Интернет и искусство

Интернет - децентрализованная сеть. По своей сути он принадлежит всем и каждому, а единственный способ его по-настоящему контролировать - отобрать всю технику, с которой человек может получить доступ к вебу. Почти любые два устройства можно совместить проводами или по воздуху, чтобы получить локальную сеть, где люди смогут общаться и обмениваться данными. Можно сверху нацепить пару протоколов шифрования и получить любой нужный уровень анонимности. И что же интернет нам принёс?

Интернет и искусство Мысли, Философия, Интернет, Искусство, Творчество, Автор, Читатели, Настоящее, Будущее, Длиннопост

Возможности и избыток информации

Если почитать книги начала двухтысячных, то можно увидеть невероятные пророчества, которые строили различные авторы. Часть из них сбылась, а часть нет. Маркетплейсы, например, значительно удешевили продукцию и заставили рынок работать в рамках честной конкуренции, вынудив перейти от принципов Гранд Базара к принципам качества и прозрачности. Пускай до реальной утопии еще далеко, но сейчас если купить бракованный товар, то, зачастую, можно без особых проблем его вернуть или получить ремонт по гарантии. Еще лет десять-пятнадцать назад чудом было, если вас в магазине с таким запросом не послали сразу. Интернет почти полностью убил паразитические профессии вроде риелторов, и значительно улучшил работу турагентств. Когда информацию легко проверить, сложно впихнуть дрянь задорого.

К сожалению, есть и другая сторона. Мечты о творчестве не реализовались. Люди вроде Скотта Макклауда надеялись, что интернет упростит взаимодействие авторов с читателями. Ведь как это выглядело тогда: человек приходит в издательство, показывает свою работу, большой начальник смотрит и думает, насколько она коммерчески успешна. Если он видит потенциал, то включается цепочка дизайнеров-печатников-доставщиков-аналитиков-магазинов. В результате везунчик, которого взяли в печать, получает 30 центов с комикса, который потребитель покупает за 3 бакса. Самое любопытное здесь то, что по своей сути все зарабатывают не много, зато потребитель платит приличную сумму, за чтиво на 20 минут. Процесс замыкается сам в себе, где о качестве и удовольствии потребителей не может быть и речи. В массы выходит только то, что потенциально может принести деньги. Улавливаете проблему? При такой структуре за бортом оказываются как автор, так и читатель, а в выигрыше только издательство (и даже оно не всегда).

Автор вынужден создавать не искусство, а то, что от него требует рынок, а читатель получает то, что этот рынок предлагает. Кажется, что основная масса читателей определяет, что будет популярно, но, к сожалению, это не так. Если комиксы про супергероев будут приносить 80% прибыли, а драмы, триллеры или философские работы всего 20% вместе взятые, то постепенно их количество будет уменьшаться до тех пор, пока не останется только супергероика. Это вполне себе реальная ситуация в мире комиксов, где произведения типа Мауса Арта Шпингельмана скорее чудо, чем тенденция.

В итоге всё больше людей будут уходить от этого вида искусства, а искусство в нём постепенно начнёт исчезать, превращаясь в чистый коммерческий продукт. Так и произошло. Очень многие не только в нашей стране, но и в мире, уже не видят в комиксах искусство, творчество или вообще товар, за который стоит платить. В лучшем случае это считается глупым развлечением для детей.

-Причём здесь интернет? - спросит мой воображаемый хейтер.

Интернет должен был решить эту проблему. Дать возможность автору напрямую продавать работы читателю. Интернет мог уменьшить стоимость продукта, при этом увеличив доход автора. Увы, всё сложилось иначе.  Посмотрите, сколько сейчас стоят электронные книги, и посмотрите на качество работ на каком-нибудь авторутудей (я не утверждаю, что мои рассказы верх искусства, думаю, многим они не нравятся обоснованно, но я хотя бы уверенно могу сказать, что я вкладываю в свои работы идеи и пищу для размышлений).

Интернет сейчас настолько перегружен информацией, что закономерно у людей возникает вопрос: "Разве я не плачу за это временем? Почему я должен платить еще и деньгами?". Есть те, кто готовы донатить понравившемуся автору, но как таких найти? Интернет почерпнул всё те же условия, что есть и у реального рынка. Крупные корпорации теперь предоставляют свои полки бесплатно, но чтобы на них кто-то обратил внимание, ты должен платить за рекламу... и платить много.

С десяток лет назад я зарегистрировал сайт, куда выкладывал свои рассказы, знаете, сколько уникальных посетителей было за всё это время? В лучшем случае человек 150, которые оставили с пяток-другой комментариев.

Без рекламы и доли удачи, всё пришло к тому, что было раньше, только теперь "писать в стол" превратилось в "писать на собственный сайт". Роялти за твою работу снова приблизилось к 10% (и это при хорошей удаче) и полумиллиона стартового капитала на раскрутку страницы в выбранной соцсети.

Более того, интернет повлиял на наше (не буду говорить за всех, но на моё точно) отношение к информации. Сейчас солидная часть людей вместо книги или длинного поста выберет десяток мемов. ЖЖ существует едва ли не на последнем издыхании, а процветают приложения с фоточками из отпусков наших друзей.

-И что? Всё кончено? Навсегда пропали интересные авторские истории, а с каждым годом ситуация будет становится только хуже?

Такое возможно, но я всё же надеюсь, что скоро пузырь схлопнется.

Мы массово пересели с гвоздей на шурупы, забыв про молоток. Тем не менее, пыль на инструменте не делает его бесполезным. Авторы пытаются найти заинтересованного читателя, а читатели ищут интересных авторов. Шума стало больше, но эта ситуация всегда будет без изменений. Да, часть длиннопостеров, комиксистов и писателей сдались и покинули творчество, но далеко не все. Некоторые, как я, на время потеряли веру в том, что найдут свою аудиторию, но это лишь временные трудности. Я просматриваю свою полумёртвую группу в вк на 1500 человек, где 90% (как и моя админская учётка, к которая была привязана группа) уже удалены, но это ничего не меняет.

Есть желание, есть инструмент, а читатели всегда найдутся. С появлением интернета будущее искусства не в руках богачей, а в наших собственных, главное продолжить искать. Я верю в том, что искусство в своих лучших формах переживёт этот кризис и воспрянет Per rectum ad astra!

________________________________________________________________

P.S. Основное моё творчество - художественная литература, потому если вам близки мои мысли, то предлагаю ознакомиться с моими рассказами в телеграме

Интернет и искусство Мысли, Философия, Интернет, Искусство, Творчество, Автор, Читатели, Настоящее, Будущее, Длиннопост

Длинный путь с наградой в конце