Формации Руси древней...
До конца 9 века общественная структура восточных славян представляла собой племя на этапе разложения первобытно-общинной формации. Основными занятиями были:
1) земледелие (подсечное, переложное и пашенное), которым управляла соседская община с помощью вече (собрания всех общинников); и
2) грабëж других племён, который осуществлялся под командованием демократически избираемого вождя.
❗Данная публикация предложена нашим читателем. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Редакция не несёт ответственности за достоверность информации, приводимой автором.❗
Производящее хозяйство (в том числе земледелие) создает у семей прибавочный продукт. Одни семьи более удачливы и трудолюбивы, другие - менее, из-за чего одни усиливают свое экономическое могущество, а другие еле сводят концы с концами. Возникает социальное расслоение. Так как родовой общины уже нет, бедным не так активно помогают: чаще просто дают им блага в долг. А долг можно отдать, например, проголосовав на вече за предложение кредитора. Таким образом экономическое могущество богатых семей конвертируется и в политическое, их интересы продвигаются на общинном собрании. Но рядовые общинники все еще сохраняют свою роль в управлении племенем.
Вождь же за командование военными походами получает лучшую добычу, на которую может нанять постоянную дружину; завоевывает авторитет среди членов ополчения, которые потом будут голосовать за него на вече; собирает дань с других племён, часть которой может забрать себе. В один момент вождь не уходит со своей должности на время мира; старается, чтобы его сыновья тоже заняли высокие должности после его смерти. И передача должностей по наследству после многократного повторения закрепляется в виде традиции. Так образуется военная демократия - строй, при котором власть в племени строится на сотрудничестве вождя (князя) с вече.
Но впервые образуется русское государство на севере, где земледелием не занимались по климатическим причинам. Зато активно велась торговля по прибыльному, но пока что опасному пути "из варяг в греки". Варяги очень заинтересованы в этом пути, так как для них это один из немногих способов получить серебро. По этой причине они легко идут в наёмники к славянам и становятся дополнительной опорой власти, чем ускоряют зарождение русского государства. Также варягов берут на высокие должности, а они с помощью своего опыта помогают устраивать государственные институты.
Необходимость обороны торговых путей является одним из важнейших факторов образования русской государственности и призвание Рюрика обычно считают зарождением раннефеодального государства.
Но со временем роль варягов падает, и они заменяются отечественными боярами и аристократами.
Тут может возникнуть вопрос: почему первобытно-общинный строй восточных славян разложился сразу в феодализм, пропустив рабовладельческую формацию? Классическое рабство эффективно только там, где необходимый продукт низок, а рабов много - в тёплых густонаселённых и плодородных районах Средиземноморья, Месопотамии и т.д. Здесь достаточно дать рабу набедренную повязку и скудную пищу, и он даже с низкой мотивацией создаст достаточно прибавочного продукта. На холодном Севере же необходимый продукт высокий: для выживания нужно теплое жилье, одежда, питательная пища, - а чтобы что-то вырастить, недостаточно, например, бросить семена в ил, как в долине Нила, из-за чего населения меньше.
После захвата всех племён на пути в Византию, сменяется характер государственной власти. Главой государства становится Великий Князь (князь князей), который господствует уже не над одним племенем, а над многими. По этой причине требуются посадники и волостители, которые будут править от имени великого князя на своих местах, и должны платить ему дань. Сначала ими становятся выходцы из подчиненных племён, а позже назначаются сыновья Великого Князя. Образуются единые налоговая система, законодательство, религия. После походов Святослава грабежи соседей становятся менее выгодными, чем хозяйство внутри государства.
В процессе этого подчинённые племена вырастают до самостоятельных княжеств, в них зарождаются собственные бояре, аристократы, которым не хочется платить налоги Великому Князю, не хочется, чтобы он вмешивался в их дела.
При господстве натурального хозяйства и практически полном отсутствии торговли между княжествами им не нужно централизованное управление, поэтому бояре и князья имели сепаратистские настроения.
После падения Византии и захвата источника серебра - Палестины - европейцами, путь "из Варяг в Греки" окончательно потерял свою актуальность и последнее, что скрепляло русские княжества друг с другом, пропало. Великие князья ещё несколько раз пытались предотвратить феодальную раздробленность, но объективный процесс развития общества неостановим.
Феодальная раздробленность снова изменила характер княжеской власти: князья теперь перестают бегать между княжествами, а держатся за своë место, пытаются развивать и сохранять его для своих потомков. Бояре также лучше расширяли свои хозяйства без лишнего налогового бремени.
Развивались производительные силы, оформлялись большие экономические области, налаживались торговые и экономические связи, цепочки, - все это подготавливало политическое объединение на новой прочной экономической основе. Но этот процесс был надолго заторможен татаро-монгольским нашествием: ханы целенаправленно сеяли вражду между князьями, выкачивали такой необходимый прибавочный продукт с Руси.
Қазақстанның Еңбекшілер Ұйымы / Қызыл Отау
Организация Трудящихся Казахстана / Красная Юрта