Икона на рыбе

На этой иконе не нарисовано ничего удивительного. Но сама она написана на весьма необычном материале — сушеной камбале. Украинские крестьяне — чумаки — торговавшие в XVI в. рыбой, придумали делать походные иконы на своем улове, и вместе с товаром распространили эту традицию и в России, где подобные иконы изготовляли поморы и даже монахи Соловецкого монастыря. Изначально чумаки писали иконки на рыбе — одном из самых известных символов Христа — для того, чтобы без происшествий вернуться домой. Они вешали их на свои повозки, как сегодня бумажную иконку на зеркало вешает водитель автобуса. Если их желание исполнялось, они жертвовали такую икону-оберег в церковь. Этот образец из коллекции Российского этнографического музея был найден этнографами в XIX в. в Украине.

В традиции использовать необычные материалы для изготовления священных объектов нет ничего нового. На Западе моряки, благополучно вернувшиеся после шторма домой, могли пожертвовать в церковь макет своего корабля. Восковые или металлические вотивы в форме больных органов жертвовали и жертвуют до сих пор христианские паломники по всему миру — от Мексики до Индии. Более того, в раннее Новое время некоторые европейские храмы были своего рода музеями. С помощью выставленных экспонатов приходы привлекали больше паломников, улучшая тем самым финансовое положение храма и умножая его славу. Чего в них было только не найти: чучела животных, кости дракона (динозавра), яйцо и когти грифона (видимо, страусиные), тушу каймана, кости гигантов (окаменелости), каменный топор, рог единорога (нарвала) и даже самый настоящий метеорит! Эта традиция сохраняется и сегодня: к примеру, в 2015 г. в гентском соборе повесили огромный скелет кита.

Чумацкие «подорожные» иконы на вяленой камбале. Украина, Черкасская область, село Демки, XVIII — середина XIX вв.
Санкт-Петербург, Российский этнографический музей.

Икона на рыбе Камбала, Рыба, Икона, Иконопись, Этнография, Искусство