристы, госслужащие, социально-спокойные люди - взяли на себя бесконечные переговоры с властями и автодорором. публично выступали, собирали сходы. они же принимали на себя все шишки, за что я им бесконечно благодарна. Радикальные - вели работу в сети и отвечали за шантаж. Главным козырем выступала угроза перекрыть федеральную трассу, но не просто перекрыть, а установить дежурство у поворота (кстати, малоприметного) с целью "указать водителям направление объезда". третья группа выступала связным звеном и следила, чтобы никто не попал в беду. Лично я представляла интересы полутора тысяч человек своих соседей. На встречу с Кельбахом (руководитель Автодора прилетал несколько раз вести переговоры) меня провожали, как в СИЗО, обещали если что дать показания.


А как хорошо все начиналось! Шестирядное шоссе в окрестностях Домодедово манило скоростным режимом и круглосуточным освещением. Площадки для отдыха, дежурные аварийные комиссары. А хочешь бесплатно — пожалуйста, вот она, объездная через поселки, ее даже видно. Потом аппетиты «Автодора» подросли, а риторика с просительной сменилась приказной. Хотите проехать через Тульскую или Воронежскую область? Трасса разбита на несколько кусков, на каждом шлагбаум и очередь в сезон, и каждый требует — плати. А как же альтернатива? Если в машине опытный штурман, то есть шанс ее найти. На улицах пустынных деревень ограничение скорости — 30 км/ч, «лежачие полицейские» через каждые 100-200 м и радары. Как будет выглядеть проезд по Ростовской области? Жителям Самарского вместо 40 км асфальта предложили объехать через Азов по проселкам, которые просто не выдержат трафика. Тем, кто захочет выбраться из Койсуга, предстоит еще более увлекательное путешествие: им на платном участке в районе Суходольска нужно развернуться и ехать назад, опять через пункт оплаты. Итого — 3 км по двойному тарифу. Жители Воронцовки должны ехать через Кагальницкую — примерно 80 км вместо 20. И пробки.  Раньше местные жители сворачивали на грунтовки — разгружали дорогу и быстрее попадали домой. Теперь все съезды тщательно уничтожены. Если говорить о развитии дорожной инфраструктуры, то сотрудники «Автодора» нанесли на карту частные гостиницы, кафе, СТО и заправки, но актуальность никто не проверял. В селе Самарском к объектам дорожного сервиса, повышающим привлекательность участка, отнесли давно закрытый авторемонт и гостиницы, протестующие против введения оплаты.


Но, может, собранные средства пойдут на благо всей страны и горстке селян нечего ругаться? К сожалению, деньги-то как раз уходят окольными путями. На чеках, выдаваемых в пунктах оплаты, помимо ГК «Автодор», выручившей в 2016 году 809,6 млн рублей, значится ООО «Объединенные системы сбора платы». По данным «СПАРК-Интерфакса», эта компания заработала в прошлом году на порядок больше — 6 млрд рублей, а принадлежит она нидерландской «ХАЙВЭЙ ОПЕРЭЙШНС Б.В.». отсюда

Итак, полгода мы бились. Писали петиции и письма в кремль, поставили на уши все сми, до каких могли дотянуться. много писали, вот пример. вот Тут прям эмоционально. Прибегали "инициативные группы" от депутатов и пытались то ли примазаться, то ли рассорить участников. Но мы - победили.  В село Самарское несколько раз лично приезжал глава компании «Автодор» Сергей Кельбах. Первой уступкой стало предложение приобрести устройства для безостановочного проезда пункта взимания оплаты — транспордеры — по цене один рубль. Это устройство дает скидку в 20% от обычной цены и работает на всех автодоровских участках. Затем местным жителям предложили особую цену — 30 рублей вместо 50, потом 15.

29 ноября 2017 года было подписано беспрецедентное соглашение о снижении стоимости проезда на платном участке трассы М-4 в 100 раз для жителей окрестных населенных пунктов. Легковушки местных будут пересекать участок за 50 копеек, их микроавтобусы и грузовики — за 75 копеек. Условия - нам выдали транспордеры с правом покупки "проездного" за 100 рублей. Эти сто рублей - 200 поездок, дествует два года. Вчера мой личный транспордер обновился на новый срок. Было опасение, что второго срока не будет и нас кинут. Не кинули.

История первого протеста или единственные победители Автодора Права, Автодор, Платная дорога, Дорога, Длиннопост, Реальная история из жизни, Вианизм
История первого протеста или единственные победители Автодора Права, Автодор, Платная дорога, Дорога, Длиннопост, Реальная история из жизни, Вианизм

И это еще не все. Жители настойчиво предлагали руководству компании в полном составе прокатиться по бесплатным участкам и лично оценить их «альтернативность» федеральной трассе. Не сообщалось, в каких именно населенных пунктах побывал Сергей Кельбах, но в итоге уже на подписании соглашения «Об определении основных направлений взаимодействия в целях защиты прав местных жителей, проживающих в муниципальных и сельских поселениях Ростовской области, находящихся в зоне тяготения платного участка автомобильной дороги М-4 «Дон» от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска с 1091-го по 1119-й км» он рассказал, что считает альтернативные маршруты неудовлетворительными:

— Как таковая альтернатива, которая определена распоряжением правительства, несмотря на то что по расстоянию соответствует нормативам, с точки зрения пропускной способности крайне слабая. Самый главный аргумент, который заставил сесть за стол переговоров, — это то, что жители населенных пунктов привыкли годами, десятилетиями ездить самым коротким путем. И когда вдруг дорога становится платной, и мы говорим: «Все, по этой дороге вы больше ездить не будете, езжайте вокруг, законом определено», то, на самом деле, с социальной точки зрения это не очень правильно. Когда внимательно ознакомились с требованиями, стало понятно, что проезжают далеко не весь участок, а только маленькую часть, и это потребовало переосмысления подходов. Поэтому я оказался здесь, услышал, мы сделали дорожную карту, рассмотрели маршрут из каждого населенного пункта.

Сейчас мы уже знаем, что не обманул таки. Идет ремонт на Ставропольском направлении. Капитальный ремонт межмуниципальной трассы Азов – Васильево-Петровское – Самарское продолжится в 2020 году. В этом году  на трех участках объекта устроили основание и нижний слой покрытия с примыканиями, а также верхний слой покрытия из асфальтобетонной смеси. Смонтировали систему видеонаблюдения, обустроили тротуары, выполнили работы по переустройству железобетонных труб на спиральновитые металлические. Отремонтирован мост через реку Ерик, продолжаются работы по ремонту мостового перехода через реку Кагальник.

История первого протеста или единственные победители Автодора Права, Автодор, Платная дорога, Дорога, Длиннопост, Реальная история из жизни, Вианизм

Уникальность соглашения еще и в том, что для жителей и тех, у кого в «области тяготения» есть недвижимость или проживают близкие родственники, установлена не плата за проезд по платному участку, а плата за пересечение пункта взимания оплаты. «Автодор» аргументирует отказ от полностью бесплатного проезда тем, что «введение нулевого тарифа нарушит работу программного комплекса по всей стране».  (Ага, и другие требовать начнут). еще новости по теме

вот тут, кстати, меня видно, у Кельбаха за спиной.

Споры вокруг  соглашения разгорелись жаркие и продолжались даже в день подписания. Из-за неточности общедоступных карт в список льготников не включили несколько малых населенных пунктов, и их в последний момент буквально «на коленке» дописывали и согласовывали с Сергеем Кельбахом. Выгляело это так - я со списками населенных пунктов стояла над душой сперва у главы района, затем руководящих дядек. Глава района, конечно, у нас не самый храбрый мужик. Но он не рискнул и выпихать меня, уже за это спасибо. вообще  главы администраций Кагальницкого и Азовского районов на встрече держались настороженно и несколько в стороне, а героями дня стали представители инициативной группы. Правда, расшаркивания с Кельбахом в очередной раз дали повод противникам соглашения заподозрить инициативную группу в сговоре с руководством «Автодора». На этапе финальных согласований, когда пункты соглашения принимались открытыми сходами граждан, появилась «альтернативная инициативная группа», члены которой намерены настаивать на полной отмене оплаты за участок трассы. Но за два года никаких реальных действий от них не замечено.

Мы с некоторым количеством союзников так же по сей день считаем, что поставить ворота на имеющейся дороги и брать деньги - это как то нечестно. Действуем медленно, не мытьем, так катаньем.

Автодор внезапно решил, что можно "штрафовать" за неоплату. Как бы это опция государства, о чем мы, конечно, постарались напомнить прокурору. Прокурор - молодец, он наше обращение передал. Автодору. А автодор, на самом-то деле, ничего такого и не имел в виду, а просто напомнил, что светофоры и шлюзы и вся беда... Шлюзы, елки!!!!

В общем, проверка в отношении прокурора не помешает, о чем, собственно, мы уже и попросили на следующей ступеньке.

История первого протеста или единственные победители Автодора Права, Автодор, Платная дорога, Дорога, Длиннопост, Реальная история из жизни, Вианизм
История первого протеста или единственные победители Автодора Права, Автодор, Платная дорога, Дорога, Длиннопост, Реальная история из жизни, Вианизм

Еще мы требовали стоянки и зоны отдыха. обещают к 2024 году

Ну и вот таких писем у нас примерно десяток, примерно схожего содержания.

История первого протеста или единственные победители Автодора Права, Автодор, Платная дорога, Дорога, Длиннопост, Реальная история из жизни, Вианизм
История первого протеста или единственные победители Автодора Права, Автодор, Платная дорога, Дорога, Длиннопост, Реальная история из жизни, Вианизм

В 2018 году нашими усилиями в автодор прилетело  4 административки и семь предписаний. В этом году, каюсь, мало занимались - нас дома нет.


Ну и вывод. Все же можно прогнуть даже самую тяжелую схему. Можно. Трудно безумно, но можно. Спасибо тем, кто дочитал. Для подписчиков будут еще отчеты о наших победах. Кратко можно полистать тут (не реклама, просто список публикаций сми и официальных ответов по разным нашим проектам в группе в ВК)