Гайто (Георгий)Газданов - "полузабытый" писатель

Вот краткие сведения из Википедии - мало что рассказывающие :родился

в семье лесничего, осетина[ по национальности. Мать — Вера Николаевна Абациева (1876—1920) . До четырёх лет жил в Санкт-Петербурге, Позднее отец по долгу службы, а с ним и семья жили в Сибири, в Тверской губернии, в Полтаве, в Харькове. В Полтаве Газданов учился в кадетском корпусе, после (с 1912 и до начала Гражданской войны) — в Харьковской гимназии.

В 1919 году, в неполные 16 лет, Газданов присоединился к Добровольческому движению П. Н. Врангеля, как говорил позднее, чтобы «узнать, что такое война». Прослужил год в звании рядового солдата на бронепоезде. Вместе с отступающей Белой армией он оказался в Крыму.

В 1920 г. пароходом уплыл в Турцию. В Константинополе написал свой первый рассказ («Гостиница грядущего», 1922). В болгарском городе Шумене окончил русскую гимназию (в Харькове Газданов доучился до седьмого класса).

В 1923 году переехал в Париж, где прожил большую часть своей жизни. Был портовым грузчиком, мойщиком паровозов, слесарем на автозаводе «Ситроен», преподавал французский и русский языки. Порой, когда он не мог найти работы, вынужден был жить, как клошар, ночуя на улице. Четыре года учился на историко-филологическом факультете Сорбонны, изучал историю литературы, социологию, экономику. Долгие годы (1928—1952), уже будучи известным писателем, был вынужден работать ночным таксистом. В романе «Ночные дороги» (1941) нашло отражение знакомство Газданова с парижским дном. Лишь после войны книга «Возвращение Будды», имевшая большой успех, принесла ему финансовую независимость.

Его первый роман «Вечер у Клэр» вышел в 1929 году и был высоко оценен Буниным и М. Горьким, а также критиками русского зарубежья.

Критика признала его и Владимира Набокова самыми талантливыми писателями молодого поколения.

Газданов хотел вернуться на родину, для чего в 1935 году обратился с просьбой о помощи к М. Горькому, но тот не успел выполнить данного обещания,. В этом же году Газданов женился.


В годы войны Газданов оставался в оккупированном Париже. В своей квартире с помощью жены укрывал евреев, помогал им. С 1942 года принимал участие в движении Сопротивления, вступил в партизанскую бригаду, созданную советскими пленными. Работал в подпольном журнале: издавал информационные бюллетени. Его жена работала как связная между парижской группой «Русский патриот» и беглыми советскими военнопленными. В 1947 году Газданов с женой получают французское гражданство. С 1953 года и до конца жизни Газданов работал журналистом и редактором на радио «Свобода», где вёл передачи, посвящённые русской литературе.


Несмотря на известность и всеобщее признание, работу таксиста Газданов смог оставить лишь после того, как вышел в печать его роман «Призрак Александра Вольфа». Роман сразу по выходе был переведён на основные европейские языки.


В 1970 году у писателя диагностировали рак лёгких. Газданов стойко переносил болезнь, даже близкие люди не знали, как тяжело ему было. Гайто Газданов умер 5 декабря 1971 года в Мюнхене.

_______

В своё время я интересовался историей эмиграции Первой волны. В том числе и потому что хотел написать очерк об одном (широко известном в узких кругах) деятеле Второй волны. Не то что вообразил себя Львом Николаевичем, просто удивляла беспомощность хуманитариев, писавших об этом человеке, но даже не пробовавших искать людей, знающих его до войны ( а они ещё были живы) и не связавшихся с его потомками в США. Но, увы, собирая материал, наткнулся на такие подробности, что слушатели удивлялись "литературности" жизненных ситуаций, превосходящих выдуманные повести об эмигрантах Второй волны. И объективно понять и оправдать поведение человека в таких невероятных ситуациях мог Толстой, не я. У меня бы получилось бы дежурное восхваление, либо сплошное осуждение.

Но благодаря неосуществленному замыслу, узнал многое об эмиграции.

Итак, начну с раскрытия очередного секрета Полишинеля (может и зря, но не все это знают). Эмиграция была не только в Европу, но и в США, куда уезжали те, кто понял что Советская власть - надолго и надо начинать новую жизнь с нуля, работать и еще раз работать,помня, что ты - в чужой стране и прежние заслуги, положение никого не интересуют. Среди них такие деятели как Сикорский, Зворыкин, Тимошенко (родственник наркома обороны перед войной) и много забытых.

Так вот, половина европейских эмигрантов перед войной обосновалась во Франции. Вместе со своими традициями, не всегда достойными. Среди них - презрение к труду, не соответствующее их прежнему положению. А что вы хотели? Ныне у нас в такси работают и кандидаты наук, разорившиеся бизнесмены и пр. Дочь Куприна стала известной артисткой кино, чему многие были недовольны - позорит отца...Пережили и русские из прекрасного романа Ремарка "Триумфальная арка".

Большинство не интересовала жизнь Франции вне повседневных забот. (или очень интересовала как полубезумного казака-фашиста Петра Гогулова убившего Президента Франции).

Бесконечны и обиды на Францию, французов. Опять же: что вы хотели? Как должны относится французы, помешанные на идее величии Страны к тем, кто приехав на чужбину поливает грязью Родину и призывает к интервенции как прекрасный писатель и поганый человек Мережковский? Интересный факт: на заводе Рено под Парижем трудились и рабочие из числа "бывших" и начальник заводской "охранки" из бывших жандармов. Не зря "левые" белоэмигрантов ненавидели.


Почему начали забывать Газданова, популярного в начале 90-ых ? И потому что ныне нас окружает тот "мир капитала", с которым не мог смириться писатель. И всё это мы видим ежечасно, и читать о нём...

Немалую роль сыграло и безудержное восхваление его творчества. Перехвалив - дурную услугу оказали. Я долго не читал его книг, потому что начитался хвалебных рецензий (а интернет тогда был пустой, книгу не скачаешь, покупать не хотелось).Когда пишут что "Ночные дороги" - один из первых производственных романов (тогда уж лучше - повесть, по-русски), то хочется "литературоведам" из сети прочесть Бальзака, у которого есть всё, вплоть до описания "районной" типографии и многих других, включая сов лит-ру первых пятилеток. Когда пишут, что шофер из "Дорог" - прямо Одиссей , и его странствия... - то думаешь - если подобное нуждается в подпорках (независимо что это - электричка на Петушки или ирландские пивные ) то дорога этому знаковому произведению - в историю, на полку "Литературные памятники".

Но вот наконец-то купил на Новом Арбате книгу - и был поражен мастерством писателя (и бредом критиков), Не нашел я его в "Призраке Вольфа" библейских мотивов, но интерсный сюжет (герой прочел воспоминания о том как неизвестного чуть не убили в гражданскую и понял- убийцей был он, далее - сюжет развивается), хороший слог заслуживает внимания.Понравились и повесть "Вечер у Клэр" и менее - "Возвращение Будды", другие вещи, на мой взгляд, во многом вторичны, многословны. В том числе и считающиеся вершиной - "Ночные дороги", где остраненность автора очевидна.


О ней надо поговорить отдельно. Не сколько о повести - об авторе. Если тебя не устраивает Париж, Париж - трудящихся и люмпенов, а не Париж - праздник, который всегда с тобой (для бездельников), то надо было выбрать другую работу. После университета Газданов работал в издательстве. Но не книжном, не энциклопедическом типа знаменитого Лярусс, а издающим открытки. Как и в Москве , в Париже подобные издательства лишь формально относятся к издательствам. Не тот контингент. Вся мысль там - о прибыли. Естественно, Газданов ушел из открыточного издательства. Но кто мешал устроиться в настоящее издательство? Газданов великолепно знал язык, историю, культуру. Такой пример. Наши сетевые знатоки так и не поняли до конца фразу из "Дорог", (где он отвечал пассажирам, понявшим по его рассуждениям, что он - явно эмигрант): я - из Бельвиля, отец - владелец лавки. Суть не втом что он придумал биографию . Бельвиль, несмотря на свое название, был бедным районом города до конца 60-ых (впрочем, и ныне там начали селиться эмигранты). Чтобы выдать себя за местного, надо не только знать "общеупотребительный" французский, но и парижское "арго". (Внизу фото города, в т ч кадр из известной короткометражки "Красный шар", снятой - подчеркиваю - позже, в 1956 году!).


Набили оскомину в советское время предисловия литературоведов - автор не видел борьбы трудящихся... не видел передовых сил... Газданов писал. что его окружают люди 14 века. Отсюда - недалеко до идеи "сверхчеловека". Не случайно и многие французски деятели культуры от всемирно известных до детективиста Сименона, впоследствии изменили взгляды и спокойно восприняли нацизм. Слава Богу, Газданов не перешел черту.


Достойно он вел себя в оккупацию.Участвовал в Сопротивлении. Не с винтовкой в руках, но помог людям избежать смерти.

Опять надо сделать отступление.Сетевые воители любят смеяться над сопротивлением в Европе. Их бы в страну, которая капитулировала, где практически всё население спокойно продолжает жить. Правительство работает, магазины - то же, метро продолжает перевозить пассажиров, музеи работают.. И только коммунисты, убежденные антифашисты, и немногие патриоты решаются на борьбу.А большинство жило своей жизнью, слушали ББС, вздыхали, но молчали. И сочиняли после войны мифы о всенародном сопротивлении, как французы показывали немцам пальцами знак V - - Виктория. Или, как датский король, обнаружив что неладно что-то в королевстве - евреев могут заставить носить звезду Давида, тогда будет носить её сам. Только евреев в марионеточных странах не заставляли носить звезду, это - прерогатива местного правительства. Или шведы, сделавшие гешефтмахера Валленберга, наладившего вопреки ожидаемому протесту Англии(и так недовольному шведскими поставками в Германию) сбыт для шведских грузовиков для вермахта, жертву кровавого режима Сталина.

К тому же надо принять во внимание слова известного историка разведки о шпионах - применимого и для подпольшиков. Так вот он заявил, что до войны среди советских разведчиков не было успешных из числа русских. Не в традициях русских такое грязное дело, к тому же оставшиеся в памяти православные нормы морали.Только в фильмах разведчики - в белых перчатках.

Так что надо было иметь большое мужество чтобы участвовать в Сопротивлении, пусть и на небольших ролях.


Писал Газданов и о Сопротивлении. И о тех кто стоял в стороне. Но это - большая тема, не будем затрагивать.

Вспомним только эпизод из "Дорог", где он описывает кутежи русских купцов-эмигрантов. как бы не противно любителям хруста французской булки (в сов время - городской батон, 7 коп.), но в оккупацию они немало подзаработали на поставках продовольствия для немцев.

Вообще Газданов пишет правду об эмигрантах. Отребья - хватало.


Газданов по мастерству уступает Алданову (имею в виду не никем не прочитанные у нас его произведения на "тему дня", а настоящее - тот же "Чертов мост"). В то же время творили и Мережковский, и Бунин. Но прочесть - стоит.


После войны, к сожалению, поступил на службу на "Свободу" - из песни слова не выкинешь... Так и вспоминается его сожаление о выдаче "линцевских" казаков - карателй СССР. Увы...

Написал повесть, где действующие лица - французы (почему не на французском, подобно Набокову, перешедщему на другой язык?), у нас практически не известна. Лучшее им уже было написано. И написано на совесть. Будет обидно, если его забудут.


(внизу фото Парижа тех лет, в т ч Бельвиль + кадр из фильма "Красный шар"1956 года, снятый в соседнем с Бельвилем районе, побогаче...)


(группа вконтакте("свердловка онилайн)