История ледокола «Красин». Часть1
Приветствую, Дамы и Господа, на связи Гена Инженерский.
Мы уже с вами побывали на самом современном судне, а теперь время отправится в прошлое, на один век назад!
Добро пожаловать на борт ледокола «Красин».
Ледокол был построен в Великобритании,по заказу Российской Империи ,в городе Ньюкасл-апон- Тайн и спущен на воду 3 августа 1916 года. Затем был включён в состав ВМФ Российской империи под названием «Святогор»
Спустили- то спустили, но надо же закончить страительство? Сказано, сделано!
и 3 марта 1917 года ледокол отправился в своё первое плавание навстречу приключениям!
Но приключений долго ждать не пришлось, пройдя всего 15 миль , судно вернулось в порт.
Капитан Константин Неупокоев рапортовал, что судно не слушалось руля и отклонялось от курса на 40’ в обе стороны.
(Фото Константина Константиновича Неупокоева)
Мдаааа, Приплылииии.
Но вы не волнуйтесь, через две недели всё починили, последующие испытания прошли успешно и уже 31 марта 1917 года на борту «Святогора» был поднят Андреевский флаг и ледокол вошёл в состав флотилии Северного Ледовитого Океана.
На протяжении нескольких десятилетий он был самым мощным арктическим ледоколом в мире. Ледокол сразу же был использован для обеспечения проводки английских судов с военными грузами в Архангельск.
В июле 1918 года для препятствования кораблям английских интервентов Губернский комитет разработал план перекрытия фарватера. 1 августа ледокол был затоплен вблизи устья реки Чижовка, между островами Лысунов и Реушинский в дельте Северной Двины. Корабль сел на мель, оставались видны трубы и часть корпуса.
(Фото затопленного ледокола «Святогор»)
Интервенты всё же захватили город, а участвовавших в затоплении арестовали и расстреляли (командир «Святогора» Николай фон Дрейер, старшина кочегаров и председатель судового комитета Терёхин А. А., матросы Бабурин П. А., Григорьев И. А., Даниленко П. Е., Ларнонов В. В., Мальцев А. А. Команда «Святогора» увековечена на табличкахна памятнике Обелиске Жертвам интервенции 1918-1920 годов. Спустя несколько дней судно подняли и использовали в работе порта.
В феврале 1920 интервенты отступили, забрав с собой ледокол в Англию. Использовался в работах по разминированию в Скапа-Флоу.
В январе 1920 года «Соловей Будимирович»(В 1921 году переименован в «Малыгин») застрял во льдах в 5 милях от устья реки Индига.
На корабле закончился уголь для котлов, а течение вынесло корабль через Карские ворота в Карское море, где он дрейфовал несколько месяцев. До конца марта шли безуспешные переговоры об участии стоявшего у берегов Великобритании «Святогора» в спасательной экспедиции.
Англия согласилась за 20 000 фунтов стерлингов предоставить корабль Норвегии.В мае, по соглашению требовалось выплатить Норвегии 2 000 000 крон за снаряжение «Святогора» и норвежскую команду (кроме угля, продовольствия и экипажа, «Святогора» снарядили аэропланом и шлюпками-санями). 12 мая Ленин подписал постановление №472 Совнаркома от 11 мая о выделении Наркоминделу кредита для оплаты экспедиции Норвегии.25 апреля«Святогор» пришел в Берген, где английский экипаж сменился на норвежский. Ледовый лоцман был О. Свердруп, капитан Фальк-Мусс, в экспедиции проводил исследования и наблюдения профессор Л. Л. Брейтфус. 9 июня «Святогор» отправился в экспедицию. 12 июня пришел в Белушью Губу в сопровождении норвежского угольщика. 14 июня, закончив загрузку углём, «Святогор» вышел в путь и подошел к Карским Воротам. В Карском море «Святогор» встретился с «III Интернационалом». На встрече были выбраны параллельные но близкие дальнейшие курсы поиска. 19 июня «Святогор» подошел к «Соловью Будимировичу» и в 3 часа началась перегрузка на него угля и продовольствия.
С него на «Святогор» перешли белогвардейские офицеры. 20 июня в 14 часов[корабли пошли в обратный путь, «Святогор» был ведущим колонны. В Карских воротах капитан Фальк-Мусс принял остров Воронов за остров Олений и «Святогор» сел на банку. На «Соловьей Будимирович» и «III Интернационал» была перегружена часть угля и продовольствия и 25 июня при полной воде «Соловьей Будимирович» и «III Интернационал» сдёрнули «Святогора» с банки. 26 июня вернулся в Белушью губу к угольщику. 29 июня «Святогор» отправился в обратный путь в Тромсё и далее в Англию.
На этом заканчивается история ледокола «Святогор» и начинается его вторая жизнь, под именем «Красин», но об этом поговорим в следующем посте.
С вами был Гена Инженерский https://t.me/gena_engineer, до новых встреч!