Горячее лето 44-го. Взятие Могилёва

76 лет назад – 23-го июня 1944 года – началась Могилёвская операция, как составная часть более крупной, стратегической наступательной операции «Багратион».


Старт «Багратиона» состоялся накануне, 22-го июня: на северном фланге войска двух фронтов (Третьего Белорусского и Первого Прибалтийского), под командованием генералов Черняховского и Баграмяна, начали Витебско-Оршанскую операцию, охватывая белорусскую группировку противника с севера. Как мы увидим далее, на следующий день (24 июня) перейдёт в наступление и Первый Белорусский фронт генерала Рокоссовского, окружая противника с юга. Словно две «клешни краба», южная и северная группировки советских войск имели целью сомкнуть кольцо окружения вокруг немецкой группы армий «Центр», в рамках одной операции уничтожив все немецкие войска в Белоруссии за пару недель.


В этом свете, проводивший Могилевскую операцию, Второй Белорусский фронт выступал в роли «тела краба», будучи связующим звеном между северной и южной «клешнями». Перед этим фронтом не ставились грандиозные наступательные задачи, скорее наоборот. Если бы Второй Белорусский наступал слишком быстро, он бы выталкивал немцев из котла, и обе «клешни» в итоге окружили бы просто воздух. В операции «Багратион» доминировала карательная составляющая: приоритетной задачей было, как сейчас говорят, «нейтрализовать» (навсегда) живую силу немцев, а не просто выкинуть их из Белоруссии обратно на Европейский Полуостров.


Второй Белорусский фронт был создан на основе Западного фронта, при достаточно интересных обстоятельствах. Был у маршала Жукова доверенный человек (наряду с маршалом Коневым) – это маршал Соколовский. До августа 1942 года Жуков командовал Западным фронтом (сменив Конева, который перед этим угробил половину фронта, за что был приговорен трибуналом к расстрелу, но Жуков сделал его своим заместителем), а Соколовский был у Жукова начальником штаба фронта. В августе 1942 года Жуков был отстранён от самостоятельной командной работы (ушёл в заместители к Сталину), а вместо себя оставил командовать Западным фронтом снова Конева. Но у того опять получилось, скажем так, не очень хорошо, и Конева тоже отстранили, а командовать фронтом поставили Соколовского. Так вот, у Соколовского получилось ещё хуже, чем ранее у Конева – Жукова – снова Конева, и Западный фронт вообще расформировали, а из его частей создали два новых фронта, во главе которых поставили ребят, ранее успешно командовавших армиями в «украинских» фронтах: Третий Белорусский фронт (возглавил генерал Черняховский, чья армия весною штурмовала Тернополь) и Второй Белорусский (возглавил генерал Захаров, армия которого особо отличилась при штурме Перекопа в Крыму).


Правда, закончилось для них это не очень хорошо: Черняховский вскоре погибнет, точно так же, как его бывший начальник генерал Ватутин: ехал на машине в окружении пяти человек, но был убит немецким высокоточным оружием. А Захарова уже в ноябре отстранят от командования фронтом и вернут на должность командующего армией: его место потребуется Рокоссовскому, которого Жуков «подвинет» с Первого Белорусского фронта, чтобы самому брать Берлин.


Впрочем, полководческий талант маршала Соколовского не пропал: после ликвидации Западного фронта, Жуков (временно командовавший Первым Украинским фронтом вместо раненного Ватутина), взял его к себе начальником штаба. Когда Ватутин скончался, командовать Первым Украинским фронтом поставили Конева (уже без приставки «и.о.», какая была у Жукова), а Соколовский оставался у Конева начальником штаба. А в апреле 1945-го Жуков забрал Соколовского к себе заместителем на Первый Белорусский фронт. Такая вот история трёх закадычных фронтовых товарищей, на участке которых (как утверждает либеральная пропаганда) всегда были самые большие потери. После войны Соколовский был заместителем у Жукова в ГСВГ, потом – заместителем министра обороны и начальником Генерального штаба.


Вернёмся к генералу Захарову, новому командующему Вторым Белорусским фронтом. Как уже говорилось выше, его армия отличилась при прорыве немецкой обороны в Крыму, и это было прямой заслугой лично Захарова. Он поставил во главу угла суворовский принцип «тяжело в учении – легко в бою», и подчинённая ему армия была на первом месте в СССР по объёмам боевой подготовки. В свободное от боевых действий время (а там была длительная оперативная пауза между штурмом Крыма в ноябре 1943-го и в апреле 1944-го), его солдаты не знали ни минуты покоя: ежедневная учёба, отработка боевых действий (в обороне, в наступлении, в рукопашном бою, штыковая атака, стрельба из личного оружия, гранатометание, преодоление препятствий и водных преград), взаимодействие пехоты с танкистами и артиллерией, преодоление минных полей и многие другие вещи. В тылу армии был построен деревянный макет целого городка – Армянска, который предстояло брать в самом начале Крымской операции, и рота за ротой отрабатывали овладение конкретными улицами и переулками этого населенного пункта. Вот почему, когда начались реальные боевые действия в Крыму, армия Захарова перевыполнила все поставленные задачи, а её командующий пошёл на повышение.


Теперь же, перед операцией «Багратион», объём боевой подготовки принял поистине циклопические масштабы. Доходило до того, что в точности воспроизводился участок реки (рельеф обоих берегов и русло, заполненное водой), который предстояло форсировать. Глубоко в тылу проводились учебно-боевые стрельбы с участием артиллерии. В Крыму главной проблемой был подвоз боеприпасов: то, что накопили за полгода – ушло за три дня, а доставить боеприпасы на полуостров Крым – это и в наши дни задача не для среднего ума, а тогда ещё и были разрушены железные дороги и завалены горные перевалы. В Белоруссии транспортной проблемы не было, и артиллеристы получали полный безлимит даже на тренировках.


Итак, Второй Белорусский фронт (состоявший из трёх армий: 33-й, 49-й и 50-й) приступил к проведению Могилёвской операции 23-го июня, начав с 9 утра артиллерийскую подготовку атаки в полосе наступления 49-й армии. В течение двух часов артиллерия настолько тщательно перепахала позиции противника, что в 11-00, когда началась атака, сапёры в течение короткого времени беспрепятственно навели 78 лёгких мостов для пехоты и четыре 60-тонных моста для тяжёлой техники через реку Проня (по ней на тот момент проходила линия фронта). Прорвав оборону противника на участке Старый Прибуж — Старый Перевоз, к исходу дня 23 июня части 49-й армии продвинулись вперёд на 5-8 км. По показаниям пленных, численность многих немецких рот упала с 80-100 до 15-20 человек. Остатки немецких войск отошли на второй рубеж – по реке Бася. На второй день операции, 24-го июня, наступающие советские войска продвинулись вперёд на 8-16 км, захватив плацдарм на западном берегу реки Бася. 25-го июня продвижение советских войск составило 4-15 км, они овладели райцентром Чаусы (расположенным на реке Бася, в 40 км от Могилёва). В этот день противник подтянул резервы из глубины и пытался организовать контратаки – но все они были смяты набравшими ход советскими войсками.


«Генерал-полковнику Захарову


Войска 2-го Белорусского фронта, форсировав реку Проня западнее города Мстиславль, при поддержке мощных ударов артиллерии и авиации прорвали сильно укрепленную оборону немцев, прикрывающую могилевское направление, на участке протяжением 45 километров и за три дня наступательных боев продвинулись вперед до 30 километров, расширив прорыв до 75 километров по фронту.


В ходе наступления войска фронта заняли районный центр Могилевской области – город Чаусы и освободили более 200 других населенных пунктов, среди которых Черневка, Ждановичи, Хоньковичи, Будино, Васьковичи, Темривичи и Бординичи.


В боях при форсировании реки Проня и прорыве обороны немцев отличились войска генерал-лейтенанта Гришина, генерал-лейтенанта Болдина, …


Сегодня, 25 июня, в 22 часа столица нашей Родины Москва от имени Родины салютует доблестным войскам 2-го Белорусского фронта, форсировавшим реку Проня и прорвавшим оборону немцев на могилевском направлении, двадцатью артиллерийскими залпами из двухсот двадцати четырех орудий.


За отличные боевые действия объявляю благодарность руководимым Вами войскам, участвовавшим в боях при форсировании реки Проня и прорыве обороны противника.

Верховный Главнокомандующий

Маршал Советского Союза И. СТАЛИН

25 июня 1944 года, № 117»


Руководителем немецкой обороны в те дни оказался генерал Курт Типпельскирх, командир 12-го армейского корпуса. Его начальник, командующий немецкой 4-й армией генерал-полковник Хейнрици, как все нормальные люди, за три дня до советского наступления ушёл в отпуск. (Да-да, точно так же, как и фельдмаршал Роммель перед высадкой союзников в Нормандии на вверенном ему участке). То же самое сделал и вышестоящий – командующий группой армий «Центр» фельдмаршал Буш. Так вот, принявший командование Курт Типпельскирх, несмотря на грозные приказы Гитлера «стоять насмерть», взял на себя ответственность и, пытаясь спасти своих солдат, в ночь с 25 на 26 июня приказал им отступать к реке Днепр. Но это решение являлось запоздалым.


Кстати, вскоре (18-го июля) Курт Типпельскирх был тяжело ранен, после ранения поехал воевать на Запад – против англо-американцев, которым благополучно сдался в плен в конце войны. Он стал одним из ведущих на Западе историков Второй мировой войны.


Между тем, 26 июня советская 33-я армия, продолжая развивать наступление в направлении крупного райцентра Шклов, к исходу дня продвинулась на 30-35 км и вышла на рубеж Сидоровка — Чемоданы, овладев райцентром Горки (на реке Проня). 49-я армия правым флангом и центром вышла на восточный берег реки Днепр на участке Яново (7 км юго-восточнее г. Шклов) — Павлово — Хвойна; левофланговыми частями продолжала вести бои на рубеже севернее Шапотицы — Каменка (14 км восточнее г. Могилёв) — Новый Любуж — Красная горка. 153-я и 42-я стрелковые дивизии, форсировав Днепр, удерживали плацдарм на западном берегу реки в районе населённого пункта Защита и западнее населённого пункта Добрейка, перерезав шоссе Шклов — Могилёв. 50-я армия продолжала наступление в западном направлении и к исходу дня вышла на рубеж Романовичи — Подбелье (15 км юго-восточнее г. Могилёв) — Амховая — Смолка — Кутня — Лисичник — Дворовый.


27-го июня, 33-я армия форсировав реку Днепр, овладела населённым пунктом Копысь и райцентром Шклов (расположен на реке Днепр, в 35 км севернее Могилёва), и вела бой за расширение плацдарма на западном берегу Днепра, на рубеже Маньково (7 км западнее населённого пункта Копысь) — Корзуны — Тросенка — Земцы (6 км западнее города Шклов) — Шнаровка — Литовск, продвинувшись вперёд на 18-26 км.


49-я армия форсировала реку Днепр и продолжала преследование отходящего противника. К 17-00 части армии вели бой на рубеже Светлая поляна (21 км северо-западнее г. Могилёв) — Закревшина (15 км северо-западнее г. Могилёв) — Софиевка — Полыковичи — Краснополье — Сеньково. Силами своих 369-й и 64-й стрелковых дивизий и танковых частей, 49-я армия вела бой на восточных и северо-восточных подступах к Могилёву, продвинувшись за день на 6-11 км.


50-я армия к 17-00 силами своих 238-й и 139-й стрелковых дивизий вела бой в центре г. Могилёв, частью сил (два стрелковых полка), форсировав реку Днепр в районе Буйничи, обходила Могилёв с юго-запада. Её 362-я стрелковая дивизия одним полком вышла к южной окраине райцентра Быхов (на р. Днепр в 50 км южнее г. Могилёв), где завязались уличные бои.

Остальными частями войска армии закончили очистку восточного берега реки Днепр, строили переправу и готовились к форсированию реки. 380-я стрелковая дивизия одним стрелковым полком форсировала реку Днепр и овладела г. Стайки.


К вечеру 27 июня город Могилёв был окружен. Постепенно отход немецкой 4-й армии терял организованность: связь частей с командованием и друг с другом была нарушена, части перемешивались. Отходящие подвергались непрерывным авиаударам. В этот день Курт Типпельскирх отдал приказ по радио на общий отход к Борисову и Березине. Однако многие группы отступающих этот приказ даже не получили (их рации были разбиты), и не все получившие смогли выполнить, т.е. вырваться из многочисленных локальных «котлов».


28 июня войска Второго Белорусского фронта полностью овладели областным центром Могилёв, третьим по величине городом Белоруссии. Ранее он назывался Могилёв-на-Днепре, чтобы не путать с другим – Могилёвом-Подольским (тот был Могилёв-на-Днестре). В боях была разгромлена 12-я немецкая пехотная дивизия, взяты в плен её командир генерал Балмер со штабом дивизии и комендант города Могилёв генерал Эрдмансдорф. Погиб командир 39-го танкового корпуса генерал Мартинек. Части 33-й армии, отбив все контратаки противника и захватив большие трофеи, к исходу дня вышли на рубеж Староселье — Вороновка — Шахово — Орловка. 49-я армия продолжала преследовать отходящего противника, главными силами вышла на рубеж Головчин — Мостище — Рубцовщина (25 км юго-западнее Могилёва). 50-я армия продолжала преследовать противника в юго-западном направлении, главными силами вышла на рубеж Ташновка — Забродье — Школьный — Городец — Вьюн. Могилёвская операция завершилась 28-го июня с результатом «военная победа».


«Генерал-полковнику Захарову


Войска 2-го Белорусского фронта, форсировав Днепр на участке протяжением 120 километров, прорвали вторую оборонительную полосу немцев, подготовленную по западному берегу реки, и сегодня, 28 июня, штурмом овладели крупным областным центром Белоруссии городом Могилев – оперативно важным узлом обороны немцев на минском направлении, а также с боями заняли города Шклов и Быхов.


В боях при форсировании Днепра и овладении городами Могилев, Шклов и Быхов отличились войска генерал-лейтенанта Болдина, генерал-лейтенанта Гришина, генерал-лейтенанта Крюченкина, …


В ознаменование одержанной победы соединения и части, наиболее отличившиеся в боях при форсировании Днепра и овладении городами Могилев, Шклов и Быхов, представить к присвоению наименований “Верхнеднепровских”, “Могилевских” и к награждению орденами.


Сегодня, 28 июня, в 22 часа столица нашей Родины Москва от имени Родины салютует доблестным войскам 2-го Белорусского фронта, форсировавшим Днепр и овладевшим городами Могилев, Шклов и Быхов, двадцатью артиллерийскими залпами из двухсот двадцати четырех орудий.


За отличные боевые действия объявляю благодарность руководимым Вами войскам, участвовавшим в боях при форсировании Днепра и за освобождение городов Могилев, Шклов, Быхов.

Верховный Главнокомандующий

Маршал Советского Союза И. СТАЛИН

28 июня 1944 года, № 122»


Интерактивная карта боевых действий доступна по ссылке:

https://yandex.ua/maps/?um=constructor:f9356c5a3fba3792f97d5d3d001a47b35c6e9cb4f46f892f531fa777929cc66d&source=constructorLink