ФЕЙК: Умер режиссер Никита Михалков
С чего все началось
«Этой ночью в 18 городской больнице Москвы ушел из жизни российский актер, кинорежиссер Никита Михалков», — ролик об этом 25 января опубликовал YouTube-канал «Последние новости России».
Подписывайтесь на «Лапша Медиа» на Дзене и смотрите уникальные разборы других фейков.
Как на самом деле
Эта новость — фейк. 24 января Никита Михалков сообщил в своем телеграм-канале, что его выписали из больницы.
«Уверен, что очень во многом, кроме огромного труда врачей и всех тех, кто был рядом, ваше горячее желание моего выздоровления, ваши молитвы привели меня домой. Конечно, еще требуется какое-то время на восстановление и реабилитацию, но, раз врачи меня отпустили, значит, они спокойны», — написал режиссер.
Источники:
Фейк
Опровержение
Как делают трагические фейк-ньюс
Трагические фейк-ньюс — это короткие ролики с кричащим заголовком и грустной музыкой о смерти кого-то известного. Видео длится от одной до трех минут, а сообщение о происшествии озвучивает робот-диктор. На фоне — фото известных людей и кадры ДТП или похорон, не связанных с ними.
Фейковые похороны создаются по простому и закономерному принципу:
выбирают знаменитость — часто для фейка берут известную персону преклонного возраста, но это не обязательно;
придумывают заголовок — он должен быть эпатажным, привлекать внимание;
оформляют обложку — часто берут заставки и логотипы известных и авторитетных СМИ. Чтобы привлечь больше внимания, дополняют обложку свечами, траурными лентами и фразами, наподобие: «Скорбит вся Россия», «Рыдают женщины», «Ушла ангелом», «Прощай, маэстро».
Зачем делают трагические фейк-ньюс
Трагические фейк-ньюс легко монетизировать — фейки с кликбейтным заголовком привлекают аудиторию и увеличивают просмотры.
Специалист по монетизации YouTube Денис Коновалов считает, что на рекламе, которую выстраивает видеохостинг, такие каналы могут зарабатывать от 100 тыс. рублей в месяц. Для этого, по данным сервиса Socialblade, нужно набрать 2,4 млн просмотров за 30 дней.
Почему не блокируют фейковые ролики
Трагические фейк-ньюс, вводящие в заблуждение аудиторию, запрещены правилами площадки YouTube. Но эти правила легко обойти, ведь на видеохостинг каждую минуту загружают более 500 часов видео. Поэтому модерацию контента проводят не живые люди, а скрипты и алгоритмы. Такие системы легко обмануть, а под их правила модерации можно быстро подстроиться. Поэтому каналы с фейковыми новостями о смерти звезд могут существовать годами.
Еще один из способов обхода блокировки — самоопровержения. В конце видео с громким кликбейтным заголовком и траурным оформлением авторы указывают ссылку с опровержением новости.
Читайте полный разбор этого и других фейков на сайте Лапша Медиа