Генерал в белых перчатках

18 марта 1982 года умер Василий Иванович Чуйков: герой своего времени, прозванный при жизни "генерал Штурм"! Родился наш сегодняшний герой в 1900 году под Москвой в посёлке Серебряные Пруды. Начальное образование: "ЦПШ и коридор". Уже в 12 лет Василий уехал на заработки в Петроград. Ну, а дальше, всё по канону времени: тяжёлая работа за гроши, революция, Гражданская война.
Бурные времена порождают удивительные решения: в неполных двадцать он уже командир стрелкового полка. Очень выделяющийся своей активность, кстати: за два года Чуйков успевает повоевать на нескольких фронтах и почти на каждом из них поймать пулю. Суммарно ранило его четыре раза. Ранило, но не остановило.

Генерал в белых перчатках Великая Отечественная война, Герои, Военная история, Вторая мировая война, Генерал, Чуйков, Длиннопост

Война закончилась, а призвание осталось. Началась служба и обучение на восточном факультете военной академии. Видимо знания, полученные здесь, в купе с репутацией, заработанной во время войны, к двадцати семи годам привели его к должности военного советника в Китае. Потом было возвращение, участие в польском походе, советско-финская. Череда назначений, перед главным испытанием середины XX века...

С 1940 года Василий Иванович возвращается в Китай в должности военного атташе. Не без его помощи китайцы в условиях гражданской войны выстраивают единую линию фронта в войне против японцев.

С началом Великой Отечественной войны, Чуйков стал проситься на западный фронт. К 42-му году допросился - он возглавляет 62-ю армию, в задачи которой входит удержание Сталинграда. С этого момента имена Сталинград и Чуйков станут неразделимы. Именно героическая оборона города прославила Василия Ивановича.

Армия применяла не совсем классические для своего времени приёмы обороны. Передний край был выдвинут к немецкой передовой на расстояние броска ручной гранаты. Считайте - в упор. Старшее поколение должно помнить, что на золотой значок ГТО спортивную гранату надо было бросить на расстояние больше 40 метров. Это на стадионе, в спортивной форме, с разбегу. В валенках и ватнике, из положения лёжа, по большей части, указанные 40 м было доступны лишь немногим, при наличии задатков выдающихся спортсменов. Поэтому, нередко позиции врагов разделяло всего несколько метров. Иногда по вертикали. В смысле первый этаж дома занимают немцы, второй – наши, на третьем опять немцы. Или наоборот. А т.к. авиабомб и ракет с лазерным наведением в Люфтваффе была катастрофическая нехватка, немцы лишились возможности бомбить боевые порядки 62-й армии. Ну и знаменитые мобильные штурмовые группы, которые, как чёрт из табакерки появлялись внезапно в самых неожиданных местах, что немцам весьма не нравилось.

Прозвище "генерал Штурм" наш герой получил именно в Сталинграде.

В апреле 1945 года армия генерала Чуйкова, к тому времени уже 8-я гвардейская, вновь вспомнила те наработки. Только роли поменялись. Русские уже не обороняли город на Волге, а брали штурмом город на Шпрее – Берлин.

До сих пор непонятно, почему за оборону Сталинграда Василий Иванович не стал Героем. Орден Суворова 1-й степени, конечно тоже очень круто, но всё-таки. Справедливость восторжествует позднее - войну он закончил дважды Героем Советского Союза.

В последующие годы служба продолжится: в 1955-м "генерал Штурм" станет маршалом, в 1960-м - Главнокомандующим сухопутными войсками.

К числу идей Чуйкова, им же реализованных, относится создание института гражданской обороны и определение мер по защите промышленности и сельского хозяйства от атаки с применением оружия массового поражения. Современные войска МЧС РФ – прямые наследники войск гражданской обороны СССР.

За свою жизнь Василий Иванович успел повидать многое и сделать очень много не просто важных, а жизненно необходимых для страны дел. Его смелость, упорство и умение выходить из плоскости, возможно, стали как раз той каплей, которая, вместе с героизмом каждого солдата, позволила навалять немцам в Сталинграде и погнать их до городу Берлину.

Ну, и напоследок, несколько штрихов о Василии Ивановиче, как о человеке. Хрущёв, говоря о сталинградской битве, вспоминал, что поначалу генерал Чуйков показался ему надменным и заносчивым человеком. Ну правда, ходит всё время в белых перчатках, с тросточкой в руках. Не советский, а какой-то царский генерал. Но быстро выяснилось, что трость ему необходима после тяжёлого ранения. А белые перчатки, и не перчатки вовсе, а бинты. От чудовищного нервного напряжения руки генерала поразила сильнейшая экзема, и их приходилось каждый день перебинтовывать.

Ещё генерал запомнился соратникам тем, что иногда крестился, причём… кулаком. История тут такая: зимой 1943 года Чуйков лично инспектировал боевые порядки своей армии и попал под огонь. Небольшую мазанку, в которой находился генерал, бомбили и обстреливали девять немецких штурмовиков. Дальше пусть он сам расскажет: "Я выскочил, а кругом поле, спрятаться негде. Тогда просто прижался к стене, даже пригибаться не стал. Весь налёт так и простоял. Отхожу от стены, а на ней ни одного целого места — вся изрешечена осколками. Только моё место целое. Напряжение страшное, рук не могу разомкнуть и тут-то чувствую, что меня Бог спас. Хочу перекреститься, а кулак не разжимается: руки от напряжения сведены судорогой. А может, от волнения. И тогда я кулаком перекрестился. Потом это вошло в привычку — на Днепре, Висле, в Берлине".

Уже после смерти маршала, разбирая его документы, сын в партбилете(!) обнаружил записку, где рукой отца было написано: "О, могущий! Ночь в день превратить, а землю в цветник. Мне все трудное легким содей и помоги мне". Солдатская молитва генерала.

В июле 1981-го бывший командующий 62-й армией, бывший Главком Сухопутных войск СССР, бывший руководитель Гражданской обороны СССР, Маршал Советского Союза, дважды Герой Советского Союза, кавалер девяти(!) орденов Ленина (а это высший орден в СССР), В.И. Чуйков напишет в ЦК КПСС: "…Чувствуя приближение конца жизни, я в полном сознании обращаюсь с просьбой: после моей смерти прах похороните на Мамаевом кургане в Сталинграде, где был организован мной 12 сентября 1942 года мой командный пункт… С того места слышится рёв волжских вод, залпы орудий и боль сталинградских руин, там захоронены тысячи бойцов, которыми я командовал".

18 марта 1982 года Чуйкова не станет. Его прошение будет выполнено: и весь Город-герой придёт проститься со своим Героем…

Помянем и мы маршала. Редкий случай, когда не надо особо напрягаться, что пить. Солдата поминают боевыми ста граммами.