313

Исчезающие узкоколейки

Исчезающие узкоколейки Железная дорога, Узкоколейка, Торф, Видео, Длиннопост

В советское время было достаточно развито такое явление как узкоколейная железная дорога (УЖД).

Если обычная колея в России составляет 1520 мм, то стандарт - на узкой колее она составляет всего 750 мм.

УЖД широко использовалось для вывоза торфа (в качестве топлива), для вывоза леса, в качестве пассажирского сообщения.

Исчезающие узкоколейки Железная дорога, Узкоколейка, Торф, Видео, Длиннопост

Основным потребителем торфа в СССР являлись государственные районные электростанции (ГРЭС) и теплоэлектроцентрали (ТЭЦ).

Кроме того, торф использовался в качестве топлива на многих котельных, чаще всего — в переработанном (брикетированном) виде.

Для производства брикетированного торфа сооружались торфобрикетные заводы.

В небольшом объёме торф использовался в качестве удобрения и сырья химической промышленности.

Наивысшей формой развития сетей торфовозных узкоколейных железных дорог было их объединение в «Транспортные Управления» (ТУ), «Объединённые Хозяйства Железнодорожного Транспорта» (ОХЖТ) или «Предприятия Промышленного Железнодорожного Транспорта» (ППЖТ).

Исчезающие узкоколейки Железная дорога, Узкоколейка, Торф, Видео, Длиннопост

По протяжённости линий и техническому развитию большинство ТУ (ОХЖТ, ППЖТ) вполне можно было сопоставить с железнодорожными сетями небольших государств.

Исчезающие узкоколейки Железная дорога, Узкоколейка, Торф, Видео, Длиннопост
Исчезающие узкоколейки Железная дорога, Узкоколейка, Торф, Видео, Длиннопост

Торфовозные узкоколейные железные дороги, общая протяжённость которых исчислялась десятками тысяч километров, после 1991 года стали массово уничтожаться.

Причиной уничтожения лесовозных узкоколейных железных дорог в те годы являлся переход на автомобильный вывоз леса, однако основная причина уничтожения торфовозных узкоколейных дорог была другой — прекращение добычи торфа.

Исчезающие узкоколейки Железная дорога, Узкоколейка, Торф, Видео, Длиннопост

К сожалению, торфяная промышленность в России после 1991 года потерпела сокрушительный «погром».

Объём добычи торфа сократился в десятки раз.

Почти все ГРЭС и ТЭЦ, работавшие на торфе, были переведены на другие виды топлива (главным образом, газ, в некоторых случаях — мазут).

Небольшие котельные также стали массово переводиться на газовое топливо.

Это привело к уничтожению огромного числа торфовозных узкоколейных железных дорог.

Очень распространённой являлась также ситуация, когда в связи с многократным падением объёмов добычи торфа из многочисленных линий крупной сети торфовозных узкоколейных железных дорог оставляли лишь небольшие участки, ведущие от торфомассивов к самому ближнему посёлку.

Исчезающие узкоколейки Железная дорога, Узкоколейка, Торф, Видео, Длиннопост

Большинство торфовозных, лесовозных и иных промышленных предприятий, которые раньше использовали узкоколейную железную дорогу, перешли на автомобильный транспорт.

Причина переориентации – оптимизация материальных затрат: аренда автотранспорта на короткий срок дешевле, чем использование узкоколейной техники на постоянной основе.

Узкоколейный электровоз К1У-4 ( \"Утюг\" ) на территории кирпичного завода.

Зарайский кирпичный завод.

Исчезающие узкоколейки Железная дорога, Узкоколейка, Торф, Видео, Длиннопост

Начальник конструкторского бюро Камбарского машиностроительного завода:

В промышленности узкоколейная железная дорога – умирающий вид транспортных артерий. Например, предприятия, занимающиеся лесозаготовкой, уже много лет заказывают только запчасти.
Была надежда на появившийся несколько лет назад большой проект от компании «Ангара Пейпа» в Красноярском крае.
Они собирались заказать около 100 вагонов для вывоза леса.
Но в итоге этот проект взял «длительную паузу».
Пять лет назад на Алапаевской узкоколейной железной дороге открылся туристический маршрут, и мы поставили туда локомотив и несколько плацкартных вагонов.
Но с тех пор реализуем туда только запчасти.
Аналогичные заказы поступают и с торфовозного предприятия, использующего узкоколейку под Санкт-Петербургом.

Новый узкоколейный тепловоз ТУ8 предназначен для производства маневровых работ, а также грузовых и пассажирских перевозок по железным дорогам узкой колеи 600-750-1067 мм.

Исчезающие узкоколейки Железная дорога, Узкоколейка, Торф, Видео, Длиннопост
Исчезающие узкоколейки Железная дорога, Узкоколейка, Торф, Видео, Длиннопост

Пассажирский вагон ВП750-ДИТС предназначен для перевозки пассажиров по железным дорогам узкой колеи.

Исчезающие узкоколейки Железная дорога, Узкоколейка, Торф, Видео, Длиннопост
Исчезающие узкоколейки Железная дорога, Узкоколейка, Торф, Видео, Длиннопост

Губинский машиностроительный завод.

Производство было расположено в посёлке Губино, Орехово-Зуевского района, Московской области.

Завод в советское время выпускал электростанции для «узкоколеек»: ЭСУ-1 (электростанция самоходная узкоколейная), ЭСУ-2.

С 1991 года на площадях завода начала работать фирма «Тонар», которая развернула производство прицепом для легковых автомобилей.

В настоящее время время завод делает карьерные самосвалы высокой проходимости (собственное производство самосвальных кузовов, кабин, рам, мостов, осевых агрегатов) и различные полуприцепы.

Исчезающие узкоколейки Железная дорога, Узкоколейка, Торф, Видео, Длиннопост

Пример:

Узкоколейная железная дорога Мокеиха-Зыбинского торфопредприятия — торфовозная узкоколейная железная дорога, колея 750 мм.

Максимальная длина 43 км.

Год открытия: 1950 год.

Грузовое, пассажирское движение.

Мокеиха-Зыбинское торфопредприятие занимало в СССР второе место по объемам добычи торфа, более 1 миллиона тонн ежегодно.

Мокеиха-Зыбинское торфопредприятие находится в Некоузском районе, Ярославской области, линия его узкоколейной железной дороги на значительном протяжении пролегает по территории Тверской области.

В июне 2016-того года дорога разобрана.

Разобрана перегрузочная эстакада, ж/д техника порезана и продана как лом.

От железной дороги и от Мокеихо-Зыбинского предприятия практически ничего не осталось. Предприятие ликвидировано.

ТУ7-0727 на станции Участковая.

Исчезающие узкоколейки Железная дорога, Узкоколейка, Торф, Видео, Длиннопост

ТУ7А-3333 с грузовым составом на перегоне Участковая - о.п. Горки.

Исчезающие узкоколейки Железная дорога, Узкоколейка, Торф, Видео, Длиннопост

Сейчас.

Исчезающие узкоколейки Железная дорога, Узкоколейка, Торф, Видео, Длиннопост
Исчезающие узкоколейки Железная дорога, Узкоколейка, Торф, Видео, Длиннопост
Исчезающие узкоколейки Железная дорога, Узкоколейка, Торф, Видео, Длиннопост

Источник.

Источник.

Источник.

Источник.

Источник.

Торфяная промышленность в Беларуси сохранена.

Большинство крупных узкоколейных железных дорог успешно работают и развиваются.

В последние годы почти обыденным событием стала покупка белорусскими торфопредприятиями подвижного состава узкой колеи на уничтожаемых узкоколейных железных дорогах Российской Федерации.

В Литве, Латвии и Эстонии торфяная промышленность не подверглась столь катастрофическому разрушению, как в России.

В Литве и Латвии торф является почти единственным видом собственного топлива, сохраняется значительное число торфовозных узкоколейных железных дорог.

"Бешеная табуретка.")

Исчезающие узкоколейки Железная дорога, Узкоколейка, Торф, Видео, Длиннопост
Исчезающие узкоколейки Железная дорога, Узкоколейка, Торф, Видео, Длиннопост
Исчезающие узкоколейки Железная дорога, Узкоколейка, Торф, Видео, Длиннопост
Исчезающие узкоколейки Железная дорога, Узкоколейка, Торф, Видео, Длиннопост

Железная дорога

4.2K поста6.7K подписчика

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
2
Автор поста оценил этот комментарий

А в чем их экономический смысл изначально заключался?

На шпалах сэкономить или что?

раскрыть ветку (6)
4
Автор поста оценил этот комментарий

По большому счёту, УКЖД имеет два применения.

Промышленная используется для вывоза и перевоза всяких тяжелых и многочисленных ништяков. Торф, лес, руда, глина, сырьё всякое на заводах. И тут, на самом деле она не столько с широкой колеёй спорит, сколько с автомобильным вывозом. УКЖД дороже в изначальном строительстве, зато в эксплуатации она гораздо удобнее и дешевле автомобильных дорог. Её одинаково легко использовать в любое время года - особенно осенью и весной, когда автодорога превращается в говно и технику гробит на раз-два. А вагончики как катались по железкам - так и продолжают кататься, невзирая на дождь, снег, слякоть. Плюс надо понимать, что сделать узкую насыпь в лесу или болоту гораздо проще, нежели обычную дорогу - попробуй на колёсах по болоту меж торфорезов покататься. А если речь про времянку - типа подъехать к какой-то точке в лесу, то я видел (на видео/фотках, разумеется), как шпалы кидали почти на голый грунт, укрепленный кое-как брёвнами. На пару месяцев, полагаю, хватало.


Узкоколейка не обладает скоростями и тяжёлыми грузами - а значит там и требования к жесткости полотна очень низкие - лишь бы рельсы шпалой соединены на правильном расстоянии друг от друга, а то, что сама дорога змейкой идёт и весь состав шаробасит - это пофигу. Можно посмотреть всякие видосики со старых узкоколеек - там те ещё "американские горки". И норм ей. Такие "раздолбайки" строились от предприятий.


И второе применение - как замена большой колеи в тех местах, где хреновый грунт, большие расстояния, а объемы вывоза большие, но не настолько, чтобы широкую колею кидать. Требования к таким УКЖД повыше (все же 100+км тарахтеть на малой скорости такое себе), но всё равно она в разы проще широкой колеи. Такие УКЖД строились на расстояния в сотни километров и соединяли города. Было таких несколько сетей на СССР.


Часто оба применения объединялись - и УКЖД не только возила по лесам брёвна и торф, но и была "дорогой жизни" для глухих деревень. А часто на самой УКЖД вырастали в лесах деревни да рабочие посёлки, жители которых работали на заготовках и обслуживали свою дорогу.

раскрыть ветку (2)
5
Автор поста оценил этот комментарий

Ну и сходу отвечу, почему новые УКЖД не строятся. Опять же, из-за спора с автомобилями, которые за век продвинулись в плане эффективности очень сильно. А вот узкоколейки так и остались на уровне полувековой давности - последний раз они были моедрнизированы введением тепловозной тяги вместо паровой. Сильное новшество, но слишком давно это было. А машинки и технологии строительства дорог дорабатываются постоянно.


То есть в целом, УКЖД - это такая технологическая времянка. Большой костыль на время, пока авто не подняли свой уровень.

раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Ну да, конечно, "дороже в строительстве", ага.
По сравнению с "бесплатными" дорогами - всё дорого будет.
А если за свои деньги полотно класть - современная ширококолейка, по крайней мере, неэлектрифицированная, примерно равна современному шоссе - по деньгам.
Узкоколейка - раз в десять дешевле, правда, без поправки на провозную способность.
С поправкой - раза в три-четыре.

1
Автор поста оценил этот комментарий
1
Автор поста оценил этот комментарий

Присоединяюсь к вопросу.

В чем преимущество узколкйки перед обычными путями.

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Узкоколейные железные дороги дешевле в постройке и эксплуатации, чем железные дороги со стандартной шириной колеи.
Меньшие размеры локомотивов и вагонов позволяют строить более лёгкие мосты; при прокладке тоннелей для узкоколеек требуется извлекать меньший объём грунта.
Кроме того, на узкоколейках допускаются более крутые кривые и подъёмы, чем на обыкновенных железных дорогах, что обусловило их популярность в горных районах.
Недостатками узкоколейных железных дорог являются: меньший габарит и вес перевозимых грузов, меньшая устойчивость и меньшая максимально допустимая скорость.
Как правило, узкоколейные дороги не образуют единой сети и чаще всего строятся предприятиями для одной определённой цели (например, для вывоза заготовленного леса или торфа.
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку