177

Гибель теплохода "Моздок" Ч.2

Начало Гибель теплохода "Моздок" Ч.1

Разгрузка теплохода "Моздок" от лишнего груза на палубах

Гибель теплохода "Моздок" Ч.2 СССР, Одесса, Катастрофа, Кораблекрушение, 1972, Длиннопост

Всего из под воды с помощью водолазов извлекли 31.082 места различного груза с массой от 10 кг до 86 т (общая 4586 т).Параллельно с разгрузкой сухогруза в Черноморском ЦПКБ осуществлялась разработка техно-рабочего проекта и выпуск чертежей его подъема. Расчетная же часть технического проекта по обеспечению общей и местной прочности поднимаемого судна, а также по выбору конструктивных элементов создаваемых металлоконструкций для закрытия грузовых люков и пробоины под полистирол выполнялась кафедрой строительной механики и сопротивления материалов ОИИИМФа, а технологическая - специалистами АСПТР.

Плавкран опускает специально изготовленную крышку для закрытия просвета одного из грузовых люков на сухогрузе "Моздок"

Гибель теплохода "Моздок" Ч.2 СССР, Одесса, Катастрофа, Кораблекрушение, 1972, Длиннопост

Технология применения полистирола была разработана специалистами Черноморского отряда с использованием ранее полученного в отряде опыта экспериментального подъема в 1970 году и аппарата приготовления полистирольной смеси, созданного работниками Каспийского отряда АСПТР и Каспийского ЦПКБ.


Предварительно этот метод проверили в ноябре 1972 года путем подъема емкости массой 12 т с глубины 22 м. Одновременно были решены вопросы транспортировки больших масс вспененных гранул полистирола с применением пневмотранспортных систем.


Впервые в мировой практике пенополистирол применили в 1965 г. при подъеме судна, затонувшего в порту Кувейт. Автор метода, датский инженер Кроер, чье оборудование использовалось на всех зарубежных подъемах, тщательно скрывал целый ряд технических особенностей и технологию его применения.


В СССР разработка этого метода началась в 1967 г. одновременно специалистами Балтийского и Черноморского отрядов СПТР.


В 1969 г. разработки, выполненные на Балтике, передали Каспийскому отряду АСПТР, также подключившемуся к этой работе и выполнившему работы по изучению свойств гранул полистирола и созданию аппарата для приготовления гидрополистирольной смеси принципиально новой конструкции, защищенной авторским свидетельством.


В свою очередь Черноморский отряд АСПТР к 1970 г. создал оборудование для вспенивания полистирола и закачки его под воду и провел эксперимент по опытному подъему емкости весом 3 т с глубины 7 м.


Полистирольные работы, в соответствии с требуемой технологией, осуществлялись в два этапа: вспенивание, вылеживание и хранение вспененных гранул и нагнетание их в отсеки затонувшего судна.


Для этих целей решили приспособить плавбазу теплоход "Краснодар", специально дооборудовав его станциями вспенивания и нагнетания полистирола, пневмотранспортными системами и усиленной вентиляцией трюмов. Значительный объем работ по такому оборудованию плавбазы был выполнен на Одесском судоремонтном заводе им. 50-летия Советской Украины (ныне судоверфь "Украина").


Процедура по вспениванию, занявшая 42 дня, проводилась у причала Одесского порта. Всего было вспенено 352 т (9 ж/д вагонов) полистироль-ного бисера, из которого получилось 10360 кубометров гранул пенополистирола. В отдельные дни получали 12-15 т полистирольного бисера, что вдвое превышает мощность самого крупного в нашей стране завода по переработке вспенивающегося полистирола.


Вспененный полистирол специальной системой пневмотранспорта загру-жался в трюмы плавбазы "Краснодар" для вылеживания и хранения. Большое внимание было уделено пожарной и токсилогической безопасности при этих работах.


Существенную помощь в этом деле оказало Ленинградское НПО "Пластполимер", представители которого выполнили в различных районах судна-базы свыше 800 анализов на содержание паров стирола и изопентана, сопутствующих процессу вспенивания и могущих создать опасность взрыва и отравления.


Операция по нагнетанию полистирола с плавбазы в трюмы сухогруза "Моздок" осуществлялась в течение 14 суток и завершилась 13 августа 1974 года.

Теплоход "Краснодар" и плавкран "Черноморец 8" над затонувшим сухогрузом "Моздок"

Гибель теплохода "Моздок" Ч.2 СССР, Одесса, Катастрофа, Кораблекрушение, 1972, Длиннопост

Гранулы полистирола забирались из трюмов теплохода "Краснодар" пневмотранспортирующими системами и подавались в два аппарата приготовления полистирольной смеси, откуда насосами по гибким шлангам совместно с водой через установленные на закрытых трюмах нагнетательные трубы попадали в трюмы сухогруза.


Вода из трюмов отжималась через специальные установленные отжимные трубы. Контроль за распределением полистирола в трюме, а также усилиями, создаваемыми им на перекрытия, велся с помощью предварительно установленных датчиков конструкции "Черномор НИИ проекта". Их наличие действительно позволило более равномерно распределить полистирол внутри трюмов, а вот надежды по замеру усилий на перекрытия не оправдались.


Полистирол обеспечил создание подъемных усилий в количестве 5100 т! Для закрытия просветов грузовых люков под полистирол использовались специальные крышки оригинальной конструкции, позволявшие осуществить за одну установку перекрытие просвета люка главной палубы с разносом усилий, возникающих в крышке от полистирола, на твиндечную палубу.


Изготовляли их на Одесском судоремонтном заводе.


Конструкция такой крышки за счет меньшего расхода металла позволила сэкономить 21 тыс. руб., а ее авторы - сотрудники ЦПКБ оформили по созданной конструкции заявку на изобретение.


Также на уровне изобретения прошла опытную проверку на подъеме теплохода "Моздок" герметизация района повреждения с одновременным восстановлением прочности разрушенных конструкций корпуса.

Спасательное судно "Гордый" удерживает "Краснодар" при закачке полистирола в трюмы теплохода "Моздок"

Гибель теплохода "Моздок" Ч.2 СССР, Одесса, Катастрофа, Кораблекрушение, 1972, Длиннопост

Пластырь, изготовленный на Ильичевском судоремонтном заводе, длиной 15 м и высотой 6 м по специальной технологии монтажа закрыл пробоину на затонувшем судне. В его креплении с применением полуавтоматической подводной сварки принимал участие ИЭС им. Патона, а точность установки по борту составила 15 мм. Применение такого пластыря также позволило снизить расходы более чем на 20 тыс. руб.


Судоподъемные понтоны с Балтики в Черное море доставлялись путем их буксировки по внутренним водным путям, а шесть 400-тонных понтонов прибыли на транспортном судне, что позволило сэкономить около 140 тыс. руб.


Спасательное судно "Очаковец", доставившее 400-тонный понтон для остропки у теплохода "Моздок"

Гибель теплохода "Моздок" Ч.2 СССР, Одесса, Катастрофа, Кораблекрушение, 1972, Длиннопост

Грунтоуборочные работы состояли из разработки под водой котлованов для понтонов и туннелей для заводки судоподъемных стропов. Первые разрабатывались глубиной 5 м от поверхности донного грунта (на 1,5 м ниже днища судна ушедшего в грунт на 3,5 м).


Для этого использовалось грейферное устройство плавкрана "Черноморец-8", специально дооборудованное по предложению работников АСПТР для обеспечения требуемой глубины черпания, поскольку штатное устройство позволяло черпать грунт с глубины 22 м, а требуемая глубина составляла 28 м от поверхности моря. Всего при разработке котлованов было вынуто 6700 кубометров грунта.


Для заводки стропов под корпусом судна промыли 12 тоннелей с удалением 1600 м3 грунта, с применением пневмогрунтососов эрлифтного типа и ручных гидромониторных стволов.


Все грунтоуборочные работы были проведены с августа 1973 по апрель 1974 года и в целом заняли 53 дня.


После этого приступили к остропке, равнению и найтовке 12 шт. 400-тонных судоподъемных понтонов. Были подготовлены и оборудованы для продувки воздухом 12 междудонных отсеков сухогруза.


Центральный пост управления (ЦПУ) судоподъемом соорудили на завершающем этапе работ прямо на дымовой трубе теплохода, что позволило почти в полтора раза сократить длину продувочных шлангов, идущих от станции управления продувкой к отсекам понтонов и балластным отсекам поднимаемого судна.

Гибель теплохода "Моздок" Ч.2 СССР, Одесса, Катастрофа, Кораблекрушение, 1972, Длиннопост

Помимо вышеперечисленных в подготовительный период работ, был осуществлен подъем носовой части танкера "Лом", разделенной электрокислородной резкой на четыре части, три из которых имели массу от 25 до 50 т, а четвертая - 250-тонная была поднята плавкраном "Богатырь".

Общий вид района над местом гибели теплохода "Моздок" незадолго до его подъема. В центре его выступающая на водой дымовая труба с размещенным на ней постом управления

Гибель теплохода "Моздок" Ч.2 СССР, Одесса, Катастрофа, Кораблекрушение, 1972, Длиннопост

Завершающий этап подъема теплохода "Моздок" был начат на рассвете 18 августа 1974 года продувкой носовых понтонов и междудонных отсеков.


В тот же день около полудня всплыл нос судна, а в ночь с 18 на 19 августа оторвалась от грунта и корма.

Гибель теплохода "Моздок" Ч.2 СССР, Одесса, Катастрофа, Кораблекрушение, 1972, Длиннопост

Всплывшее судно немедленно было отбуксировано на глубину 14 м, где 19 августа продолжалась продувка понтонов и начата была откачка воды из машинного отделения и комингсов трюмов № 2, 3 и 4, а затем и из самих трюмов.

Гибель теплохода "Моздок" Ч.2 СССР, Одесса, Катастрофа, Кораблекрушение, 1972, Длиннопост
Гибель теплохода "Моздок" Ч.2 СССР, Одесса, Катастрофа, Кораблекрушение, 1972, Длиннопост

Буксировка теплохода осуществлялась под командованием старшего лоцмана порта К. Беленковича, находив-шегося на дымовой трубе, на которой, как отмечалось, был оборудован ЦПУ.

Гибель теплохода "Моздок" Ч.2 СССР, Одесса, Катастрофа, Кораблекрушение, 1972, Длиннопост

Подъем завершился заводкой судна 20 августа в Одесский порт и ошвартовкой на причале № 39.

Гибель теплохода "Моздок" Ч.2 СССР, Одесса, Катастрофа, Кораблекрушение, 1972, Длиннопост

Работы по подъему теплохода "Моздок" в сложных метеорологических условиях открытого моря выполнял коллектив экспедиции в количестве 350 человек с привлечением 20 единиц различных судов.


Было широко развернуто социалистическое соревнование за досрочное выполнение заданий плана-графика. Широкое распространение получил почин водолазного инструктора М.А. Бычевого: план шестидневки - за пять дней, и ряд других.

Гибель теплохода "Моздок" Ч.2 СССР, Одесса, Катастрофа, Кораблекрушение, 1972, Длиннопост
Гибель теплохода "Моздок" Ч.2 СССР, Одесса, Катастрофа, Кораблекрушение, 1972, Длиннопост

В результате время на установку пластыря и закрытие грузовых люков удалось сократить на 10 суток от плановых сроков, остропку, равнение, и найтовку понтонов - на 8, вспенивание полистирола - на 2 и столько же на закачку.


В целом, весь объем работ по подъему сухогруза был выполнен за 310 рабочих дней при плановых 335 днях.

Руководители и участники подъема теплохода "Моздок". Слева направо - эксперт, главный водолазный специалист ВО "Совсудоподъем" Э.Л. Шлисс, главный инженер Отряда В.И. Спепкин, начальник Одесской группы ЭО АСПТР ЧМП Н.К. Чаплин, секреталь парткома В.П. Струнцов, начальник ВО АСПТР ЧМП Г.С. Леонтьев, зам. председателя ВО "Совсудоподъем" Н.П. Дгебуадзе, главный инженер ЭО АСПТР Каспара (Каспийское пароходство) В.Н. Карев, начальник техотдела В.К. Гвоздиков

Гибель теплохода "Моздок" Ч.2 СССР, Одесса, Катастрофа, Кораблекрушение, 1972, Длиннопост

Успешное завершение судоподъемных работ позволило не только расчистить район интенсивного судоходства от помех и загрязнения моря нефтепродуктами (учитывая весьма близкое расстояние пляжно-курортной зоны), но и спасти для использования в народном хозяйстве значительную часть груза и топлива, находившихся на судне.


Создание и внедрение в ходе работ принципиально новых инженерных решений позволили снизить расходы на подъем судна на сумму свыше 500 тыс. руб.

Автор- Анатолий Одайник. Публикация подготовлена по многолетним наработкам автора, а также по материалам архива музея Морского флота Украины (Одесса), и газет "Моряк", "Одесский портовик", "Вечерняя Одесса", "Одесская жизнь", и воспоминаниям очевидцев. Фото для статьи предоставлены автором, музеем Морского флота Украины и В. Бальвинским (Одесса).


https://uc.od.ua/news/urbanism/1188560?fbclid=IwAR3v_CXAhFRD...

Лучшие посты за сегодня
8544

Разница в полтора года

Разница в полтора года Коллаж, Похудение, Разница
Показать полностью 1
7423

Как я сидел в тюрьме. Часть 1

Показать полностью
7309

Скорей бы уже

Скорей бы уже
6429

УАЗ

6111

Спалился

Спалился Комментарии на Пикабу, Скриншот, Алкоголь, Шпион, Длиннопост
Показать полностью 1
6025

Первенство Дагестана по баскетболу

6005

Как я сидел в тюрьме. Часть 2

Показать полностью
5837

Помойная удача

Помойная удача Детство 90-х, Воспоминания из детства, Робот, Игрушки, Трансформеры, 90-е, Ностальгия, Детство, Длиннопост
Помойная удача Детство 90-х, Воспоминания из детства, Робот, Игрушки, Трансформеры, 90-е, Ностальгия, Детство, Длиннопост
Помойная удача Детство 90-х, Воспоминания из детства, Робот, Игрушки, Трансформеры, 90-е, Ностальгия, Детство, Длиннопост
Помойная удача Детство 90-х, Воспоминания из детства, Робот, Игрушки, Трансформеры, 90-е, Ностальгия, Детство, Длиннопост
Помойная удача Детство 90-х, Воспоминания из детства, Робот, Игрушки, Трансформеры, 90-е, Ностальгия, Детство, Длиннопост
Помойная удача Детство 90-х, Воспоминания из детства, Робот, Игрушки, Трансформеры, 90-е, Ностальгия, Детство, Длиннопост
Помойная удача Детство 90-х, Воспоминания из детства, Робот, Игрушки, Трансформеры, 90-е, Ностальгия, Детство, Длиннопост
Помойная удача Детство 90-х, Воспоминания из детства, Робот, Игрушки, Трансформеры, 90-е, Ностальгия, Детство, Длиннопост
Показать полностью 8
5800

Про дом

Про дом Дом, Коттедж, Мечты сбываются, Мат
5763

Герой без плаща)

Герой без плаща)
5590

Гарантия — тысяча лет: уровень стоматологии у древних майя

Гарантия — тысяча лет: уровень стоматологии у древних майя Майя, Стоматология, Зубы, Археологические раскопки, Археология, Археологи, Пломба, Древние люди, Инкрустация, Мезоамерика, Вокруг света
Гарантия — тысяча лет: уровень стоматологии у древних майя Майя, Стоматология, Зубы, Археологические раскопки, Археология, Археологи, Пломба, Древние люди, Инкрустация, Мезоамерика, Вокруг света

Показать полностью 1
5378

В ожидании друзей

В ожидании друзей Мобильная фотография, Деревня, Дети, Мяч, Деревянный дом
Показать полностью 1
4694

«Другого дома нет» Художник Борис Рогачевский. 1986

«Другого дома нет» Художник Борис Рогачевский. 1986
4474

Тот самый батя, который не хотел кота

4387

Американский пирог

Американский пирог
4370

Хороший выбор, одобряем

Хороший выбор, одобряем Комментарии на Пикабу, Смена ника, Пиво, Скриншот
4365

Lada Degradanta

Lada Degradanta
4306

Кроссовер

Кроссовер Чип и Дейл, Черепашки-ниндзя, Юмор, Картинка с текстом, Кроссовер
Показать полностью 1
4286

Дк Железнодорожников

Дк Железнодорожников
4058

Она и не продавщица, а продавец

Она и не продавщица, а продавец
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: