115

И опять о работе.

Привет всем!

Обещал рассказать, как в судовых условиях решается вопрос питьевой воды. Ну, тогда начнём.
Вода на судне используется для нужд экипажа и оборудования, соответственно есть ее три вида - забортная, пресная техническая и пресная питьевая. С забортной просто - насосы качают ее по системам охлаждения, пожарным магистралям, иногда забортную воду используют для смыва туалетов, и т.д. С пресной немного сложнее. Техническая вода нужна для систем охлаждения внутренних контуров двигателей, для работы сепараторов топлива и масла, она подаётся в душевые и краны кают и других жилых помещений, ею опресняют палубу - в общем очень много применений, как специфических, так и привычных. Отдельно идет питьевая вода для приготовления пищи и собственно для питья. А теперь чуть подробней.
Пресная вода появляется на борту двумя путями. Первый - приёмка с берега или с борта судна снабжения. Обычно это пресная вода, пригодная для технических нужд. На палубе к приёмной горловине подсоединяют шланг и заливают в танки.

FW2/FW1 - аббревиатуры танков пресной воды #1 и #2.

Просто и быстро. Но надолго её не хватит да и цена довольно высокая. Поэтому в рейсе мы "варим" воду сами. Для этих целей есть опреснители забортной воды. Обычно их три вида - трубчатый глубокого вакуума, пластинчатый глубокого вакуума и опреснители мембранного типа. Последний тип использует специальные трубки-мембраны, через которые под очень высоким давлением насос проталкивает забортную воду. Мембраны по принципу обратного осмоса очищают воду от соли и даже от большинства бактерий. Как по мне, это очень привередливая установка, дающая на выходи дистиллированную воду такого качества, что можно сразу лить в аккумулятор.
Трубчатый тип встречается редко уже, капризен, хотя и проще, чем мембранный. Самый распространённый вид - пластинчатые, или "самовары".

Внутри этой хреновины уложены два ряда пластин. Пластины, одинаковые по размеру и форме, имеют гофрированную поверхность и разные наборы прокладок, что позволяет организовать каналы, для протока двух типов воды - рассола из-за борта и греющей воды из системы судна. Дополнительно "самовар" оборудован эжектором (создание вакуума и откачивание отработанного рассола), питательные насосы забортной и греющей воды, дистиллатный насос и немного вспомогательного оборудования.

На Центральном Посту Управления (ЦПУ) находится щит управления. В нём же находится вся автоматика и органы управления. На фото выше - справа внизу видно верх насоса забортной воды, по центру - насос греющей воды. Трубы все подсоединены к опреснителю.
Сам процесс не особо сложен. Сначала проверяем и открываем все клапана, осматривам установку и пополняем бак с химией (о нём чуть позже). Потом из ЦПУ запускаем это всё дело, при условии, что в работе главный двигатель (это не самое необходимое условие, но и в дебри лезть не буду))))

На фото щит с уже работающей установкой.
Сначала запускается забортый насос, который прокачивает забортную воду через пластины и эжектор, который в свою очередь выкачивает из рабочей области с пластинами (вот та блестящая крышка с логотипом) воздух, создавая в ней почти 100% вакуум. Как только вакуум достигнет рабочих параметров, система подключает к работе греющий насос, начиная прокачивать горячую воду, которой охлаждается двигатель (вот зачем он должен быть уже запущен) через другой ряд пластин, создавая в камере температуру ~50°-55°. При условии вакуума, рассол закипает (резко вспоминаем, что солёная вода закипает быстрее и что на Эвересте точка кипения значительно ниже, чем у подножья))))После того, как вся установка выйдет на рабочий режим, открывается подача химии в пластины с рассолом. Это препятствует быстрому отложению соли на стенках пластин и позволяет реже останавливать установку для чистки. Вот и весь принцип работы, просто и эффективно. Пар конденсируется во второй камере и получившийся дисстилат насосом убирается наружу...В принципе - это готовая, техническая вода. Если прижучит, то можно пить - никто не умрёт, вода чистая и пресная. Но поверьте частично беззубому механику, что потом вы станете желанным гостем любого стоматолога) После пары месяцев питья такой воды, зубы сыпятся, ногти ломаются, а попутно можно и желудок посадить - водная магистраль внутри далека от стерильности. Выход - очистка, минерализация и дезинфекция.
После "самовара" вода по трубе поступает в фильтр-минерализатор.

на фото - синяя колба слева. Фильтр заполнен разными фракциями вот таких камушков

Водичка проливается сверху, и проходит до низу, получая первичную очистку и вымывая в себя весь необходимый набор минералов. Уже после этого фильтра, безвкусный дистиллат превращается в очень вкусную воду, которую утром воскресенья ты хлещешь как не в себя и...стоп, не туда.
После минерализатора вода получает дозу хлора, дозатор которого справа от минерализатора. Доза настраивается в зависимости от результатов анализов воды. Я рассказывал как их делают в предыдущем посте. После этого минерализованная вода с хлором попадает в танки на хранение.
Из танка вода забирается насосом пресной воды

и закачивается в цистерну гидрофора (белая ёмкость на заднем плане) Насосы управляются реле давления, чтоб поддерживать давление в системе в пределах от 3,5 до 4,5 бар. Из гидрофора вода проходит через фильтр тонкой очистки, который окончательно удаляет все механические примеси.

На заднем плане - гидрофор. На переднем - фильтр.
После фильтра, вода попадает в камеру, где подвергается ультрафиолетовой обработке специальной лампой.

на фото сверху слева - щит управления насосами, рядом - щит управления УФ-установки, хромированная колба внизу - сама лампа, синяя ёмкость справа - электробойлер.
После обработки, вода по одной магистрали уходит в систему холодной воды, а по другой - в нагреватель, где по достижении 64° циркуляционным насосом прокачивается по магистрали горячей воды.
Почти всё) Напоследок - фонтанчики с холодной питьевой водой и камбуз дополнительно оборудованны фильтрами, по типу как на фото

Я не расписывал абсолютно все тонкости. Но те кто дочитал эту хрень до конца, теперь в общих чертах представляют себе систему пресной воды на судне. Опять же - писал конкретно о системе того судна, на борту которого я сейчас нахожусь, на других - возможны вариации. Но принцип везде одинаков. Спасибо за внимание, вы молодцы. Кому интересно узнать что-то еще - пишите в комментариях, по возможности попробую еще немного приоткрывать вам тонкости работы на борту. Удачи всем!