Фото грузинского троллейбуса: Батуми

И вот прошла неделя и я снова тут, дабы поделиться порцией фотографий и историей печально погибшего грузинского городского электротранспорта. Созерцать его жизнь мы теперь можем только на старых фотографиях прошлого. В прошлый раз мы с вами понаблюдали печальную участь троллейбуса приморского города Поти, а на сей раз мы с вами спустимся вниз по черноморскому побережью в известный город Батуми, столицу автономной Аджарии.

Фото грузинского троллейбуса: Батуми История, Грузия, Батуми, Аджария, Троллейбус, Электротранспорт, Грусть, Длиннопост

Снова не особо будем останавливаться на древней и богатой истории города Батуми, обрисую её в общих чертах: первые сведения о городе появляются у Аристотеля в IV веке до нашей эры как колхидский город Батус. Во II веке нашей эры в городе дислоцировался римский гарнизон, но уже в V веке святой царь Вахтанг 1 Горгасали вернул город под власть Иберии. В средние века город принадлежал сначала царству Эгриси, а потом Тао-Кларджетскому царству. В 1564 году после смерти воинственного правителя Кахабера Гуриели турки-османы завоевали Аджарию и с их властвованием в этот регион попал и закрепился ислам.

После русско-турецкой войны 1877-1878 года (в которой на стороне русских войск воевало около 30000 грузин) был подписан Сан-Стефанский мирный договор, по которому Османская Империя в обмен на сокращение выплаты контрибуции до половины вернула грузинские земли, в том числе Аджарию и Батуми. Во время созванного Британской Империей Берлинского конгресса 1878 года, призванного пересмотреть итоги Сан-Стефанского мира, князю Горчакову удалось отстоять за Россией Аджарию с Батуми, а сам город вошёл в состав РИ как порто-франко.

Во время Гражданской Войны в России и нужде хотя бы временно задобрить немцев и турок, большевики вынужденно подписали Брест-Литовский мир, по которому Турция получала себе обратно Аджарию и грузинские земли, которые ей принадлежали до 1878 года. Однако поражение Германии, главного союзника Османской Империи, в ПМВ привело к оккупации Батуми и Аджарии уже британскими войсками, которые затем были переданы Грузинской Демократической Республике. В начавшейся войне между "ГДР" и большевиками турки снова попытались оттяпать себе Батуми с Аджарией, но на их пути стали грузинские войска. В сложной ситуации, грузины смогли остановить наступление турецких войск, поддержали восстание большевиков и дождались подхода основных сил РККА. А по мирному договору между СССР и Турцией, Аджария признавалась частью Советского Союза в обмен на гору Арарат с окрестностями.


В советское время Батуми очень активно развивался, учитывая его важность как торгового крупного порта на Чёрном море. В Грузинской ССР в городе были построены крупные промышленные предприятия: нефтеперерабатывающий, машиностроительный (оборудование для чайной промышленности), судостроительный заводы, чайные фабрики, цитрусовый комбинат; в Батуми на отходах чайной промышленности работал единственный в Советском Союзе кофеиновый завод. Открыты были парки, развит ботанический сад, открыто множество университетов, академий и иных учебных заведений. Кстати, особенностью Батуми в советское время было вот такое вот зрелище - поезд на улице.

Фото грузинского троллейбуса: Батуми История, Грузия, Батуми, Аджария, Троллейбус, Электротранспорт, Грусть, Длиннопост
Фото грузинского троллейбуса: Батуми История, Грузия, Батуми, Аджария, Троллейбус, Электротранспорт, Грусть, Длиннопост

Дело в том, что старый железнодорожный вокзал Батуми имел короткий перрон, и в летом, в разгар курортного сезона, когда прибывали пассажирские составы с большим количеством вагонов они часто вынуждены были останавливаться прямо на городских улицах под окнами жилых домов, дабы все пассажиры из всех вагонов могли выйти на перрон. Данное чудо можно было созерцать на улице Чавчавадзе. Ж/д путь также пересекал по улице Чавчавадзе улицы 26 мая и Меликишвили.


Троллейбусное движение в Батуми же было открыто 6 ноября 1978 года и самыми первыми машинами, которые попали в город и открыли троллейбусное движение, стали чехословацкие легендарные машины "Шкода 9тр". Постепенно троллейбусный парк города уверенно пополнялся новыми машинами, среди которых были как "Шкода 9тр" (это было 6 троллейбусов из Тбилиси), так и новые "Шкода 14тр". Особенно обильно в город поставлялись отечественные троллейбусы ЗиУ-682.


Пика своего развития троллейбус достиг, как это неудивительно, в 1992-м году, когда в городе было 41 километр контактной сети и работало 78 троллейбусов. В отличие от многих других грузинских городов, троллейбусный маршруты в Батуми претерпевали изменения, и транспортные фанаты смогли составить предельно точную таблицу этих изменений:


Открытие 6 ноября 1978 - по 1980 года:

- 2-й маршрут: Тбилисская площадь - посёлок Хелвачаури.


1980 год - по 1986 год:

- 1-й маршрут: улица Леонидзе - село Махинджаури.

- 2-й маршрут: Тбилисская площадь - посёлок Хелвачаури.


1986 год - по 1991 год:

- Маршрут 1а: Детская больница - село Махинджаури.

- 2-й маршрут: Тбилисская площадь - посёлок Хелвачаури.


1991 год - по 1993 год (пик развития системы):

- 1-й маршрут: Морской вокзал - село Махинджаури.

- 2-й маршрут: Тбилисская площадь - посёлок Хелвачаури.

- 3-й маршрут: Тбилисская площадь - улица Леонидзе.


1993 год - по 1994 год:

- Оба маршрута без изменений, закрыт 3-й маршрут.


1994 год - по 2002 год:

- 1-й маршрут: Центральный универмаг - село Махинджаури.

- 2-й маршрут: Тбилисская площадь - посёлок Хелвачаури.

Фото грузинского троллейбуса: Батуми История, Грузия, Батуми, Аджария, Троллейбус, Электротранспорт, Грусть, Длиннопост

На момент провозглашения Грузией независимости от СССР и стремительного падения в прелести свободы и капитализма, в Аджарии осел правящий клан Аслана Абашидзе. Он был коренным жителем Аджарии и искренне радел за свой регион, хотя почти всё в Аджарской автономии подчинялось его власти и власти его приближённых. Он тесно дружил с националистом Звиадом Гамсахурдией, и когда того свергли в результате январского путча в Тбилиси в 1992-м году, Абашидзе выступил против власти Госсовета (во главе с Шеварнадзе). Но, вопреки многим ожиданиям, он не стал выступать с вооружённой борьбой против "центра", как это случилось в Абхазии и Южной Осетии, а стал развивать родной край как свободную экономическую зону, с правом оставления таможенных сборов в республике. Он же предоставил максимально льготный режим дислоцированной около Батуми российской военной базе. В марте 1994 года приветствовал вступление Грузии в СНГ. По сообщениям СМИ поддерживал дружеские отношения с мэром Москвы Юрием Лужковым.


В целом Батуми хоть и тоже испытал прелести депрессии и бедности, но такой колоссальной жопы (простите за прямоту, но экономической и социальной жопы) город избежал. И в целом троллейбусное движение там жило и пользовалось популярностью, хотя нехватка запчастей и отсутствие закупок подвижного транспорта давало о себе знать. Основным подвижным составом в городе были советские "ЗиУшки", но знаменит город был и своими ретро-"Шкодами 9тр". В 1999-м году город посетили российский фотограф С.А. Тархов и британский фотограф Дэвид Пирсон. Они и отсняли троллейбусы Батуми на то время:

Фото грузинского троллейбуса: Батуми История, Грузия, Батуми, Аджария, Троллейбус, Электротранспорт, Грусть, Длиннопост

"Шкода 9тр" 2-го маршрута с номером "15" на трассе М1 недалеко от окраины города.

Фото грузинского троллейбуса: Батуми История, Грузия, Батуми, Аджария, Троллейбус, Электротранспорт, Грусть, Длиннопост

"Шкода 9тр" 2-го маршрута с номером "14" на разворотном круге в посёлке Хелвачаури.

Фото грузинского троллейбуса: Батуми История, Грузия, Батуми, Аджария, Троллейбус, Электротранспорт, Грусть, Длиннопост

Одна из ранних "Шкод 9тр" 2-го маршрута с номером "04" на улице Абусеридзе.

Фото грузинского троллейбуса: Батуми История, Грузия, Батуми, Аджария, Троллейбус, Электротранспорт, Грусть, Длиннопост

Снова "Шкода 9тр" 2-го маршрута с номером "14" на конечной в посёлке Хелвачаури. С ней очень много фотографий.

Фото грузинского троллейбуса: Батуми История, Грузия, Батуми, Аджария, Троллейбус, Электротранспорт, Грусть, Длиннопост

Троллейбусный парк Батуми в селе Хелвачаури и сразу же: "Шкоды 9тр" с номерам "09" и "08" (без колёс) - ранние из первой десятки. Рядом "Шкода 9тр" с номером "17". А также пара ЗиУ-682 - "12" и "19" (расканнибаллен).

Фото грузинского троллейбуса: Батуми История, Грузия, Батуми, Аджария, Троллейбус, Электротранспорт, Грусть, Длиннопост

Троллейбусное депо в посёлке Хелвачаури. Видны "Шкоды 9тр" с номерами "16", "05" и Москвич-2140 на номерах Грузинской ССР :)

Фото грузинского троллейбуса: Батуми История, Грузия, Батуми, Аджария, Троллейбус, Электротранспорт, Грусть, Длиннопост

Одна из первых "Шкод 9тр" 2-го маршрута с номером "04" в посёлке Хелвачаури.

Фото грузинского троллейбуса: Батуми История, Грузия, Батуми, Аджария, Троллейбус, Электротранспорт, Грусть, Длиннопост

Троллейбусное депо. Здесь видны две оставшиеся "Шкода 14тр" с номерами "11" и "10", а также "разутая" "Шкода 9тр" с номером "07" и "02".

Фото грузинского троллейбуса: Батуми История, Грузия, Батуми, Аджария, Троллейбус, Электротранспорт, Грусть, Длиннопост

В начале нулевых, а именно в 2003-м и 2004-м годах в город ещё раз приехали иностранные фотографы - Майк Рассел и Петер Хазелдин (или Хазелдайн). К 2004-му году над троллейбусом стали сгущаться тучи...

Фото грузинского троллейбуса: Батуми История, Грузия, Батуми, Аджария, Троллейбус, Электротранспорт, Грусть, Длиннопост

Одна из первых "Шкод 9тр" 2-го маршрута с номером "09" на Тбилисской площади (конечная).

Фото грузинского троллейбуса: Батуми История, Грузия, Батуми, Аджария, Троллейбус, Электротранспорт, Грусть, Длиннопост

Самая первая "Шкода 9тр" с номером "01" проработавшая в городе с 1978 года. Перекрёсток улиц Чавчавадзе и Бараташвили, 2-й маршрут. Знаменитая железная дорога на улице была разобрана в 1996-м году.

Фото грузинского троллейбуса: Батуми История, Грузия, Батуми, Аджария, Троллейбус, Электротранспорт, Грусть, Длиннопост

Этот же "первенец" на конечной в посёлке Хелвачаури. Часть самых первых "Шкод 9тр" были покрашены в бело-синие цвета.

Фото грузинского троллейбуса: Батуми История, Грузия, Батуми, Аджария, Троллейбус, Электротранспорт, Грусть, Длиннопост

Две первые "Шкоды 9тр" с номерами "02" и "07" в троллейбусном депо.

Фото грузинского троллейбуса: Батуми История, Грузия, Батуми, Аджария, Троллейбус, Электротранспорт, Грусть, Длиннопост

Вероятно, уже списанные ЗиУ-682 закрытого давно 3-го маршрута с номером "20", на заднем плане "Шкода 14тр"-Кока Кола с номером "11". Стоящий спереди ЗиУ неизвестен.

Фото грузинского троллейбуса: Батуми История, Грузия, Батуми, Аджария, Троллейбус, Электротранспорт, Грусть, Длиннопост

ЗиУ-682 с номером "12" и "Шкода 9тр" с номером "03. Видны ещё другие "Шкоды" поблизости, которые дольше всех жили и оставались на ходу.

Фото грузинского троллейбуса: Батуми История, Грузия, Батуми, Аджария, Троллейбус, Электротранспорт, Грусть, Длиннопост

"Шкода 9тр" 2-го маршрута с номером "09" в посёлке Хелвачаури. Колоритное грузинское фото.


В 2004-м году в результате "революции роз" в Грузии к власти приходит прозападный политик, который позже прославится кучей перлов, ставших теперь мемами, а на данный момент молодой, активный и популярный политик-реформатов - Михаил Саакашвили. Отношения с ним у Абашидзе сразу не заладились и пошли на обострение.


Некоторые политологи, особенно российские, считают, что за Саакашвили активно ратовал турецкий бизнес, рассматривавший Аджарию как свою "временно утраченную" вотчину, и проведению собственного бизнеса турками мешали сначала погранвойска РФ, а позже и аджарские пограничники. Кроме того, помимо наличия в Аджарии 145-й мотострелковой бригады ВС РФ, Аджария самостоятельно контролировала границу с Турцией и поступления от таможенных сборов, собираемых с морских судов (преимущественно), авиасудов и автотранспорта (согласно поправке в Конституции Грузии от 2000 года, отменённой 5 июля 2004 года). Так или иначе, конфликт с выборами, где обе стороны пошли на фальсификации результатов (особенно Тбилиси), пошёл на резкое обострение.


На стороне Абашидзе выступили силовики, а на стороне Саакашвили и "центра" стали активно выступать студентики, желавшие свободно жить на свежем воздухе.

Фото грузинского троллейбуса: Батуми История, Грузия, Батуми, Аджария, Троллейбус, Электротранспорт, Грусть, Длиннопост

Однако Абашидзе оказался окружён буквально: кругом Грузия, которая стянула полицейский спецназ, позади - Турция, не любящая Абашидзе, на улице - студентики и постепенно подходящие к ним другие гражданские. А затем госдеп США официально поддержал власти Тбилиси. Разрядке кризиса способствовал представитель Совбеза РФ Игорь Иванов, проведший переговоры между Батуми и Тбилиси. В ночь с 5 на 6 мая Абашидзе вместе с сыном улетел в Москву на самолёте Иванова и победа осталась за Саакашвили. Аджария, формально, сохранила автономию, но теперь стала почти во всём подчиняться центру. А вот для троллейбуса эти события стали роковыми...

Фото грузинского троллейбуса: Батуми История, Грузия, Батуми, Аджария, Троллейбус, Электротранспорт, Грусть, Длиннопост

"Шкода 9тр" с номером "06" вместе с кучей ЗиУ в троллейбусном депо в посёлке Хелвачаури.


Новые власти посаженные Саакашвили решили, что для "перестройки" города по новым стандартами троллейбусу там не место. Ещё в 2002-м был закрыт 1-й маршрут и остался работать 2-й. Но после завершения аджарского кризиса троллейбусы стали массово уходить на списание, хотя они были исправным и вполне себе ходовыми. В последнем 2005-м году единственный 2-й маршрут обслуживало 5 троллейбусов.

Фото грузинского троллейбуса: Батуми История, Грузия, Батуми, Аджария, Троллейбус, Электротранспорт, Грусть, Длиннопост

В 2005-м году батумский троллейбус новыми "прогрессивными" властями, после умышленного его доведения до прединфарктного состояния, был закрыт. Машины постепенно порезали на металл, не пожалели даже раритетную первую в городе "Шкоду 9тр" с номером "01".


По данным от местных жителей, в мае 2008-го года на месте бывшего троллейбусного депо остались лишь столбы, а на самой территории сооружали какие-то промсклады. Ещё можно заметить, особенно больно это будет для работников троллейбусных депо, крайне халтурное сооружение троллейбусного депо в Батуми (и во многих других городах Грузии): один навес под который 4 машины влазит, о капитальных строениях (кроме сараев с запчастями и инструментами) речи и не шло, нет адекватного оборудования для ремонта, нет мойки (была, но с 1999-го года она уже не работала), теплоизоляция и прочее отопление сразу идут в пешее эротическое - от дождика несколько машин накрыли и готово.

Фото грузинского троллейбуса: Батуми История, Грузия, Батуми, Аджария, Троллейбус, Электротранспорт, Грусть, Длиннопост

Увы и ах, но батумский троллейбус навсегда ушёл в историю. Сейчас Батуми - образцово-показательный город-порт в богато оформленным и отстроенным центром, практически всеми заведениями, отелями и казино заведуют турки и на работу берут они, предпочтительно, турок. А грузинам достаётся роль чернорабочих и зарплаты ниже самых низких турецких. Фактически, Турция через свой бизнес мирно завоевала Аджарию и особенно Батуми. Не так давно за турецкие деньги в городе запустили электробус. Такого нет даже в Тбилиси.

Фото грузинского троллейбуса: Батуми История, Грузия, Батуми, Аджария, Троллейбус, Электротранспорт, Грусть, Длиннопост

Выводы и размышления оставлю на вас, читатели. К концу неделю продолжим изучение печальной истории гибели грузинских троллейбусов. Следующей троллейбусной системой у нас будет...

Электротранспорт

589 постов1.9K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Уважайте своего собеседника и себя.