История чайных клиперов

История чайных клиперов Море, Судоходство, Чай, Опиум, Длиннопост

Клипер — торговое парусное судно середины XIX века, созданное исключительно для скорости. Клиперы, как правило, были узкими для своей длины (8-9 длин к ширине) и могли перевозить ограниченное количество крупногабаритных грузов, но площадь парусов была большой для размера судна. Название «Клипер» не относится к конкретному плану парусного вооружения или судну; клиперами могут быть шхуны, бриги, бригантины и т.п., а также суда с полным оснащением. Одной из особенностей клиперов - были паруса-лисселя, треуголный парус, на оконечностях рей, за счет чего повышалась парусность клипера. Клиперы в основном строились на британских и американских верфях. Клипперы плавали по всему миру, в первую очередь на торговых путях между Великобританией и Китаем, в трансатлантической торговле, а также на маршруте из Нью-Йорка в Сан-Франциско вокруг мыса Горн во время Калифорнийской золотой лихорадки. Первым настоящим клипером была Rainbow, спроектированная Джоном Гриффитсом и спущенная на воду в 1845 году. Она проделала путь от Нью-Йорка до Кантона за 102 дня, что на две недели меньше предыдущего рекорда этого путешествия.

Годы бума

Годы бума клиперов начались в 1843 году в ответ на растущий спрос на более быструю доставку чая из Китая. Это продолжалось под влиянием открытия золота в Калифорнии и Австралии в 1848 и 1851 годах и закончилось открытием Суэцкого канала в 1869 году.

История чайных клиперов Море, Судоходство, Чай, Опиум, Длиннопост

Среди наиболее известных клиперов были, так называемые китайские клипера также называемые опиумными клиперами, предназначенные для перемещения по торговым путям между Европой и Ост-Индией. Последним примером таких кораблей, все еще находящихся в приемлемом состоянии, является «Катти Сарк», хранящийся в сухом доке в Гринвиче, Лондон. Когда китайский император решил ввести эмбарго на европейские промышленные товары и потребовать оплаты всех китайских товаров серебром, цена выросла, что ограничило торговлю. Ост-Индская компания начала производить то, что китайцы желали так же, как чай — британцы: опиум. Это оказало значительное влияние как на Индию, так и на Китай. Опиум также импортировался в Великобританию и не был запрещен, поскольку считался полезным с медицинской точки зрения. Лауданум, изготовленный из опиума, использовался как болеутоляющее, чтобы вызвать сон и подавить беспокойство. Знаменитые литературные любители опиума Томас Де Квинси, Сэмюэл Тейлор Кольридж и Уилки Коллинз также принимали его за приятный эффект. Район Лаймхаус в Лондоне был известен своими опиумными притонами, многие из которых обслуживали как китайских моряков, так и английских наркоманов.

Клиперы строились для сезонной торговли, например чая, где ранний груз был более ценным, или для пассажирских маршрутов. Быстроходные корабли идеально подходили для перевозки небольших объемов высокодоходных товаров, таких как чай, опиум, специи, люди и почта.

Последние китайские клиперы имели максимальную среднюю скорость более 16 узлов (30 км/ч). Великая чайная гонка 1866 года продемонстрировала их скорость. На корабле Дональда Маккея «Властелин морей» сообщалось о самой высокой скорости, когда-либо достигнутой парусным судном – 22 узла (41 км/ч), достигнутой во время плавания в Австралию в 1854 году. (Первый клипер Джона Гриффитса, «Радуга», имел максимальную скорость 14 узлов.) Есть еще одиннадцать случаев, когда судно развивало скорость 18 узлов (33 км/ч) или более. Десять из них были записаны американскими клиперами. Помимо захватывающего дух дневного пробега «Чемпиона морей» в 465 морских миль (861 км), есть еще тринадцать случаев, когда корабль прошел более 400 морских миль (740 км) за 24 часа. И, за редким исключением, все рекорды плавания между портами принадлежат американским клиперам. 24-часовой рекорд Чемпиона морей, установленный в 1854 году, не был побит до 1984 года (многокорпусным судном) или 2001 года (другим однокорпусным судном).

Устройство клипера, размещение груза

История чайных клиперов Море, Судоходство, Чай, Опиум, Длиннопост

Все подошло к концу

Эпоха чайных клиперов оказалась коротким, но захватывающим временем. В ноябре 1869 года открылся Суэцкий канал, создавший судоходный проход между Дальним Востоком и Средиземноморьем.

История чайных клиперов Море, Судоходство, Чай, Опиум, Длиннопост

В одночасье для пароходов стало экономически выгодно плавать через Суэцкий канал и заниматься торговлей чаем в Китае. Вспомогательный пароход «Эрл Кинг» отплыл из Фучжоу через 8 дней после клипера «Ариэль» с пассажирами и грузом чая. Он прибыла в Лондон за 15 дней до клипера, и клиперам был предрешен конец.

История чайных клиперов Море, Судоходство, Чай, Опиум, Длиннопост

Последний из клиперов

Одно из последних зарегистрированных путешествий чайного клипера, которое мы можем найти, — это путешествие Лотаря . Во время своего первого рейса под командованием капитана Эмлина Пикок, отправившегося из Лондона 10 сентября 1870 года, он достиг Иокогомы за 135 дней. Позже она была приобретена компанией Killick Martin & Company в 1873 году, а затем Уильямом Боуэном в 1885 году. В конечном итоге судно был потеряно в 1910 году по неизвестным причинам. После этого большинство клиперов использовались на австралийских маршрутах.

История чайных клиперов Море, Судоходство, Чай, Опиум, Длиннопост