Гирлянда в стиле Петри, часть 1. Делаем плафоны

Гирлянда в стиле Петри, часть 1. Делаем плафоны Эпоксидная смола, Рукоделие с процессом, Гирлянда, Светодиодные светильники, Светильник, Своими руками, Длиннопост

В магазинах уже появились новогодние украшения, народ торопит, а значит точно пора писать про гирлянду. Рассказ про неё я решил разбить на 3 основные части.


Часть 1: отливка плафонов из смолы. Самая творческая часть.

Часть 2: делаем лампочки. Работа со светодиодами.

Часть 3: собираем гирлянду. Провода.


Кроме того, планирую выложить несколько дополнительных постов, как, например, мой прошлый пост про пайку.


Поехали!


Наверняка все слышали про любимую технику современных художников: брызгать разноцветную краску на холст и смотреть, как живописно растекаются кляксы? Петри как раз об этом, только холст заменяем на эпоксидную смолу.

Гирлянда в стиле Петри, часть 1. Делаем плафоны Эпоксидная смола, Рукоделие с процессом, Гирлянда, Светодиодные светильники, Светильник, Своими руками, Длиннопост

На этом этапе нам понадобятся:


* Эпоксидная смола.

* Весы, перчатки, стаканчики для размешивания.

* Силиконовые формы, в которых будем делать отливки.

* Набор спиртовых чернил для техники Петри.

* (внезапно!) Бор-машинка, круглая или скруглённая фреза диаметром 5..8мм, наждачная бумага средней зернистости.


Смола: ювелирная, не из хозмага и не со строительного рынка. Я остановил выбор на отечественном производителе. Один блогер рассказывал, как прикупил смолу по дешёвке на рынке, и после первой же работы с нею чувствовал себя несколько дней плохо. По-видимому, ему продали токсичную промышленную полиэфирку под видом эпоксидки. Кроме того, не ювелирные смолы либо уже жёлтые, либо быстро пожелтеют на свету. Впрочем, ювелирные смолы тоже желтеют, хотя и в разы медленнее. Поэтому не рекомендую готовые работы из смолы выставлять на прямой солнечный свет, в частности вешать на окно. Смолу важно отмерять на весах и тщательно перемешивать, не забывая промешивать возле краёв ёмкости. В противном случае она может остаться липкой. Для гарантии рекомендуется промешать в одном стаканчике, перелить во второй и промешать ещё раз.


Формы можно взять любые силиконовые, в том числе для льда, выпечки и конфет. А вот наоборот поступать нельзя: формы, где побывала смола, становятся непищевыми. Для техники Петри важно, чтобы форма была глянцевой изнутри. Поэтому формы для конфет подойдут, а для льда и кексов - скорее всего нет. Подходящая форма должна иметь глубину от 10мм и диаметр где-то от 15 до 30мм. Я остановил выбор на китайских формах-кубиках. Дополнительный фактор: на плафоны будут клеиться алюминиевые пластинки со светодиодами, а их проще сделать квадратными.

Гирлянда в стиле Петри, часть 1. Делаем плафоны Эпоксидная смола, Рукоделие с процессом, Гирлянда, Светодиодные светильники, Светильник, Своими руками, Длиннопост

Кстати, форму для выпечки я превратил в набор многоразовых чашечек для замешивания и окрашивания смолы. На фото далеко не все, получилось более двух десятков.

Гирлянда в стиле Петри, часть 1. Делаем плафоны Эпоксидная смола, Рукоделие с процессом, Гирлянда, Светодиодные светильники, Светильник, Своими руками, Длиннопост

Чернила. Бывают просто художественные спиртовые чернила, и чернила специально для техники Петри. Видно, что в одном случае краска собирается хлопьями и узкими нитями, в другом - даёт аккуратные, ровные потёки. Отдельно не тестировал, но предполагаю, что дело именно в белом компоненте.

Вот наглядное сравнение в работе.

Гирлянда в стиле Петри, часть 1. Делаем плафоны Эпоксидная смола, Рукоделие с процессом, Гирлянда, Светодиодные светильники, Светильник, Своими руками, Длиннопост

Оба "белых" можно использовать, но специально предназначенный для Петри мне понравился больше. Возможно, играет роль концентрация чернил, может - степень помола белого пигмента. Чернила без белого можно использовать со смолой, они её очень хорошо окрашивают. Однако эффект Петри получается именно благодаря белому пигменту, который оседает вниз.


Базовая техника Петри:

Разводим смолу по инструкции, заливаем в формы. Заливать нужно, не доходя 1-2мм до верхнего края. Острой зубочисткой проходим по внутренним граням, чтобы выгнать прилипшие пузырьки воздуха. Они любят застревать в углах. Затем ждём 10-15 минут. Или не ждём. И капаем чернила. Каплю цветных, затем каплю белых. Можно поворошить зубочисткой на пару миллиметров вглубь - так лучше перемешаются цветной и белый, и цвет в готовом изделии будет насыщеннее. Теперь оставляем застывать.


Для достижения различных эффектов можно варьировать густоту смолы: разведённую смолу можно выдержать 10..40 минут перед добавлением краски, чтобы она загустела. Можно капать различное количество красителя. Больше белого- больше потёков. Можно капать в разные углы чернила разного цвета, но на маленьких формах это работает плохо, цвета часто  перемешиваются. Можно добавлять в смолу разные предметы, но помним, что это должно хорошо смотреться на просвет. Можно налить слой слегка окрашенной смолы, потом слой прозрачной, затем чернила. В общем, простор для экспериментов.


К следующему этапу смола должна полностью затвердеть. На упаковке смолы указан срок застывания. Скажем, сутки. Однако процесс отверждения длится гораздо дольше. Через сутки изделие можно доставать из формы, но оно будет ещё немного мягким, продавливаться при нажиме. Я предпочитаю доставать изделия из формы где-то через полутора суток, чтобы меньше был риск случайно деформировать мягкую отливку. Хотя это самый волнительный момент и очень хочется посмотреть на результат поскорее. Но перед механической обработкой (следующий этап) смолу нужно выдержать несколько дней, чтобы она набрала прочность, перестала проминаться ногтем.


Финальная обработка.

Это тот секрет, без которого светильники в технике Петри не получаются. Хотя секрет довольно прост.

Попытаемся просветить отливку фонариком. Свет едва проходит сквозь ту, которая справа и выполнена в технике Петри. Фонарик обе отливки подсвечивает одинаково.

Гирлянда в стиле Петри, часть 1. Делаем плафоны Эпоксидная смола, Рукоделие с процессом, Гирлянда, Светодиодные светильники, Светильник, Своими руками, Длиннопост

Обратите внимание, что краска в основном сосредоточена в верхнем слое, и её плотный слой гасит свет. Берём круглую или скруглённую фрезу и по центру нашего плафона стачиваем непрозрачный слой краски! Получается ямка глубиной 2-3мм. Боковые поверхности не трогаем. Проверяем на фонарике. Нашей ямки практически не заметно, но свет проходит гораздо лучше. Сколько именно стачивать - зависит только от вас и от конкретного изделия
Эпоксидка обрабатывается очень легко, но есть один минус: пластиковые опилки. Они летят, прилипают к одежде и т.д. Кроме того (увы!) пластиковая пыль и стружка, а также блёстки являются довольно опасным загрязнителем окружающей среды. Поэтому используем маску и очки, тщательно собираем опилки на сухую, стараемся по-минимуму сливать их в канализацию.


Теперь финальный штрих: немного подравниваем верхний слой, стачиваем острый край на наждаке. Без фанатизма! Он всё ещё должен быть приподнят относительно сделанной ямки.

Гирлянда в стиле Петри, часть 1. Делаем плафоны Эпоксидная смола, Рукоделие с процессом, Гирлянда, Светодиодные светильники, Светильник, Своими руками, Длиннопост

И моем с мылом от прилипших опилок.


Плафон готов!


Если нет желания возиться с электрикой, то каплей прозрачной смолы можно приклеить готовые плафоны к заводской гирлянде. Получится вариант "дёшево и сердито". А если хочется свет поярче и поприятней (вспоминаем про CRI), то добро пожаловать во вторую часть. Она уже почти написана и будет выложена через несколько дней.

Рукодельники

52.5K поста58.4K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

В сообществе запрещена торговля, обсуждение цен, ссылки на страницы с продажами, контакты автора в комментариях. Обязательна информация о материалах и инструментах в текстовом виде.

0. Соблюдайте основные правила Пикабу.


1. Будьте вежливы, старайтесь писать грамотно.


2. В публикациях используйте четкие и красивые фотографии.


3. Автор поста с тегом [моё] может оставить ссылку на свой профиль, группу или канал на других источниках, при условии, что ссылки (активные и не активные) не ведут на прямые продажи. Допускается не больше четырёх ссылок и только в конце поста (п. 8.5 основных правил).


Запрещены:

-ссылки рекламного характера/спам;

-ссылки, ведущие на магазины с указанием стоимости товара/услуги;

-ссылки, ведущие на призывы, покупки, продажи, подписки, репосты, голосование и тому подобное.

(нарушение основных правил сайта, п.8.1 и п. 8.2).

При переходе по ссылке запрещено наличие активных (кликабельных) ссылок, ведущих на вышеперечисленное в п.3, содержание таких ключевых слов как «товар», «услуга», «купить», «продам», «в наличии», «под заказ» и т.п.


3.1 Размещение контактов автора (самим автором или другими пользователями) в комментариях запрещено и подлежит удалению (п. 9.1 и 9.3 основных правил).


4. Обязательным для авторов является наличие технических характеристик изделия в публикациях (материалы, техники, авторские приемы, размеры, времязатраты и прочее) в текстовом виде.

Также помечайте свою работу тегом «Рукоделие с процессом» или «Рукоделие без процесса».


5. Пост-видео, пост-фото без текстового описания переносится в общую ленту. Даже если в видео показан подробный процесс изготовления, делайте краткое описание для тех, у кого нет возможности/желания смотреть видео.

Администрация оставляет за собой право решать, насколько описание соответствует п. 5.


6. Посты с нарушениями без предупреждения переносятся в общую ленту.

За неоднократные нарушения автор получает бан.

Автор может размещать новую публикацию в сообществе, не допуская полученных ранее замечаний.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
1
Автор поста оценил этот комментарий

По поводу пожелтения смолы:

В принципе, есть полностью алифатические смолы, которые не желтеют вообще.

Простейший вариант: Смола ST3000 (Kukdo) аналоги других производителей - XY518 и

                                            EPIOL-DE704

Это смола на базе гидрированного "бисфенола А",  отличается повышеной светостойкостью, повышенной адгезией, и повышенной гидрофобностью, более низкой скоростью полимеризации, и несколько бОльшей пластичностью конечного полимера (по отношению к стандартным диановым смолам).

Сециально разработана для "уличных" защитных покрытий.

Потому как смола избыточно пластичная, и низковязкая,  разбавители-пластификаторы - не  требуются. Наоборот, в качестве отвердителя желательно брать циклоалифатические амины, дающие наиболее жесткие полимеры:

1) Изофорондиамин, онже IPDA, (ipox производит под маркой EH-2293). 18г на 100г смолы

2) XTA-801  16.5г на 100г  смолы

3) RFD270  28г на 100г смолы

4) EH-2298  25г на 100г смолы

Минус такой рецептуры - довольно сильно портится внешняя поверхность, которая контактирует с атмосферой (точно все зависит от температуры и влажности воздуха)

придется обрабатывать после отверждения , либо временно заливать силиконовым маслом (ПМС-200) сверху, в качестве защиты.

EH-2298 - идеален (единственный, кто даст глянцевую внешнюю поверхность), но практически не купить в розницу.

IPDA - пожалуй наиболее предпочтителен, из относительно доступного.

XTA-801 - самый "быстрый", и сильне всего портит поверхность при контакте с воздухом. Наиболее летуч и вонюч из упомянутых (хотя до ТЭТА - далеко).

RFD270 - самый медленный, наивысшая пластичность (близко к предельной для этой смолы), возможно, для достижения хорошей твердости, после первичного отверждения, потребует подогрева для финальной полимеризации.

Один блогер рассказывал, как прикупил смолу по дешёвке на рынке, и после первой же работы с нею чувствовал себя несколько дней плохо. По-видимому, ему продали токсичную промышленную полиэфирку под видом эпоксидки.

Не обязательно полиэфирку. Многие аминные отвердители для эпоксидки (прежде всего немодифицированные полиэтиленовые амины (ТЭТА, ПЭПА, ДЭТА, АЭП), а также гексаметелиендиамин и его производные) - высоко летучи, и при работе с ними - запросто можно надышаться до отравления. Для ювелирных композиций - более подходят низколетучие и малотоксичные амины. Если со стандартными диановыми смолами, то надо еще упомянуть про полиэфирамины (джеффамины) , например T403 (онже ZT143 у китайцев). Он обладает довольно сильной разбавляющей и пластифицирующей способностью, потому со смолой ST3000 - он будет "не комильфо", но вот с диановыми смолами - получится прекрасная "ювелирная композиция", тоже с весьма низким пожелтением (до алифатических смол - всеже не дотянет, но в покупных "ювелирных" - вы алифатических смол и не встретите, они все делаются на базе диановых).

А если хочется свет поярче и поприятней (вспоминаем про CRI)

Вы меня конечно простите, но разговоры про CRI, в контексте окрашенных светильников - немного позабавили.

раскрыть ветку (10)
Автор поста оценил этот комментарий

Про смолы очень интересно. Если чуть-чуть систематизировать и нарисовать схему, будет интересный пост. А про CRI светодиодов (не светильника!) разговор как раз имеет смысл, т.к. окраска не сплошная и не равномерная, часть света проникает наружу "как есть", не через окрашенный слой. Это во-первых. Во-вторых, сами окрашенные элементы выглядят интереснее, если освещены светом без спектральных провалов. На плохом освещении многие краски выглядят блеклыми, выцветшими. В-третьих, даже через слой краски я бы использовал светики с хорошим CRI, чтобы провалы в итоговом спектре обуславливались самой краской, а не светиками. Взять, например, нежно-голубые цвета (область спектра), которые у дешёвых светиков завалены в угоду синему пику.

раскрыть ветку (9)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Ну, не знаю... разве что зеленые краски (у всех белых светодиодов - "дырка" в зеленой области, больше или меньше). Кстати может вообще есть смысл, взять не белые а цветные светодиоды, примерно "в тон" освещаемого плафона ?

А касательно смол - давно ходят мысли написать пост, но тогда туда надо включить еще активные разбавители, и трюки с ними, кремнийорганические и некоторые другие присадки, а по хорошему, помимо оптически прозрачных надо бы еще коснуться клеевых рецептур, спецмарки литьевых и высокопрочных конструкционых смол... короче нападает на меня печаль, ибо МНОГАБУКАФФ получается )))

раскрыть ветку (8)
Автор поста оценил этот комментарий


Есть лайфхак: писать по частям, по главам. Возможно, с большими перерывами, чтобы мысль дозрела. Большие посты и писать, и читать тяжело. Туда же стоит добавить инфу по бытовому применению: доступность (в т.ч. в мелкой таре), токсичность, пожелтение. И как считать соотношение компонентов. Встречал инфу от производителя, что с пожелтением борются присадками, непрозрачными к УФ.

раскрыть ветку (2)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Встречал инфу от производителя, что с пожелтением борются присадками, непрозрачными к УФ.

Вот это точно лажа. Оптически полносью прозрачных УФ-протекторов  - просто не существует. УФ стойкость определяется стойкостью углеводородного скелета смолы и отвердителя.


Доступность: практически все от 1кг, зато ценник на компоненты обычно меньше, нежели на готовые композиции в мелкой фасовке, иногда - в несколько раз.  Остальное - ситуационно: есть конторы которые легко продают по 1кг, а есть которые торгуют "от бочки" , правда последние - бывает предоставляют бесплатные образцы по 1кг :)


Касательно рассчета пропорций  - в свое время уже писал. Копирую:

Как считать пропорции смола/отвердитель в общем случае:

Основная задача, подобрать пропорцию таким образом, чтобы на одну эпоксидную группу смолы, пришелся бы один аминный водород отвердителя. В импортных TDS, на смолы и отвердиетли указывается т.н. "эквивалентный вес" - количестово смолы или отвердиетеля (в граммах) которое содержит некое константное количество (на самом деле 1Моль т.е. 6*10^23шт) эпоксидных групп, или аминных атомов водорода (которые могут с этими эпоксогруппами совокупится). Называется соотв. EEW(для смол) и AHEW(для отвердиетелей). Смешивать надо 1 EEW + 1 AHEW. Т.е. для каждого продукта дано количество, кторое содержит “условный триллион триллионов…” реагирующих друг с другом функциональных групп.

Потому как идеально смешать невозможно, а избыток амина - всегда хуже чем избыток эпоксида, наиболее общепринятым является рассчет по максимальному EEW, смолы. (Для смол всегда EEW имеет некий разброс, т.к. техпроцесс эпоксидирования - не идеален.)

Например для упоминавшейся ST3000, в TDS, приводится EEW 220-240г, AHEW, для изофорондиамина - 42.6г Следовательно оптимальная пропорция будет 240г смолы на 42.6г отвердителя, или (упростив дробь) 42.6/240*100=17.75г отвердителя на 100г смолы .

При всей кажущейся простоте, у такой системы – 2 недостатка:

1) неудобно считать EEW, для смеси нескольких смол, т.к. там суммируются обратные величины (1/EEW)

2) получается пропорция с 2 “некрасивыми” числами, которую требуется дополнительно упростить.

Для отечественных смол, принято приводить "массовую долю эпоксогрупп" в процентах с EEW -связано элементарной формулой 43/EEW*100% (для тойже ST3000 получаем 17.9-18.5% эпоксогрупп), и "стехиометрический к-т", для отвердителей - это такой к-т, который будучи умноженным на массовую долю эпоксогрупп в смоле, даст количество отвердиетеля на 100г такой смолы. "стехиометрический к-т"= AHEW/43.

(т.е. AHEW можно рассматривать как количество отвердителя, для 100г некоей гипотетической смолы с 43% эпоксогрупп, для смолы с иным содержанием – делим на 43 и умножаем на долю эпоксогрупп в данной смоле).

Для тойже пары ST3000+изофорондиамин, количество отвердиетеля, на 100г смолы можно посчитать как 42.6/43*17.9=17.73г (берем минимальную массовую долю эпоксогрупп) Небольшое отличие в результате - за счет округления отбросом. Вообще такая точность конечно не нужна и можно смело округлить до 17.8г отвердиетля.

Если речь идет о смесях нескольких смол или нескольких соотвердителей, то следует помнить, что массовая доля эпоксогрупп - суммируется пропорционально массовым долям смол в смеси

Wсумм=(W1*M1+W2*M2+...)/(M1+M2+...)

Где W1,W2 - массовые доли эпоксогрупп для смол-компонентов.

M1,M2... - масовые доли смол-компонентов в смеси.

Стехиометрический к-т отвердителя, при смешени нескольких

соотвердителей - суммируются обратно пропорциональные величины(1/x):

Kсумм.=(M1+M2+...)/(M1/K1+M2/K2...)

Где K1, K2... -стехиометрический к-т отвердителя,

M1,M2... - масовые доли соотвердителей в смеси.

EEW и AHEW, - суммируются также как обратные величины (как и стехиометрический к- т).

Например, если мы к IPDA, захотим добавить 10% АГМ9

(что крайне полезно для улучшения текучести, смачивания поверхностей сложной формы, адгезии, предупреждения пожелтения, и т.д. причем для любой смолы)

То мы получим отвердиетель с AHEW=(9+1) /(9/42.6+ 1/110.7)=45.4г и стехиометрическим

к-том = 1.0556

на 100г PE300(30% Э.Г.), такого понадобится 31.7г , на 100г смолы ST3000 - 19г , а на 100г диановой смолы ЭД22 (22% Э.Г.) -23.2г


Для некоторых распространенных отвердиетелей:

Стехиометрический к-т (AHEW г)

ТЭТА - 0.5658  (24.33г)

ПЭПА - 0.6-0.67  (26-29)

АГМ9 - 2.574  (110.7г)

T403 - 1.883  (81г)

RFD270 - 1.558  (67г)

XTA-801 - 0.919  (39.5г)

IPDA (изофорондиамин) - 0.99  (42.6г)

XT586 - 2.38  (102.4г)

XT412 - 2.38  (102.4г)

MDA-60 - 1.163 (50г)

DETDA-80 -2.07 (44.5г)

АФ2 - (55.55г)

D230 - (60г)

Автор поста оценил этот комментарий

Начал потихоньку пилить серию Эпоксидка. Часть 1

Автор поста оценил этот комментарий

По поводу света. Моё мнение- в большинстве случаев либо белый свет и цветной плафон, либо цветной свет и плафон-рассеиватель. Цветной декоративный плафон- это освещаемый предмет, который максимально проявляется именно в качественном свете. Можно сравнить с фотографией осенних листьев, на которую светят разным светом. Если светить цветным, часть рисунка исчезнет. Это можно, правда, использовать и специально: RGB свет и цветные узоры, которые появляются и исчезают частями. Помню, в детстве хотелось ядрёных цветов. Были только крашеные лампочки накаливания. Сейчас полно светиков, светящих почти монохромом, и понимаю, что в пастельных оттенках освещения есть своя прелесть. Они сейчас в декоративном освещении встречаются уж слишком редко. Классический CCFL-неон и цветные "лампы Ильича" уже почти не встречаются, везде светодиоды. Возможно, производители диодов дорастут до применения люминофоров ненасыщенных цветных оттенков, а пока белые светики плюс краска.

раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий
ОК. Не буду спорить. На вкус и цвет ... все фломастеры - разные )
раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий


Ага. Кстати, у китайцев есть аж 6-кристальные диоды: RGB+белый+жёлтый+фиолетовый о 12 ногах. Для сценического освещения. 18w RGBWYV.

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Я в свое время, делал "теплый белый, с высоким CRI", из холодного белого, зеленого и красного. (комбинируя светодиоды на плате светильника, и "заполняя дыры" в спектре "холодного" белого с высокой светоотдачей) . Но это - именно светильник, для комфортного освещения помещения. Мне показалось сильно странным, что для окрашенных разноцветных плафонов есть заметная разница в подсветке белыми светодиодами, скажем с CRI=80% и CRI=90% .

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий


Между 80 и 90- вряд ли есть существенная разница, но большинство дешёвых лент на 5050 диодах, по моим ощущениям, до 80 сильно не дотягивают. Популярные для самоделок fairy lights на smd-шках типа 0805 тоже, мне кажется, около 70. Что тёплые, что холодные. Между 70 и 85 (предполагаю, что у меня где-то столько) разница будет уже заметной. Увы, прибора для измерений у меня нет, а доверять китайцам...

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку