Ищем нестандартный подход к игре го

Ищем нестандартный подход к игре го Игра Го, Шахматы, Нестандартный подход, Логические игры, Развлечения, Настольные игры, Длиннопост

Просто разделочная доска, на которой запросто можно сыграть в го )

Недавно совсем на виси вышла огромная статья про игру го, которая охватила вообще всё: правила, полезные ресурсы, ИИ, турниры и даже развлекательный контент. На пикабу есть отдельная статья с правилами.  Поэтому подробно на основах и каких-то деталях я не буду подробно останавливаться и перейду сразу к теме статьи.

Если вы хоть раз посещали сайты для игры в шахматы, вы наверняка знаете, что в шахматах существуют нестандартные режимы, например, в которых меняется цель игры (до трех шахов, царь горы и т. п.), на доске генерируются случайные стартовые позиции или правилами позволено выставлять захваченные фигуры. В го таких извращений особо не много - максимум что мне удалось найти, так это игры с нестандартным полем, например, с шестиугольниками вместо перекрестий или на трехмерных досках.

Известный способ разнообразить игру - парное го. В игре 2 на 2 игроки по очереди делают ходы, но не могут совещаться. Выигрывает команда, в которой игроки лучше понимают ход мысли союзника. Этот же вариант возможен с использованием ИИ в качестве напарника/соперника. Такого рода чемпионаты совсем недавно проводил гугл.

Словом, какие-то необычные, нестандартные подходы к игре позволяют игру упростить, усложнить, разнообразить и даже найти способ научиться смотреть на собственный стиль под новым углом.


Давайте погрузимся в пучину извращений и попробуем пофантазировать.


1. По стопам прошлого.

Итак, го это игра, в которой два игрока поочередно выкладывают на доску камни, чтобы окружить территорию. Вообще в го существует проблема технического характера - первый ход дает преимущество. Современные правила предусматривают компенсацию в виде штрафных очков (коми). Есть ли другое способы как-нибудь уровнять игроков, сделать игру острее и разнообразнее?

Начальные расстановки в шахматах претерпевали большие изменения в ходе развития игры, в го они так же были различны за всю историю. Некоторые из них имели скорее традиционный характер, но безусловно они так же вводились для создания максимально равных условий для игроков. Такие позиции можно взять из сборников. Учтивая современные успехи в машинном обучении, можно попытаться поручить ИИ сгенерировать максимально равные начальные позиции возможно со специально посчитанным коми. У этого решения есть свои плюсы:


1. с каждым следующим ходом преимущество первого хода постепенно сглаживается, а это самое преимущество становится легче посчитать, а значит точно уравнять игроков вне зависимости от очереди хода

2. Относительно случайная позиция может даже сгладить разницу в опыте игроков

3. Длительность игры немного снизится

4. Игроки получат новые ощущения от созерцания и вникания в полученную позицию.

Однако, недостатков тоже немало. Все-таки, такой подход сужает вариативность и многообразие игры, убирает одну из самых важных и интересных частей партии - фусеки. Есть еще один вид игры с начальной расстановкой – «точечное го» (подробнее тут).

Другие два подхода являются более спорными, чтобы посчитать их надежность требуется полноценное исследование.

Прежде всего, здесь стоит поговорить о возможности выставлять более одного камня за один раз. Здесь опять может идти речь о расстановке, например на определенной части доски и по заранее оговоренным правилам. Проблем тут много. В частности, такие правила нужно создать и они могут быть сложными. В простейшем случае игроки расставляют камни на одной стороне поля, первый ход компенсируется легко: игрок будет вынужден поставить на один камень меньше в расстановке. Конечно, какая-то расстановка почти очевидно будет давать большее преимущество и для серьезных соревнований такое не подойдет, но попытаться найти оптимальную расстановку из 4-6 камней будет интересно.

Если позволить ставить два камня каждому игроку, игру становиться сложнее представить. Да, если игроки могут занимать сразу два пункта на доске, игра становится сложнее, разнообразнее, острее. При этом, преимущество первого хода падает. Но возможно, что при такой игре возникнет слишком много спорных игровых ситуаций, чего нам хотелось бы избежать.


2. Поиск критического хода

Итак, а если мы пытаемся найти нестандартный подход к игре, но не привязываемся к преимуществу первого хода, что тогда? Какие полезные режимы игры мы готовы попробовать?

Первое упражнение, которое может разнообразить стандартную партию - необходимость сделать ход за соперника в определенный момент матча. Есть ли такой ход, который сломает всю игру соперника? Или, быть может, вы договорились сделать ход конструктивный, значит будете вынуждены глубже вникнуть в позицию.

Вы можете добавить возможность сделать один дополнительный ход в любой момент начиная с 20-30 хода. Возможность поставить на доску сразу два камня пусть лишь раз за партию - это очень ценный инструмент, способный перевернуть игру. Впрочем, оба игрока могут сделать такое, и главное - в какой момент использовать подобный "козырь"? А что если можно пропустить ход, чтобы в какой-то момент сделать два разом? Думаю, даже профессиональные игроки не сразу решат, когда пускать в дело такие возможности


3. Неравноценные ходы

Наконец, третья группа извращений, которые могут изменить привычный стиль игры и внести разнообразие - изменение ценности тех или иных ходов. Представьте себе партию, в которой за каждый прыжок на один пункт вы платите одно очко сопернику или за каждый пустой треугольник? Вы можете платить за хорошие формы, тогда вы будете ценить их сильнее, понимать их роль в игре. Штрафы за плохие формы заставят вас трижды подумать, прежде чем играть их.

Вы можете договориться о ценности случайных точек на доске. Что если пункты в центре доски идут по двойной цене? Что если стоимость некоторых пунктов на доске случайно меняется или меняется после занятия определенных позиций? Открываются новые тактические и стратегические возможности, проверенные временем тактики могут перестать работать. Значит все-таки новое правило добилось своего и вывело вас из зоны комфорта?

А что если ценности меняются еще глобальнее? До этого момента мы не меняли цель игры. Однако же, некоторые развлекательные режимы шахмат избирают новую цель.

Что если игра идет до пяти захваченных камней? Игра меняется сразу и кардинально, любые жертвы опасны, о жизни приходится думать чаще обычного. Слишком радикальное ухищрение? Ну может быть.



В общем, если вы думали попробовать себя в го - дерзайте, игра не даст вам соскучиться еще долгое время. Но если вы вдруг заскучали, вам хочется взглянуть на игру в новом свете и заставить мозг биться над совершенно новыми нестандартными задачами - устроить приключение проще, чем кажется.

Возможно у вас есть какие-то идеи для необычных способов игры или каких-то интересных упражнений? Сталкивались ли вы с необычными режимами в привычных логических играх? Пишите в комментариях



Не нужно, даже далеко ходить. Астрономическая доска го – вариант доски у тибетских монахов. Что если не все пункты одинаково ценны?

Ищем нестандартный подход к игре го Игра Го, Шахматы, Нестандартный подход, Логические игры, Развлечения, Настольные игры, Длиннопост