Импорту зеленый свет, а экспорт под контролем
Установка официальных властей по товарообороту на фоне СВО следующая: Не возражаем, если санкционка заедет в страну, а вот экспорт под прицелом.
Каковы сейчас будни граничащей с Казахстаном Челябинской области на фоне глобальных событий в экономике и политике? Как они отразились на перевозчиках и таможенных процедурах? Давайте разбираться. Поехали!
Проблемы на границе России и Казахстана
Власти решают задачи насыщения России импортной продукцией, но те, кто этот импорт должны возить и проверять, к сожалению, не в курсе, что это важно. И на границе России и Казахстана есть живое подтверждение непонимания проблемы. Огромная очередь из более чем 400 бортов стоит на погранпереходе Бугристое в Челябинской области.
Проверки пограничниками и таможней занимают время, поэтому до вечера хаос только нарастает и исчезает только к утру. В выходные же бардак увеличивается в десятки раз.
Если проанализировать госномера, то фур из Казахстана больше, российские грузовики почти отсутствуют. Это объясняется тем, что отечественным дальнобоям проще пересекать границу с соседом в других пунктах. Скучающие в пробке дальнобойщики охотно делятся своими размышлениями по поводу сложившейся ситуации.
“Я лет пять катаюсь (через российско-казахстанскую границу). За это время здесь ничего не менялось. Даже во время карантинов (пандемии) границу закрывали для гражданских машин. А мы продолжали спокойно ездить. Такие пробки были и при карантине, и после. У нас работа, по сути, сезонная. Летом — стройки, урожай, поэтому рейсов много. Зимой гораздо меньше машин.”
Игорь, водитель из Казахстана
Напомним, что на время ковида Казахстан закрыл сухопутную границу с Россией, но оставил проезд для фур. Легковые машины стали пропускать только весной этого года.
Соглашается с коллегой водитель Азамат, который сообщил, что в пандемию было больше заказов. А сейчас, когда идет СВО на Украине, российские машины стали чаще видеть на территории среднеазиатских республик. И это логично, так как ЕС ввел с 9 апреля 2022 года запрет на въезд грузовиков с госномерами России и Белоруссии.
Появились проблемы и с поиском груза на обратную поездку.
“Обычно у нас все работают с нашими казахстанскими логистами. Но теперь они говорят, что нет грузов из России, везти нечего. У нас уже сезон урожая. Уже везем лук, арбузы. А обратно же мы не можем идти такой путь пустыми! У нас и так соляра подорожала. Невыгодно будет в Россию ездить. Я вот этот груз с трудом нашел через старого заказчика.”
Абдул, водитель из Казахстана
Пока решения проблемы дальнобойщик не видит, все упирается в рентабельность таких перевозок. Зато другой водитель из Шымкента поделился ноу-хау, как выживают казахские ТК сейчас. По его словам, логисты просто берету заказы в европейском направлении транзитом через Россию, потом путь идет по Прибалтике и дальше в Европу.
Экспорт наше все
Так называемый “параллельный импорт” или ввоз продукции без разрешения правообладателя узаконили 29 марта 2022 года. К тому времени Минпромторг составил перечень продукции, которая подпадает под условия такой модели товарооборота.
На ПМЭФ-2022 министр промышленности Мантуров сообщил, что по данной схеме уже завезли товаров на сумму $2 млрд. Тем забавней позиция таможни Челябинской области, где с товарами из параллельного импорта пока ни разу не работали.
“Пока в своей практике мы с параллельным импортом не встречались. Но накопленный опыт позволит нам отличить подделку от оригинального товара. И, соответственно, принять правильное решение.”
Станислав Васев, заместитель начальника таможенной службы Челябинской области
В настоящее время на границе с Казахстаном действуют только мобильные таможенные посты - два в Троицком и Карталинском районах, а еще один передвигается по дорогам региона. Такие своеобразные таможенные пункты на колесах проверяют сопроводительные и таможенные документы, сертификаты и сверяют фактическое соответствие груза документации.
Среди приоритетных целей - осмотр рефрижераторов, когда “санкционка” перегружались с белорусских машин на российские.
В случае обнаружения товаров из перечня “параллельного импорта” таможне достаточно указать, что данные позиции есть в списке Минпромторга и показать документы о легальном характере их приобретения.
Вообще же таможня явно нацелена на контроль экспорта, а из ввозимой продукции осматривается около 1% товаров. Более того, власти ввели облегченную процедуру таможенного оформления с целью недопущения дефицита товаров на внутреннем рынке.
Официально ФТС теперь бдительно следит за вывозом: сахара, злаков (за исключением семян), высокотехнологичного оборудования, запчастей, сельскохозяйственной, дорожной и строительной техники. Начиная с марта 2022 года с территории РФ был предотвращен ввоз 200 тонн сахара, 40 тонн ячменя, 30 вагонов с 2000 тоннами запрещенной продукции.
Желаем всем терпения и удачи!