Инженер-технолог. Трудности общения с производством

105 дней назад я пообещал через неделю написать ещё один пост. Ну-у-у, наверное, пора


В первом посте https://pikabu.ru/story/professiya__inzhenertekhnolog_505471... я рассказал в общих чертах о профессии инженера-технолога.

Второй пост https://pikabu.ru/story/inzhenertekhnolog_trudnosti_obshchen... был посвящен работе с конструкторами.

В этом посте расскажу о том, как мы взаимодействуем с производством.


Самая большая ошибка технолога, на мой взгляд, - работать в отрыве от реальности. Вы можете быть сколько угодно умным и опытным, можете писать замечательные подробные технологии по всем правилам, за которые преподаватель в университете поставил бы вам пятерку, но какой в них толк, если рабочий не читает технологическую документацию и делает так, как считает нужным? Первые месяцы работы я ходил в цех почти с каждым чертежом с вопросами.


"Как вы это делаете?" - так вы узнаете предпочтения и привычки рабочих, заодно познакомитесь и покажете, что пишете для них, а не для галочки.


"Какие максимальные размеры обрабатываемых деталей?" В документации к станку написано 500х700, но, с одной стороны, датчик привязки инструмента мешает поставить длинные и широкие детали, а с другой стороны при желании можно немного вывесить деталь за пределы стола, а потом сместить для обработки остальной части и перезакрепить.


"Вам нужна оснастка для навивания пружин?" - нет, обрезки заготовок никуда не сдаются и регулярно служат рабочему материалом для оправок. А вот для крупных деталей материал под заготовку нужно учесть, чтобы резчику не пришлось искать неучтенный материал, иначе на детали может не хватить, а это большая проблема.


Десятки, сотни вопросов с годами превращаются в весьма ценный опыт. Правда, не всему, что скажут рабочие, можно верить на слово. Нежелание возиться с деталью превращается в аргументированное на первый взгляд объяснение, что это слесарная работа или на ЧПУ лучше отдать. В таких случаях приходится консультироваться с начальником участка, цеха или производства в зависимости от сложности, потому что, как ни крути, они ближе к работягам и лучше знают, где быстрее, легче или точнее сделать тот или иной элемент детали.

Бывает и обратная ситуация - спрашиваешь токаря на этапе проверки детали на технологичность, может ли он это сделать, а он в ответ: можно сделать всё, вопрос только во времени.


Следующий этап общения с производством - исправление неизбежных при большом объёме работы ошибок. Я взял за правило с утра проходить по участкам поздороваться с рабочими и инженерами, благо производство небольшое. Цеха начинают работу раньше технологов, поэтому к моменту моего прихода рабочие уже переоделись, подготовили станки к работе, открыли чертежи и обнаружили ошибки или вспомнили, что заметили в конце прошлого дня. Многие вопросы получается решить прямо на месте, сэкономив и своё, и чужое время. Другие вопросы сразу настраивают на рабочий лад. Опять же, постоянно мелькая в цехах, можно заслужить доверие и уважение. Первое важно тем, что на тебя не жалуются лишний раз, а решают проблемы вместе с тобой. Один из уволенных несколько лет назад технологов бывал на производстве пару раз в год и писал порой совершенно отвлечённые от реальности технологии, да и академическими знаниями при этом не блистал. Кстати, на фоне таких сотрудников гораздо легче считаться хорошим технологом)


Помимо рабочего персонала на производстве есть немало инженеров - начальники участков, цехов, начальник производства и его замы и т.д. С высшим звеном общение сводится к решению особо сложных вопросов, также я подхожу к ним с вопросами по технологичности, когда надо проверить новое сложное изделие. Некоторые вещи кажутся мне логичными, хоть и сложными, но на практике излишне сложными. Опытный и мудрый начальник расскажет, что тонкая уплотнительная резинка 5 лет назад не обеспечила герметичности на другом изделии или предложит уточнить, какой материал лучше подойдёт для работы под давлением в солёной воде.


Помимо участков по механической обработке на моей работе есть гальванический участок, малярка, термичка и т.д. Знание того, какое покрытие лучше для определённых условий работы изделия, бесполезно, если забыть спросить гальваника, а используем ли мы такое покрытие у себя на предприятии. Сложности могут быть связаны с отсутствием требуемых реагентов или банально нецелесообразности сливать ванну раствора для регулярно используемого покрытия, чтобы сделать одну партию деталей с редким покрытием и поменять раствор обратно. К слову, химические реагенты нельзя просто слить в канализацию, их надо деактивировать, очистить или даже отправить на переработку в соответствующие организации.



Подводя итог, скажу, что сотрудники производственных отделов для технолога это не просто исполнители, но в первую очередь коллеги, а иногда и очень ценные учителя, от отношений с которыми напрямую зависит эффективность работы технологического отдела

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
2
Автор поста оценил этот комментарий
Вот с первого предложения, видно наших людей. Если заказ сдан вовремя, значит вернётся на доработку
раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Нет ТЗ и жёстких сроков - нет выполненного задания)
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку