Ирене дель Кармен Моралес Галас

Ирене дель Кармен Моралес Галас родилась 1апреля(1848 года в деревне Ла Чимба в окрестностях Сантьяго(теперь район Реколета, у реки Мапочо. Её родителями были Хосе Доротео Моралес и Йесабель Галас После смерти отца она переехала вместе с матерью в Вальпараисо, где научилась ремеслу швеи. В 1860 году ее мать отдала ее замуж за Хуана Лусена , пожилого человека, который умер до того, как исполнился год в браке, потом умерла и ее мать.

Ирене дель Кармен Моралес Галас Женщины, Солдаты, Героиня, Чили, Личность, История, Южная Америка, 19 век, Длиннопост

Лишившись семьи, Моралес решила в 1877 году отправиться в боливийский портовый город Антофагаста (Боливия до Тихоокеанской войны имела выход к морю), в котором в то время начался экономический бум по причине начала добычи в этой области селитры. Отбыла туда пассажиром с билетом III класса, который приобрела, продав почти всё, что имела.


В Антофагасте работала в таверне,барменшей и,там же встретила Сантьяго Писарро, чилийского музыканта,прикомандированного к группе боливийского гарнизона города,на 5 лет моложе себя.Они поженились в середине 1878 года; считалось что Моралес тогда было 13 лет,что не соответствует действительности.


Сантьяго Писарро в сентябре 1878 во время драки в таверне убил боливийского военного,был арестован,заключен в тюрьму, приговорен к смертной казни.Его молодая жена целый день пыталась добиться отмены приговора, апеллируя даже к президентскому помилованию, но ничего не получилось.Ранним утром 24 сентября 1878 года Писарро был расстрелян 67 выстрелами.


В Национальной Библиотеке Чили,в зале Медина хранится посмертный снимок Писарро,на котором тот выглядит спящим,с незатронутым выстрелами лицом. Ирене сняла золотое кольцо с его пальца. Она носила его до конца жизни.


Факт расстрела вызвал в Моралес жажду мести против боливийцев и побудил ее присоединиться к чилийской десантной армии в Антофагасте.Через пять месяцев после смерти Писарро, когда Антофагаста была присоединена к национальной территории Чили,14 февраля 1879 года, именно Ирене Моралес направилась к зданию боливийской префектуры и сорвала щит соседней страны, разбив его о пол.Расстрел Сантьяго Писарро также привел к протестам чилийской общины Антофагасты против боливийских властей.


Согласно ежедневнику "Эпоха" (La Epoca) в 1896,который собрал историю спустя годы, "Ирене сделала превосходное захоронение Сантьяго,она приехала в Вальпараисо, чтобы найти элегантную мраморную плиту для размещения на его могиле. Эта плита стала одной из первых подобных на кладбище в Антофагаста"

Группа чилийско-перуанских исследователей сделала важные выводы,которые достоверно устанавливают возраст и материнскую фамилию Ирене Моралес.

Легендарной маркетантки Тихоокеанской войны было 30 лет в начале конфликта, а не 13, Как отмечается в самой распространенной информации.


В составе исследовательской группы "Старые Знамена "в Антофагасте президент учреждения Родриго Кастильо Камерона,Аны Оливарес Сепеда, исследователя роли женщин в Тихоокеанской войне,Хосе Орельяна Муньоса,исторический хранитель на кладбище Антофагаста.Работа началась, когда Кастильо Камерон нашел журналистскую заметку, датируемую 1896 годом, где приведены важные сведения.Эта публикация дала ценные подсказки, которые привели к другим открытиям.Публикация называлась "военные наброски"и помогла найти захоронение Сантьяго Пасарро на кладбище Антофагаста,а также в заметке говорилось о том,что в январе 1883 Ирене Моралес вступила в брак с капралом Альфредо Систерносом в Лиме.Анна Оливарес нашла в FamilySearch свидетельство о браке между Альфредо Систернасом и Ирене Моралес, сделанное в Лиме в 1883 году.Совпадало имя жениха, невесты, город, год, вдовство Ирене.Разница лишь в том, что в газете говорится, что это было в январе, а в акте о браке отмечается сентябрь.. В брачном документе говорится, что родителей Ирене зовут Хосе Доротео Моралес и Йесабель галас, что Ирене родилась в Сантьяго и что она вдова “Хуана Люсены”.


На основе этих новых данных подтверждается линия исследований, обнародованная перуанским ученым Джонатаном Саоной и спроектированная в Чили Маурисио Пелайо Гонсалесом, который заслужил чистый авторитет в области исторического распространения Тихоокеанской войны.Саона всегда недоверчиво относился к юности Ирене.Тем более, когда Викунья Маккенна опубликовал статью, где указывал, что ей в 1886 году “38 лет”. На основании такой информации он нашел свидетельство о смерти FamilySearch, где значится Ирене Моралес, умершая 25 августа 1890 года в больнице “Сан-Борха” в возрасте “сорока двух лет”.


Таким образом получалось,что родится Ирене должна была в 1848 году.Снова в FamilySearch Саона нашел акт, в котором говорится о крещении женщины 22 октября 1848 года по имени Ирене дель Кармен Моралес Галас.Его родителями были Доротео Моралес и Йесабель Галас. Этот сертификат резко контрастировал с другим, относящимся к 1865 году и широко разрекламированным.


Согласно свидетельству 1865 года на момент начала войны Ирене Моралес было бы 13 лет, и она уже дважды овдовела. Этот элемент придавал ей мистический элемент девочки-женщины.

14 февраля 1879 года чилийские войска вступили в Антофагасту, начав войну с Боливией и Перу. Большая часть населения города была чилийцами, которые — считая себя угнетаемыми боливийскими властями — с радостью встретили солдат. Многие мужчины вступили в чилийскую армию. Моралес, стремясь отомстить за мужа, также попыталась это сделать, переодевшись в мужскую одежду.


Её обман удался ненадолго, поскольку капитан Эрмонгес Камус сразу же заметил у неё «округлые формы и женскую красоту». Тем не менее ей было разрешено служить в качестве неофициальной военной маркитантки и медсестры. В то время это были единственные функции, которые женщины могли выполнять в армии, и многие женщины справлялись сразу с обеими этими ролями. Как маркитантка Моралес продавала продукты питания и напитки солдатам, которые хотели пополнить свои военные пайки. Она находилась при военных лагерях и участвовала с армией в последующих сражениях, где — как медсестра — появлялась на поле боя сразу же после прекращения боевых действий и оказывала помощь раненым.


Первоначально сопровождала подразделение Камуса, 3-й линейный пехотный полк, который принимал участие в большинстве сражений чилийской военной кампании. Хотя она не была официально военнослужащей и не должна была принимать участие в боевых действиях, Моралес сражалась плечом к плечу с солдатами полка.Было отмечено, что она неплохо показала себя в обращении с винтовкой.2 ноября 1879 года приняла участие в высадке и внезапной атаке на перуанские позиции под Писагуа и 19 ноября в бою под Долоресом. Солдаты восхищались ей, когда она с полной отдачей занималась ранеными. При этом неоднократно подвергалась риску, защищая перуанских пленных от мести её соотечественников.


Узнав о её службе, чилийский верховный главнокомандующий, генерал Мануэль Бакедано, вызвал её к себе и официально разрешил носить форму маркитантки (которую ранее она носила нелегально), установил ей жалование и присвоил звание сержанта (sargento segundo, буквально «второй сержант»). Позже она была переведена в 4-ю пехотную дивизию, которая принимала участие в Такна-Арикской кампании. 26 мая 1880 года, когда во время битвы под Такной подносила воду обессиленным солдатам, она была легко ранена. Была одним из первых солдат, тем же вечером вошедших в город Такна: солдаты кавалерийского полка «Carabineros de Yungay» попросили её въехать в город верхом вместе с ними, при этом она подняла винтовку над головой и кричала «Viva Chile!». После битвы была больна в течение некоторого времени, заразившись от пленников, о которых заботилась. Неизвестно, была ли болезнь серьёзной, но через две недели она приняла участие в битве при Арике, после чего,пользуясь военными связями,приказала убить 67 военнопленных,в силу количества выстрелов, которые она подсчитала на теле своего мужа Сантьяго Писарро ,о чём свидетельствует надпись на памятнике павшим перуанцам. В январе 1881 года участвовала в сражениях при Хориллосе и Мирафлоресе и была среди чилийцев, вступивших во взятую Лиму.


Хотя большинство соотечественников Моралес восхищались её храбростью, а рядовые солдаты видели в ней «сестру милосердия», были и те, кто считал, что с получением оружия она зашла — как женщина — слишком далеко. Беньямин Викунья Маккенна похвалил её самоотверженность, мужество и ненависть, которую она таила в отношении убийц своего мужа, но в 1881 году сообщил ей, что вместо того, чтобы рисковать жизнью, она должна «спокойно вернуться в свой бедный дом и начать жить как настоящая женщина, ухаживая за родственниками, и сменить после нескольких лет приключений и страстей винтовку на свою любимую швейную машинку». Моралес не последовала этому совету; она осталась в армии до конца войны в 1883 году, приняв участие в последней битве при Гуамакучо. Люди, подобные Маккенне, были правы, говоря, что как женщина она рисковала, оставаясь на фронте: некоторые чилийские маркитантки во время войны попали в руки перуанцев и были убиты ими.


Гравюра с изображением Моралес в газете «El Nuevo Ferrocarril» (1881).

Ирене дель Кармен Моралес Галас Женщины, Солдаты, Героиня, Чили, Личность, История, Южная Америка, 19 век, Длиннопост

По окончании войны Моралес вернулась в родной Сантьяго. О её подвигах во время войны мало кто знал, но солдаты помнили её хорошо. Когда она появилась на площади Ингай во время церемонии открытия памятника чилийскому рото (буквально «сломанный»; термин, которым называют простых чилийцев), то её приветствовали с восторгом. О гражданской жизни Ирене Моралес после войны практически ничего не известно,но,как установила группа перуано-чилийских исследователей в 1883 она вступила в брак с капралом Альфредо Систернасом в оккупированной чилийцами Лиме(Перу).Умерла Ирене Моралес в безвестности и бедности в общей палате госпиталя Сан Борха в Сантьяго25 августа 1890 года в возрасте 42 лет. До признания своих заслуг не дожила.


25 августа 1930 года, спустя сорок лет после её смерти, полковник Энрике Филлипс опубликовал статью в ежедневной газете «El Mercurio», в котором он писал о ней так: «В те дни было много известных чилийских Юдифь, но никто не приблизился к Ирене Моралес, образцу идеальной чилийской женщины.О ней писали многие поэты — например, Ромуло Ларранага.В её честь одна из улиц в Сантьяго была названа её именем[5]. В бурные семидесятые годы XX века она была одним из символов, используемых женскими организациями, как правого, так и левого толка.Её считают одним из величайших героев Тихоокеанской войны. Её прах был погребён в военном мавзолее Общего кладбища в Сантьяго, о котором заботится чилийская армия.

Моралес часто сравнивают с Канделарией Перес, чилийской маркитанткой периода более ранней войны Чили с перуанско-боливийской конфедерацией, которая также была отмечена за своё мужество и которая также происходила из деревни Ла-Чимба.


История : https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Моралес,_Ирене