Фернандо Сор - Мальбрук в поход собрался | Исполняет Кириленко Виктория (гитара)

Фернандо Сор (1778-1839) - испанский классический гитарист-виртуоз и композитор, педагог, один из самых значительных классических гитаристов XIX века. «Мальбрук в поход собрался» - одна из самых популярных французских народных песен. Песню о Мальбруке сочинили французские солдаты в 1709 г. накануне знаменитого сражения при Мальплаке. В стане французов пронёсся ложный слух о том, что убит виновник их предыдущих неудач в войне за испанское наследство герцог Мальборо, руководивший английскими войсками, которого французы называли на свой лад «Мальбруком». Так появилась песня о Мальбруке, начинавшаяся словами: «Мальбрук в поход поехал, Миронтон, миронтон, миронтэн». В песне рассказывалось о том, как жена Мальбрука ждёт своего мужа, ушедшего на войну. Прошло много времени, а Мальбрук всё не возвращается. Весть о смерти Мальбрука приносит паж, который сообщает, что на погребении Мальбрука присутствовали все офицеры, которые несли его панцирь, щит и длинную саблю. Вскоре популярная песня на злободневный сюжет была забыта...


Французская песня о Мальбруке некоторое время пользовалась популярностью и в России. Во время Отечественной войны 1812 г. была переведена на русский язык. В солдатском обиходе слова песни были изменены, приобретя комические и непристойные подробности. Имя полководца Мальбрука при этом сохранилось, но под ним безусловно подразумевали Наполеона. Так, в русском варианте песни о Мальбруке, осмеивавшем его неудачный поход в Россию, полководец погибал не в сражении, а со страху «смертию поносной». Пародию на песню о Мальбруке сочинял А. С. Пушкин с группой приятелей.


Песня о Мальбруке упоминается и в «Мёртвых душах» Н. В. Гоголя. Иногда в русском языке выражение «Мальбрук в поход собрался» применяется иносказательно к человеку, чьё начинание закончилось неудачей. В сочинении «Битва при Витории» (1813) Бетховен также использует эту музыку как лейтмотив Наполеона. Так песня, сочинённая против Англии во Франции, обратилась против самой Франции в произведении, посвящённом англичанину.


В пьесе Сора больше печали и обреченности, нежели героизма. Испанский гитарист рисует императора напыщенным и самонадеянным человеком, который все же заслуживает сочувствия...