История марки Renault. Часть №1

Всем добрый день! Хочу представить вам историю создания марки Renault. Текст собирал из разных источников, некоторые даже пришлось переводить с французского. Приятного прочтения!

-----

Конец XIX века, эпоха авантюристов и мечтателей. Крупные КБ и инженерные кооперации ещё даже не появились в планах их создателей, а прогресс толкали конструктора-одиночки.


Могли ли Луиза и Альфред Рено предположить, что их сыновья вознесут французское автомобилестроение на уровень ведущих европейских автомобильных марок?


Итак, 18 Февраля 1877 года, в семье парижских буржуа родился Луи Рено, младший сын в семье, кроме него в доме подрастали два брата и две сестры. Отец семейства владел крупной галантерейной фабрикой и торговым домом, мать происходила из знатного французского рода и была в первой очереди наследства на владение сетью магазинов, не трудно догадаться, что Луи, как и два его старших брата, были избалованными детьми, но если старшие братья проявляли тягу к знаниям, то последнего учеба не интересовала. Он был в семье любимцем, ему многое прощалось, и Луи этого было достаточно.


Будущий гений воспринимал всерьез только технику и электричество, И это, в общем-то, совершенно не удивительно, ведь это был конец 19-го века, когда почти каждый день делали невероятные открытия и изобретения. Мальчишки тогда с открытыми ртами следили за всем новым, что происходило в мире науки, наблюдали, как быстро меняется мир. Но Луи не хотел быть обычным наблюдателем. Имея очень чуткую интуицию, он пытался вникнуть в принцип работы механизмов, пробовал самостоятельно творить. В одиннадцатилетнем возрасте, он, руководствуясь ленью, создал довольно необычное изобретения. Чтобы «оптимизировать процесс освещения в комнате», и чтобы не вставать каждый раз с кровати, чтобы включить свет, он сконструировал специальную гальваническую батарею. И теперь, чтобы включить освещение в комнате, нужно было просто потянуть за веревочку, пластины опускались в кислоту и вырабатывали электричество. А еще, довольно скоро, он сбежал из дома и уговорил знакомого кочегара, чтобы тот взял его в локомотив, где мальчишка прокатился до самого Руана и изучал работу паровой машины.


Последнюю попытку засадить сына за парту и получить хоть какое-то образование делает отец Луи, так как видел, что его семейное дело тот продолжать не намерен, он ставит перед сыном условие: тот поступает в техническую школу для получения высшего образования, а взамен получает гараж в саду дома в Биланкуре, недалеко от Парижа, некоторое оборудование, плюс знакомство с известным инструктором паромобилей Леоном Серполле. Кроме того, купил сыну старый мотор Panhard, чтобы Луи разбирался в технике далее.


В результате Луи получил все, чего хотел и днями напролет пропадал в гараже или в мастерской Серполле, однако свою часть договора так и не выполнил. Он не смог пройти экзамены и пошел в армию.


Вернувшись домой и скопив необходимую сумму денег, в 1898 году, Луи покупает трехколесный автомобиль «De Dion-Bouton».

История марки Renault. Часть №1 Renault, История, Текст, Луи Рено, Длиннопост

Хотя в полном смысле слова автомобилем это устройство не было. Некоторые называют его «самоходной трехколесной тележкой». Луи с удовольствием берется за переделку и в итоге создает абсолютно новый автомобиль. Он был прежде всего четырехколесным, был убран цепной привод и шестеренки, которые тогда всюду устанавливали, а вместо них поставил карданный вал с карданными шарнирами, а также трехступенчатую коробку передач с прямой третьей передачей и задним ходом (трансмиссия с кулачковым зацеплением), главное новшество, которое стало переломным в автомобильной истории. Ее и в наше время используют на гоночных автомобилях. Это позволило передавать на колеса мощность двигателя без потерь. Двигатель созданного автомобиля имел мощность всего 0,75 л.с.

На дворе был 1898 год и друзья Луи уже подтрунивали над его автомобилем, который Рено назвал Voiturette (в переводе – «повозка»).

История марки Renault. Часть №1 Renault, История, Текст, Луи Рено, Длиннопост

24 декабря 1898 года Луи праздновал вместе с друзьями Рождество и, разгоряченный в споре о принадлежности его творения к автомобилю, заключил пари, заявив, что его новая машина сможет одолеть улицу Ру Лепик на Монмартре, которая имела уклон в 13 градусов. На самом деле на то время это пари было очень серьёзным, ведь конструкция первых автомобилей была несовершенной, и тогда езда в гору становилась практически невозможной, ведь превращалась в истинную пытку.

Луи блестяще справился с заданием. Это дало ему не только круглую сумму выигрыша, но и целых 12 заказов на такой же автомобиль. Но самым главным было - требование от одного из присутствующих на «пробеге» автомобиля, продать ему Voiturette немедленно. Рено с радостью это сделал. Именно это событие, по мнению самого Луи, послужило началом истории компании Renault.

Пару месяцев спустя он зарегистрировал патент на коробку передач, и вскоре изобретение Рено было принято всеми автомобильными заводами того времени. А схема работы карданного вала до сих пор остается неизменной у автомобилей с задним приводом.

Официальным днем рождения компании Renault считается 1 октября 1898 года, когда при поддержке опытных братьев, Марселя и Фернана, и богатой семьи была основана компания "Renault Freres" (Братья Рено).

Старшие братья, имевшие опыт работы в фирме отца, взяли на себя административную и коммерческую сферы, а Луи посвятил себя конструированию.

25 февраля 1899 года компания «Renault Freres» была официально зарегистрирована как новая автомобильная компания.

Так Луи уже в 21 год стал настоящим автопроизводителем.

История марки Renault. Часть №1 Renault, История, Текст, Луи Рено, Длиннопост

Созданная вуатюретка даже во времена, когда любой автомобиль считался спортивным снарядом, никак не тянула на спортсмена. Братья Рено её таковым не считали, но и в корне не разделяли господствующее мнение, согласно которому настоящая гоночная машина обязана быть многолитражным монстром мощностью сил в семьдесят. По их мнению, лёгкий и маневренный автомобиль и с относительно небольшим двигателем должен иметь скорость выше, чем у тяжёлых неуклюжих конструкций. И делом доказали правильность своей философии, выиграв в течение трёх лет множество соревнований на усовершенствованном автомобиле, который получил название «модель A».

По сути это была та же Voiturette на трубчатой раме с двигателем «De Dion» 270 см3, однако мощность возросла в разы, с 0,75л.с. до 1,75л.с. а максимальная скорость составила 45км\ч! Коммерческий успех данной модели обеспечили автомобильные гонки. Как правило, это были бои местного значения (Париж-Трувиль, Париж-Остенде и Париж-Рамбуйе), хотя и дававшие хорошую рекламную отдачу. За 1899 год было продано 15 «Моделей А».

До этого и конкуренты, и окологоночная публика весьма скептически относились к французам, считая, что большого международного триумфа им не видать.

В начале 1900 года Луи и Марсель Рено выигрывают гонки Париж-Бордо и

Париж-Тулуза, примечателен тот факт, что после гонки Париж-Бордо компания Рено получила заказы на изготовление 350 автомобилей! Для сравнения компания Пежо продала всего 300 автомобилей за 1899 год.

С 1900 года фирма перешла на выпуск «Модели B» все с тем же одноцилиндровым двигателем «De Dion», но на 450см3 и 2л.с., а так же попыталась наладить выпуск крупных и мощных машин. Это — модели AG1 с кузовом «капуцин». Но технические проблемы, а так же слабые двигатели вынудили отложить массовое производство этих автомобилей до 1905 года.

История марки Renault. Часть №1 Renault, История, Текст, Луи Рено, Длиннопост

В этом же году, на экспериментальной машине «Модель 8 CV» с двухцилиндровым двигателем мощностью 5 л.с., братья Рено побеждают в гонке в Grand Prix de Pau и гонке Париж — Берлин.

Хочется добавить, что в то время автогонки представляли не скоростные участки, а длинные марафоны на выносливость, поэтому фирма Рено всерьез занималась улучшением надежности автомобилей, что и позволяло ей обходить даже именитых соперников.

В 1901 году Renault расширяет модельный ряд, осваивая модели С (450см3 3л.с.), D (450см3 4л.с.) и E\F (1230см3 9л.с.) и, т.к. компания перестала справляться с заказами, заключает международный лицензированный контракт со сборочным заводом в Бельгии, который начал собирать французские автомобили.

Стоит отметить, что модели Е\F относились к классу супер-спорт и было построено всего 2 экземпляра. Максимальная скорость данного автомобиля составляла 80км\ч!

История марки Renault. Часть №1 Renault, История, Текст, Луи Рено, Длиннопост

Луи Рено, как и его заокеанский коллега и конкурент Генри Форд, в отличие от прочих современников, стремился зарабатывать не на дорогих и роскошных, а на простых и доступных автомобилях, и все модернизации на его производстве были подчинены идее снижения цены. А в чем-то великий француз оказался прозорливее Форда – если американец в то время «упирался» в свою одну-единственную утилитарную модель Ford Т, то Renault присутствовал и в сегменте роскошных престижных авто.

1902 год стал знаковым годом в истории фирмы, именно в этом году Луи заканчивает заработку собственного 4-х цилиндрового двигателя объёмом 3750см3,мощностью 20-30л.с. и устанавливает его на навое шасси. Так появился на свет знаменитая модель «K» (14 CV), развивающая 161 Н.м. крутящего момента и максимальную скорость 130 км\ч. Свое превосходство данная модель доказала на крупной гонке Париж — Вена, опередив главных соперников из Даймлер и Пежо.

25 Мая 1903 года в автокатастрофе погибает Марсель Рено. Около Пуатье, во время автопробега Париж-Мадрид, вместе со своим механиком Рене Вотье. Их автомобиль на скорости около 100 километров в час попал в облако пыли, что лишило водителя возможности увидеть закругление дороги. После этого автомашина съехала в кювет, от сильного удара водителя и механика выбросило из машины. Механик получил несколько переломов, а Марсель Рено — телесные повреждения, несовместимые с жизнью, от которых скончался через 48 часов. Из-за вопиющей беспечности автогонщиков и зрителей в этот день погибли еще 8 водителей, механиков и зрителей и 30 человек были ранены.

Братья Рено принимали участие практически во всех автомобильных состязаниях, которых в те годы во Франции проводилось очень много, но после смерти Марселя Луи на несколько лет отстранился от автоспорта.

После смерти Марселя резко ухудшается здоровье Фернана и Луи получает почти полный контроль компании Рено.

Благодаря Фернану, который занимался развитием коммерческой сети компании, дилерская сеть компании к 1904 году составляет 120 дилеров во Франции и за рубежом. Производство достигает 948 транспортных средств.

В 1905 году автомобили стали набирать популярность как такси, компания быстро среагировала на потребность рынка и одной из первых начала выпускать автомобили-такси с кузовом типа «капуцин», «дубль-фаэтон», «ландо», редкие по тому времени закрытые лимузины, улучшив свою модель AG1 заменой двигателя на более мощный (1206 см3, 14л.с.). При этом особый акцент при разработке этого автомобиля ставился на простоту и надежность конструкции. Именно указанные качества этого автомобиля привели к тому, что во Франции его стали использовать в качестве такси. К концу года часть машин было продано в США.

История марки Renault. Часть №1 Renault, История, Текст, Луи Рено, Длиннопост

Эти машины, прозванные «браунингами» из-за своего черного цвета и своей формы, прославились во время Первой мировой войны, когда 600 парижских такси-Рено было мобилизовано в кратчайшие сроки для переброски 5 тысяч солдат к реке Марна. По имени знаменитой битвы такси и получили название «марнские». Этому автомобилю даже поставлен памятник.

В 1906 на автомобильном Салоне в Берлине компания представила свой первый автобус.

История марки Renault. Часть №1 Renault, История, Текст, Луи Рено, Длиннопост

«Братья Рено» в предвоенные годы активно сотрудничали с Россией. Для Императора был создан автомобиль «лимузин-ландоле» на шасси Рено. Для наследника престола был приобретен «Рено-бебе», легкий автомобильчик, крайне простой в управлении и эксплуатации.

Конфискованные у царской семьи Рено возили и В. И. Ленина. Закуплены были таксомоторы Рено и для новой социалистической Москвы, оборудование и технологии Renault стали основой завода КИМ, известного нам как АЗЛК.

К 1908 году все акции компании Рено оказываются у Луи. Фернан был вынужден продать свою долю по состоянию здоровья.

Годом позже, 22 марта 1909 года, Фернан Рено умирает. После его смерти Луи проводит реорганизацию фирмы и дает ей новое название – «Акционерное общество заводов Рено».

Рено установил на предприятии жесткий, просто-таки диктаторский, режим. Характер у Луи и так был не сахар, а с потерей хоть как-то сдерживавших его братьев он вообще стал решительно несносен. Работа для него была превыше всего, а все, что мешало работе, жестоко искоренялось.

Между тем модельный ряд систематически обновлялся, а объемы производства фирмы непрерывно увеличивались.

В 1910-х годах каталоги моделей французской марки охватывали все тогдашние классы машин, для чего было создано, как сейчас бы сказали, 10 базовых платформ. К 1913-му году на заводах Рено было занято 5200 работников, выпускавших ежемесячно около 1000 автомобилей.

Имея достаточно свободных средств, Луи Рено начинает развивать производство в родственных сферах. На новых заводах и в цехах проектируются и серийно строятся двигатели для аэропланов, судовые машины, сельхозтехнику, автобусы, такси и грузовики собственной конструкции, в том числе и передовые для того времени «трехоски». Привлекая в свои КБ лучших конструкторов и технологов, Луи сам принимает участие в проектировании. Он получает авторские права на систему питания с турбонагнетателем, патентует быстросъемные свечи, которые можно было менять оперативно, не разбирая мотор, наклонную рулевую колонку, пневматический стартер, барабанные тормоза, гидравлический амортизатор.

Накануне Первой мировой войны мощности заводов Рено переориентировались на нужды армии. Был налажен выпуск танков. Легкий танк F-17 оказался настолько удачным, что его применяли плоть до Второй мировой войны (по некоторым данным, последний раз его использовали в 1944 или даже в 1945 году).

После войны Луи Рено получил высшую награду Франции – орден Почетного легиона – за вклад в победу над врагом, а в 1919 году он был признан первым промышленником Франции. Французы стали называть фирму Рено «спасителем нации».

История марки Renault. Часть №1 Renault, История, Текст, Луи Рено, Длиннопост

К 1920 году фирма Рено производила широкий спектр техники: от малолитражных автомобилей, грузовиков и сельскохозяйственной техники до промышленных и судовых механизмов. В начале 20-х годов Луи реорганизовал концерн по принципу «вертикальной интеграции».

Изыскиваются возможности снижения себестоимости продукции, главная стратегия — доступный по цене товар.

После войны бизнес Рено успешно развивался, производились новые модели, устройство машин совершенствовалось, количество выпускаемых машин постоянно росло. Появились машины представительского класса, некоторые модели были исключительно дорогими.

1925 Алмазный символ становится логотипом Renault, и впервые устанавливается на 40CV, который приносит ряд рекордов по дальности пробега, экономии горючего и побеждает в гонке Монте-Карло.

Отдельно расскажу про эмблему компании Renault:

Первый логотип, использовавшийся на продукции компании, состоял из инициалов трех братьев Рено: Луиса, Фердинанда и Марселя, появилась в 1900 году. Позже, в 1906 её переделали, заменив инициалы передней частью автомобиля.

С началом Первой Мировой Войны компания Renault отодвинула на второй план производство автомобилей и сосредоточилась на выпуске легких танков. Танки были настолько успешны, что после окончания войны, братья переделали логотип, нарисовав там танк.

При этом самой эмблемы на автомобилях не было до 1922 (1923) года. В 1922 (1923) году появился круг с помещенной внутри него надписью «Renault» между двух горизонтальных линий. Знак ставился на клаксон и решетка позволяла звуку выходить беспрепятственно.

Форма алмаза, по одной версии - в честь выигранной в 1924 году автогонки с главным призом – алмазом, по другой - данная форма является следом от гусениц танка F-17, сформировалась позже, в 1925 году и осталась до сего времени, не потерпев никаких кардинальных изменений, лишь периодически появляясь в цвете, меняя размеры и расположение.

История марки Renault. Часть №1 Renault, История, Текст, Луи Рено, Длиннопост

1926: бьет мировой рекорд в гонках на выносливость при

средней скорости 173 км/ч

История марки Renault. Часть №1 Renault, История, Текст, Луи Рено, Длиннопост

С 1926 года тормоза на всех четырех колесах были стандартны для всех автомобилей Renault. Представлена модель Renault NN , надежный и крепкий автомобиль. Джордж Естиенн выбрал Renault NN, для своего путешествия через пустыню Сахара, в январе 1927г. Поездка Естиенна — почти 17000 км (10000 миль) — была завершена без каких-либо механических неисправностей. Получен патент на приспособление для размещения багажа (багажник).

В легковой модельной линейке компании – и семейные компакты с моторами-«четверками», и роскошные модели с 8-цилиндровыми двигателями и стильными кузовами. Годовой тираж автомобилей Renault достигает 58 000 единиц. Однако, во второй половине 1930-х из-за снижения заработной платы, связанной с ужесточением трудовой дисциплины и экономическим спадом, начались волнения рабочих. Только вмешательство правительства в переговоры с рабочими позволило погасить конфликт. В связи с уступками рабочим у компании снизились доходы и Renault вернулась к производству малолитражек.

Существует легенда, что после встречи с Адольфом Гитлером 21 февраля 1935 года Луи Рено предвидел скорое начало Второй мировой войны и связанное с ней падение доходов населения и ускорил работы по созданию бюджетной модели – Juvaquatre, несущий кузов, передняя независимая подвеска и все это за умеренную цену. Это был автомобиль, возродивший французское автомобилестроение в послевоенные годы.

1936 Получен патент на изобретение раскладных сидений.

C 1939 года Renault вновь стала одним из самых важных поставщиков для французской армии до падения Франции в 1940 году.