И вот это ели царские гвардейцы?! Ели, и еще нахваливали!
Красносельские лагеря, лето 1906 г. Л.-Гв. Егерский полк проходит церемониальным маршем на императорском смотре. Солдаты одеты в белые летние рубахи, на офицерах - белые кителя.
Заглядывать в чужие тарелки, как известно, неприлично, но сегодня мне придется отступить от этого правила этикета, чтобы рассказать вам о том, что ели солдаты Российской Императорской Гвардии, а если точнее, Лейб-гвардии Егерского полка.
Многие из нас, наверно, даже и не задумывались над тем, как был организован процесс снабжения и питания огромной российской армии? А тема, скажу я вам, прелюбопытнейшая.
В мирное время все вопросы решались быстро и четко, так как огромный механизм военного хозяйство не давал сбоев, и все вертелось и крутилось по раз и навсегда заведенному порядку.
Все продукты полк получал от поставщиков. Мясо распределялось между пятью кухнями: четырьмя батальонными и одной командной (писаря и все остальные). Из него, как правило, варили борщ, а через день щи. В качестве второго блюда приготовлялись каши: пшенная к борщу, и гречневая к щам. Супы были настолько наваристые и жирные, что обычно помощник дежурного по полку, одна из обязанностей которого заключалась в пробе и проверке качества пищи на всех кухнях, уже отказывался от завтрака в офицерском собрании и довольствовался рюмкой холодной водки под горячий пирожок.
Помимо этого каждый солдат ежедневно получал три фунта прекрасно выпеченного, в полковой пекарне, черного хлеба и три четверти фунта вареного мяса, нанизанного на особые деревянные палочки.
Полковой праздник в Красном Селе, 17 августа 1902 г. Перед строем полка застыл знаменный унтер-офицер, эскортируемый двумя обер-офицерами. Все гвардейские егеря одеты в зимние мундиры, причем очень хорошо видна разница в цвете между темно-зеленой офицерской и, практически, черной формой солдат.
Кашеварами назначались люди, неспособные к несению строевой службы. Помимо этого они должны были обладать хоть какими-то кулинарными навыками или способностями. Работали они всегда в тепле, на голод, естественно, не жаловались и, как вы понимаете, весьма дорожили своим сытым и спокойным местом, избавлявшим их от всех тягот нарядов и учений. К тому же по штату, кашевару полагались еще один или два помощника.
Старые лейб - егеря любили вспоминать о визитах главнокомандующего войсками Петербургского военного округа Великого Князя Владимира Александровича. Высокий гость приезжал запросто, без адъютанта, и нередко первым делом заглядывал на солдатскую кухню, где закусывал и разговаривал с кашеваром. Если Великий Князь оставался доволен творчеством полкового кулинара, то он награждал его в качестве поощрения золотым. Бывали, однако, порой, и провалы – когда за какую-то оплошность или разгильдяйство кашевару приходилось садиться под арест. Впрочем, справедливости ради, стоит отметить, что такие вот печальные прогулки на гауптвахту случались довольно редко.
Вел. кн. Владимир Александрович, младший брат императора Александра III и дядюшка последнего российского государя.
С началом первой мировой войны старые добрые порядки канули в Лету. Начальнику полкового хозяйства приходилось проявлять немало изобретательности, чтобы вовремя обеспечивать солдат горячей пищей в условиях изменчивой боевой обстановки.
Первая мировая война. Часовой у полкового знамени. Обратите внимание на наличие у этого бравого егеря только одного подсумка, как это полагалось при караульной форме, и сигнальный свисток. Позируя для фотографии, боец отдает ружьем честь "по-ефрейторски".
Каждая рота, отправляясь на фронт, получала в свое распоряжение походную кухню. Причем кашеварам, во время наступательных операций, приходилось трудиться чуть ли не на ходу и с таким расчетом, чтобы пища была готова к приходу на бивак или на большой привал. Иногда кухни, в зависимости от ситуации на поле битвы, могли посылаться вперед, а иногда, они подъезжали позже, кода егеря уже располагались на своей стоянке.
Где-то на полях Великой войны. Идут тренировочные занятия полковой полевой канцелярии.
Если полку приходилось зарываться в землю, то вопрос питания решался несколько иначе: теперь кухни появлялись только в тылу и только с наступлением темноты. Длительное траншейное сидение заставило изыскивать наиболее безопасные способы доставки довольствия на передовую. Поэтому прокладывались особые широкие рвы, по которым кашеварное хозяйство и подъезжало к окопам. Часто, во время больших боев или тяжелых изнурительных переходов кашевары изрядно отставали от своих рот, и прибывали довольно поздно, когда вымотанные люди падали от усталости и им было не до еды...
Весна 1917 г. Еще не отгремела война с германцами, а в воздухе уже пахнет гражданской войной. Посмотрите повнимательнее: часть егерей уже сняла погоны и императорского орла с французских стальных касок образца Адриана , а часть продолжает их носить. Однако, все они, пока еще гвардейцы, с сохраняют гвардейскую тесьму - белую на обшлагах и темно-зеленую на разрезах своих гимнастерок.
Впрочем, тема фронтового довольства российских солдат первой мировой настолько обширна, что мы договорим о ней как-нибудь в другой раз, ну а пока дно новых встречах на полях сражений и полковых плацах.