Гирлянда в стиле Петри, часть 1. Делаем плафоны
В магазинах уже появились новогодние украшения, народ торопит, а значит точно пора писать про гирлянду. Рассказ про неё я решил разбить на 3 основные части.
Часть 1: отливка плафонов из смолы. Самая творческая часть.
Часть 2: делаем лампочки. Работа со светодиодами.
Часть 3: собираем гирлянду. Провода.
Кроме того, планирую выложить несколько дополнительных постов, как, например, мой прошлый пост про пайку.
Поехали!
Наверняка все слышали про любимую технику современных художников: брызгать разноцветную краску на холст и смотреть, как живописно растекаются кляксы? Петри как раз об этом, только холст заменяем на эпоксидную смолу.
На этом этапе нам понадобятся:
* Эпоксидная смола.
* Весы, перчатки, стаканчики для размешивания.
* Силиконовые формы, в которых будем делать отливки.
* Набор спиртовых чернил для техники Петри.
* (внезапно!) Бор-машинка, круглая или скруглённая фреза диаметром 5..8мм, наждачная бумага средней зернистости.
Смола: ювелирная, не из хозмага и не со строительного рынка. Я остановил выбор на отечественном производителе. Один блогер рассказывал, как прикупил смолу по дешёвке на рынке, и после первой же работы с нею чувствовал себя несколько дней плохо. По-видимому, ему продали токсичную промышленную полиэфирку под видом эпоксидки. Кроме того, не ювелирные смолы либо уже жёлтые, либо быстро пожелтеют на свету. Впрочем, ювелирные смолы тоже желтеют, хотя и в разы медленнее. Поэтому не рекомендую готовые работы из смолы выставлять на прямой солнечный свет, в частности вешать на окно. Смолу важно отмерять на весах и тщательно перемешивать, не забывая промешивать возле краёв ёмкости. В противном случае она может остаться липкой. Для гарантии рекомендуется промешать в одном стаканчике, перелить во второй и промешать ещё раз.
Формы можно взять любые силиконовые, в том числе для льда, выпечки и конфет. А вот наоборот поступать нельзя: формы, где побывала смола, становятся непищевыми. Для техники Петри важно, чтобы форма была глянцевой изнутри. Поэтому формы для конфет подойдут, а для льда и кексов - скорее всего нет. Подходящая форма должна иметь глубину от 10мм и диаметр где-то от 15 до 30мм. Я остановил выбор на китайских формах-кубиках. Дополнительный фактор: на плафоны будут клеиться алюминиевые пластинки со светодиодами, а их проще сделать квадратными.
Кстати, форму для выпечки я превратил в набор многоразовых чашечек для замешивания и окрашивания смолы. На фото далеко не все, получилось более двух десятков.
Чернила. Бывают просто художественные спиртовые чернила, и чернила специально для техники Петри. Видно, что в одном случае краска собирается хлопьями и узкими нитями, в другом - даёт аккуратные, ровные потёки. Отдельно не тестировал, но предполагаю, что дело именно в белом компоненте.
Вот наглядное сравнение в работе.
Оба "белых" можно использовать, но специально предназначенный для Петри мне понравился больше. Возможно, играет роль концентрация чернил, может - степень помола белого пигмента. Чернила без белого можно использовать со смолой, они её очень хорошо окрашивают. Однако эффект Петри получается именно благодаря белому пигменту, который оседает вниз.
Базовая техника Петри:
Разводим смолу по инструкции, заливаем в формы. Заливать нужно, не доходя 1-2мм до верхнего края. Острой зубочисткой проходим по внутренним граням, чтобы выгнать прилипшие пузырьки воздуха. Они любят застревать в углах. Затем ждём 10-15 минут. Или не ждём. И капаем чернила. Каплю цветных, затем каплю белых. Можно поворошить зубочисткой на пару миллиметров вглубь - так лучше перемешаются цветной и белый, и цвет в готовом изделии будет насыщеннее. Теперь оставляем застывать.
Для достижения различных эффектов можно варьировать густоту смолы: разведённую смолу можно выдержать 10..40 минут перед добавлением краски, чтобы она загустела. Можно капать различное количество красителя. Больше белого- больше потёков. Можно капать в разные углы чернила разного цвета, но на маленьких формах это работает плохо, цвета часто перемешиваются. Можно добавлять в смолу разные предметы, но помним, что это должно хорошо смотреться на просвет. Можно налить слой слегка окрашенной смолы, потом слой прозрачной, затем чернила. В общем, простор для экспериментов.
К следующему этапу смола должна полностью затвердеть. На упаковке смолы указан срок застывания. Скажем, сутки. Однако процесс отверждения длится гораздо дольше. Через сутки изделие можно доставать из формы, но оно будет ещё немного мягким, продавливаться при нажиме. Я предпочитаю доставать изделия из формы где-то через полутора суток, чтобы меньше был риск случайно деформировать мягкую отливку. Хотя это самый волнительный момент и очень хочется посмотреть на результат поскорее. Но перед механической обработкой (следующий этап) смолу нужно выдержать несколько дней, чтобы она набрала прочность, перестала проминаться ногтем.
Финальная обработка.
Это тот секрет, без которого светильники в технике Петри не получаются. Хотя секрет довольно прост.
Попытаемся просветить отливку фонариком. Свет едва проходит сквозь ту, которая справа и выполнена в технике Петри. Фонарик обе отливки подсвечивает одинаково.
Обратите внимание, что краска в основном сосредоточена в верхнем слое, и её плотный слой гасит свет. Берём круглую или скруглённую фрезу и по центру нашего плафона стачиваем непрозрачный слой краски! Получается ямка глубиной 2-3мм. Боковые поверхности не трогаем. Проверяем на фонарике. Нашей ямки практически не заметно, но свет проходит гораздо лучше. Сколько именно стачивать - зависит только от вас и от конкретного изделия
Эпоксидка обрабатывается очень легко, но есть один минус: пластиковые опилки. Они летят, прилипают к одежде и т.д. Кроме того (увы!) пластиковая пыль и стружка, а также блёстки являются довольно опасным загрязнителем окружающей среды. Поэтому используем маску и очки, тщательно собираем опилки на сухую, стараемся по-минимуму сливать их в канализацию.
Теперь финальный штрих: немного подравниваем верхний слой, стачиваем острый край на наждаке. Без фанатизма! Он всё ещё должен быть приподнят относительно сделанной ямки.
И моем с мылом от прилипших опилок.
Плафон готов!
Если нет желания возиться с электрикой, то каплей прозрачной смолы можно приклеить готовые плафоны к заводской гирлянде. Получится вариант "дёшево и сердито". А если хочется свет поярче и поприятней (вспоминаем про CRI), то добро пожаловать во вторую часть. Она уже почти написана и будет выложена через несколько дней.
Рукодельники
52.5K поста58.4K подписчиков
Правила сообщества
В сообществе запрещена торговля, обсуждение цен, ссылки на страницы с продажами, контакты автора в комментариях. Обязательна информация о материалах и инструментах в текстовом виде.
0. Соблюдайте основные правила Пикабу.
1. Будьте вежливы, старайтесь писать грамотно.
2. В публикациях используйте четкие и красивые фотографии.
3. Автор поста с тегом [моё] может оставить ссылку на свой профиль, группу или канал на других источниках, при условии, что ссылки (активные и не активные) не ведут на прямые продажи. Допускается не больше четырёх ссылок и только в конце поста (п. 8.5 основных правил).
Запрещены:
-ссылки рекламного характера/спам;
-ссылки, ведущие на магазины с указанием стоимости товара/услуги;
-ссылки, ведущие на призывы, покупки, продажи, подписки, репосты, голосование и тому подобное.
(нарушение основных правил сайта, п.8.1 и п. 8.2).
При переходе по ссылке запрещено наличие активных (кликабельных) ссылок, ведущих на вышеперечисленное в п.3, содержание таких ключевых слов как «товар», «услуга», «купить», «продам», «в наличии», «под заказ» и т.п.
3.1 Размещение контактов автора (самим автором или другими пользователями) в комментариях запрещено и подлежит удалению (п. 9.1 и 9.3 основных правил).
4. Обязательным для авторов является наличие технических характеристик изделия в публикациях (материалы, техники, авторские приемы, размеры, времязатраты и прочее) в текстовом виде.
Также помечайте свою работу тегом «Рукоделие с процессом» или «Рукоделие без процесса».
5. Пост-видео, пост-фото без текстового описания переносится в общую ленту. Даже если в видео показан подробный процесс изготовления, делайте краткое описание для тех, у кого нет возможности/желания смотреть видео.
Администрация оставляет за собой право решать, насколько описание соответствует п. 5.
6. Посты с нарушениями без предупреждения переносятся в общую ленту.
За неоднократные нарушения автор получает бан.
Автор может размещать новую публикацию в сообществе, не допуская полученных ранее замечаний.