Генерал... (паровозы великой страны)

Генерал... (паровозы великой страны) Паровоз, П36, СССР, Социализм, Родина, Моё, Железная дорога, Длиннопост

Генерал



Быстрее, тяжелее – вечная гонка, как для грузовых поездов, так и для пассажирских. Перевезти как можно больше тяжелых вагонов с наибольшей скоростью – вот задача, которую надо решать постоянно. Только решишь, а условия уже изменились: пассажиров прибавилось, качество дороги могло как улучшиться, так и ухудшиться (в силу разных непреодолимых обстоятельств, ну и, конечно же, человеческого фактора). Случались войны, воровство, головотяпство, вредительство, все это сказывалось на состоянии пути. А инженеры и конструкторы –это блаженные люди, витающие в сфере своих фантазий. Конечно, я тут, по правде говоря, оклеветал творческих людей. Настоящий создатель должен всегда знать, в каких условиях будет существовать его творение, по каким дорогам ездить, какие вагоны таскать, с какими пассажирами.


Борьба за скорость… 20 верст в час, 60, 70… Растет скорость – растут в диаметре ведущие колеса. 1700 мм, 1900 мм – такие колеса были на паровозах серии «Н», строившихся для Николаевской железной дороги. В 1913 году скорость пассажирского поезда на некоторых участках уже 125 км/час, у паровоза серии «С» максимальная экономичность и мощность достигается при 120 км/час.


Растут скорости, кажется, уже ничто не может остановить огнедышащие машины, пронзающие пространство и время. Первая мировая война, революция, гражданская война – и вот уже не до скоростей и комфорта, забраться бы хоть в товарный вагон, хоть на крышу. Пути в ужасном состоянии, нет вагонов, не хватает локомотивов. Но свободная страна – это совсем другое дело, все под силу рабочим, которые взяли власть в свои руки. И вот уже первый паровоз сделан при новом, свободном и прогрессивном строе – «Су». И хотя наибольшая мощность и экономичность у этой машины получается при скорости 80 км/час, но и 120-125 км вполне достижима.


Дальше – больше. Строится трехцилиндровый «М». К сожалению, в связи со смертью его не смог довести до конца инженер Раевский. Машина получилась неудачной. Но в инженерном деле каждая неудача – предвестница большой победы. Появляются экспериментальные машины 2-3-2 Коломенского и Ворошиловградского заводов. Они заключены в аэродинамические капоты и олицетворяют собой паровозы будущего. К тому времени серийный паровоз «ИС» мог развить скорость 140 км/час, что уж говорить об экспериментальных.

Генерал... (паровозы великой страны) Паровоз, П36, СССР, Социализм, Родина, Моё, Железная дорога, Длиннопост

2-3-2 Коломенского машиностроительного завода.


Диаметр ведущих колес – 2000 мм. Проект был рассчитан на среднюю скорость 150 км/час. Но на испытаниях машина показала 170 км. Было изготовлено две машины, переданные на Октябрьскую железную дорогу для испытаний. Такая большая скорость была достигнута в Советском Союзе впервые, мало того, при этой скорости паровоз имел самую наибольшую экономичность. Это было сразу два рекорда.


Ворошиловградский завод пошел еще дальше.

Генерал... (паровозы великой страны) Паровоз, П36, СССР, Социализм, Родина, Моё, Железная дорога, Длиннопост

2-3-2 Ворошиловградского завода


Если машина Коломенского завода проектировалась для скорости в 150 км в час, то Ворошиловградский завод поставил более сложную задачу – 180 км в час. Диаметр ведущих колес – 2200 мм. Правда, экономичность похуже, чем у Коломенского. Но и испытания еще не закончены.

Генерал... (паровозы великой страны) Паровоз, П36, СССР, Социализм, Родина, Моё, Железная дорога, Длиннопост

2-3-2 Ворошиловградского завода


Итак, за каким паровозом будущее? Коломенский уже показал свои уникальные качества, Ворошиловградский еще не изучен до конца, но характеристики, да и внешний вид впечатляют. Шел 1938 год. Создаются новые прогрессивные конструкции, смелые инженерные решения, на которые никогда бы не решился алчный мир капитала. Проектируется теплопаровоз, готовится замена модельного ряда в автопромышленности. Все перечеркнула Великая Отечественная война.

Генерал... (паровозы великой страны) Паровоз, П36, СССР, Социализм, Родина, Моё, Железная дорога, Длиннопост

Теплопаровоз «Сталинец»


Война перечеркнула многие судьбы, многие технические решения. Все экспериментальные машины остались недоработанными. Парк пассажирских машин составляли в основном паровозы серии «Су», разработанные в середине 20-х годов. При всех своих замечательных качествах эти машины уже не могли обеспечить возрастающие пассажироперевозки, и иногда им приходилось работать двойной тягой. Паровоз серии «ИС» был слишком тяжел, а пути после войны были в отвратительном состоянии.


Поэтому перед проектировщиками стояла прежде всего задача – серии «Су» не превысить давление на ось больше 18 тонн. На паровозе были реализованы все достижения советской конструкторской мысли: овальный тендер, система дожига изгари, водоподогреватель, цельносварной котел, углеподатчик (стокер). Коэффициент полезного действия – 9,22 % – самый большой среди пассажирских локомотивов. Мощность до 3077 л.с., конструктивная скорость 125 км в час, диаметр ведущих колес 1850 мм – стандарт для пассажирских локомотивов.

Генерал... (паровозы великой страны) Паровоз, П36, СССР, Социализм, Родина, Моё, Железная дорога, Длиннопост

П36


Эту машину ошибочно называют «Победа», но паровоз с этим именем совсем другой, он выпускался с 1945 по январь 1947 года. П36 за характерные полоски на дымоотбойниках, которые в первоначальном варианте были красного цвета, получил прозвище «Генерал», а за сами дымоотбойники – «Слон с ушами». Хорошая красивая машина, она оказалась последним выпускавшимся в СССР пассажирским паровозом. Последний с номером П36 -0251 был выпущен в 1956 году.

Генерал... (паровозы великой страны) Паровоз, П36, СССР, Социализм, Родина, Моё, Железная дорога, Длиннопост

П36 – 0120


Последним годом работы «Генерала» считается 1974, но и в 1976 в инвентарном парке еще числилось 247 паровозов серии «П36».


В настоящее время, по официальным данным, в ходовом состоянии всего 6 экземпляров. В отношении одного из них у меня лично сильные сомнения, но это совсем другая история…


Николай Грамота


Ред. Нина Гулиманова


Иллюстрации: http://boji.35photo.ru/