952

Если ваш отец - пилот...

"...То, возможно, у Вас не будет выбора, кроме как продолжить летную династию." (с) только что сам придумал


На самом деле, я хочу рассказать не об этом. Фраза пришла в голову, пока я ее ломал над заголовком (не знаю, как для других, а для меня придумать заголовок всегда мука).


Конечно же, выбор есть всегда, особенно, если у вас в голове не опилки, а интересов и увлечений хватит на две жизни. Но все же, в один чудесный момент приходится делать выбор.


Я хочу рассказать о другом.


Мне периодически приходится слышать: "Хорошая профессия, однако, для семьи плохо - постоянно нет дома. Как же плохо детям, они отца не видят!"


Я знаю. Я сам сын пилота.


Но плохо ли мне было?


* * *


- Папа, я так не хочу идти в школу...


Мне лет семь. Я собираюсь в школу, а мой отец - в очередной резерв.


- Скорей бы уже стать взрослым! Чтобы не ходить в школу, а летать на самолетах, как ты! Вот тебе хорошо...


Отец улыбается:


- Дениска, я бы с радостью поменялся с тобой местами! Вот как мне не хочется сейчас в резерв ехать!


Вот столько лет прошло, а этот диалог у меня в цветах и красках перед глазами. И я уже сейчас старше, чем был мой отец, и мне уже пришлось говорить те же слова своему сыну.

И мне так же хочется поменяться с ним местами, а еще больше я хочу того, чтобы через 30 лет он с такой же теплотой вспоминал свое детство и меня в нем.


* * *


Отец улетал...


Рейсы были разными, короткими и длинными. Он мог вернуться вечером или на следующее утро, а мог - через два дня, через неделю, а то и через несколько месяцев - переучивание на новый тип самолетов занимало в те годы очень долгое время.


Я безумно скучал, однако, если кто-то скажет, что это отделяло нас, и мне не хватало отцовского внимания, то сильно ошибется. Наоборот, каждая встреча отца превращалась в Большой Праздник - я бежал со всех ног, чтобы броситься отцу на шею, обнять своими ручонками изо всех сил, мешая поставить на пол сетку с очередной огромной ароматной ташкентской дыней.


Бывает ли столько радости у маленького ребенка, чей отец всегда рядом? Думаю, да, бывает, но я, сын "пилота-которого-постоянно-нет-дома", как сейчас помню это огромное чувство детского счастья после звонка в дверь квартиры:


- Мама, Мама! Папа прилетел!


И застучали пяточки по полу.


Сейчас и я захожу домой, и мои дети спешат меня обнять, а у меня комок к горлу подкатывает. Нет, все же расставания и расстояния... сближают.


* * *


Отец рос на аэродроме - их домик, где он жил с родителями и старшим братом, был совсем рядом с аэродромом г.Рубцовска. Мои дедушка и бабушка работали в аэропорту в наземных службах. Собственно говоря, особенно учитывая дух 50х-60х годов прошлого столетия, сложно было представить, чтобы маленький Сережа мечтал о чем-либо ином, кроме авиации.


В своем детстве я тоже сполна ощутил это чувство - бегать по аэродрому... по тому же рубцовскому небольшому аэродромчику с грунтовой полосой и гремящим ПАЗиком, который привозил меня с бабушкой и дедушкой. Они шли работать, а я - бегать между самолетами, сидеть в кабине, мешаться техникам.


Конечно, все начиналось с аэроклуба. Чего бы ни говорили, но было в те годы что-то хорошее...

У отца есть очень близкий друг детства. Они вместе мечтали о небе и их мечта осуществилась - отец стал пилотом гражданской авиации, а Виктор - военным летчиком.

В 1970м году отец поступил в Бугурусланское летное училище. Куда через 26 лет приду учиться и я... Правда, думаю, что мои и его впечатления об учебе в Бугуруслане разнятся кардинально - в его годы это было УЧИЛИЩЕ... а в мои - ... ... ... Полная разруха и беспредел.


Его выпуск 1972-го года составил более 600 (!) человек! Мой выпуск 1996 года - 53... из 75 поступивших.


Курсанты носили форму армейского покроя - в те годы военная подготовка была обязательным элементом обучения... да и, собственно, обучение в гражданском летном мало чем отличалось от обучения в военном летном училище. Те же отряды, роты, казармы, построения и увольнительные. Я это застал уже на излете, в дикие 90-е, когда отцам-командирам на нас, курсантов, было по большому счету наплевать. Но построения были (сейчас, говорят, совсем ничего святого не осталось).


Признаюсь, я всегда завидовал тем, кто учился в то - серьезное время. Мне бы хотелось с теплотой вспоминать о годах, проведенных в летном училище, но, увы. Теплоты нет.

Глядя на курсантские фотографии отца, мне казалось, что эти 18-летние ребята смотрелись намного старше, чем мы в том же возрасте.

Курсанты на параде. Возможно, 7 ноября.

Конечно же - самой главной составляющей летного обучения была КАРТОШКА! Отец "запатентовал" следующий курсантский эпос:


Один курсант из БЛУ ГА

Заменяет два плуга.

А если в руки дать лопату

Он заменит экскаватор!

Отец говорит, что эта фотография знакома всем бугурусланцам. Мне она была знакома из-за отца, конечно же. В Бугуруслане я подобное творчество уже не застал.


По-моему, гениально. И ведь никакого фотошопа тогда не было.

Наряд по кухне. В мои годы такое было уже лишь эпизодически.

А вот и долгожданные полеты. Отец гордится тем, что в первый самостоятельный он вылетел вторым - сразу после старшины.

После окончания летного училища отца распределили на родину. А через год он уже пришивал командирские погоны. Летали на Ан-2 в те годы не много, а просто очень много... Потом нормы уменьшили, и такого быстрого ввода уже интенсивного не было.

Одна из любимых моих фото

Через несколько лет отец переучился на Ан-24. А там уже и я появился на свет.В 1985м году отец стал вторым пилотом Ту-154, а еще через четыре года выполнил первый самостоятельный в качестве Командира этого Лайнера. Эта фотография - как раз с того полета.

В 1985м году отец стал вторым пилотом Ту-154, а еще через четыре года выполнил первый самостоятельный в качестве Командира этого Лайнера. Эта фотография - как раз с того полета.

Этот экипаж мне очень хорошо знаком - мы дружили семьями, вместе отдыхали, праздновали дни рождения. Вместе с ними я впервые слетал на Ту-154... Это был рейс Барнаул-Омск-Симферополь с пятидневной отсидкой в Крыму.  Это стало моим первым посещением Черного моря и первым полетом в кабине Ту-154.


И было просто незабываемым! Жалко, что сейчас я не могу устроить подобное своим сыновьям - оно и раньше-то нельзя было, но глаза закрывали, а сейчас совсем-совсем нереально. И я это понимаю, как пилот, как инструктор и летный начальник... Однако, для меня - десятилетнего, стоящего за Командирским креслом и потерявшим дар речи от панорамы ночной Земли, от вида ночных гроз, от ярких огней городов и взлетно-посадочной полосы - это было потрясающе классным!


Думаю, что это и определило окончательно мой дальнейший выбор, когда я задумывался над тем, стоит или нет в годы кризисных 90-х, имея золотую медаль и свежую голову, идти в загибающуюся на глазах отрасль...


Это и сейчас определяет мой выбор - почему я так люблю эту работу. Это - красиво! Сложно, утомительно, иногда раздражительно, иногда рискованно... Но это очень красиво. Полет - пусть даже полет зарегламентированного разными правилами линейного пилота - это жизнь в ярких красках.


* * *


Жизнь пилота советской эпохи - это не только полеты... Это и очень много наземных событий. Например, разборы.


Разбор звена, разбор эскадрильи, разбор летного отряда, предварительная подготовка, летно-техническая конференция...


И иногда (в годы гласности и перестройки) разборы проводили вот так.

...Через много лет после этого - послеполетный разбор в экипаже Ил-76 на Красном море :)

Этот период я не очень люблю вспоминать. Я уже стал вполне взрослым - учился в старших классах - когда отец стал работать на грузовиках Ил-76. Это было ужасное время 90-х годов, время, когда пилоты либо нарушали, либо не приносили семье деньги.


Коммерсанты заставляли летать с большими перегрузами. Если ты не полетишь - значит, полетит другой... а твоя семья останется без денег. И теперь каждый полет отца превращался для нас в тягостное ожидание...


Разгрузка личных вещей после очередного удачного возвращения. Слева на фото - мой старший брат. Мне не довелось с отцом полетать на Ильюшине, а ему - да.

Отец стал курить после этой работы и смог бросить только через несколько лет.


Квинтэссенцией моего страха за отца стал ноябрь 1996 года.


Я уже учился на первом курсе в Бугуруслане. Вечером я по телефону разговаривал с домом, узнал, что отец должен лететь в Дели. На следующий день слышу новость - в небе Индии российский самолет Ил-76 столкнулся с В747... Правда, скоро оказалось, что самолет не российский, а казахский... Тем не менее, можете себе представить, что я чувствовал, пока информации не было - ведь жили в те годы без сотовых телефонов и без интернета, возможности получить информацию быстро просто не было.


Кстати, после того, как я отправлю Вам этот рассказ, я полечу как раз туда - в Дели


А отец называл его "Кормильцем". И это была сущая правда.


Отец очень любил этот Лайнер. Но сколько нервов эти полеты у него забрали... Китайские челноки, африканские джунгли... Камчатка... Москва...


...В итоге, на работе сократили и отца. Что-то он слишком громко выступил на очередном разборе по поводу "этих полетов", и в компании решили, что следующим на выход будет он.


Отец ушел на пенсию, благо, давно ее заработал. Уже думал, что никогда... Как и многие его коллеги.


Однако, через пару случилась оказия - одна полукриминальная компания решила летать на Ту-154 через Барнаул из Москвы. Авиаэкспресскруиз, если кто такую помнит. Наняла экипаж в Барнауле, в итоге, к нему присоединился и мой отец. Восстановил допуск и стал периодически летать. Заработком это назвать было нельзя - платили 3000 рублей. Просто 3000, неважно, сколько рейсов ты сделал.


Как хобби. Отец летал, а семья "проедала" баксы, заработанные нервами на Ил-76.


А что? Штурманом у них был очень богатый дядька, который в 90-е ушел в бизнес и открыл оптово-розничную сеть по продаже алкоголя. Для него это было самым настоящим хобби.


* * *


А потом Авиаэкспресскруиз помахал своим пассажирам чемоданчиком с их деньгами и скрылся в неизвестном направлении, оставив экипажи один на один с толпой. Отец снова оказался на земле. И уже практически смирился с тем, что навсегда...


Однако, через полгода натуральным образом "подвернулась" работа в Красноярском Сибавиатрансе, и более того, оказался востребованным и совершенно зеленый пилот denokan, с чего и началась уже моя дорога в Большой Авиации.


* * *


00-е года были более веселыми, если так можно выразиться. Работа была, но какая.


После Сибавиатранса отец устроился в "Сибирь"... а через год после того, как было принято решение о закрытии Барнаульского филиала - во Владивостокавиа.


Это не детям пилотов, это женам пилотов надо Памятник ставить! Моя мама - очень эмоциональная женщина. Однако, я не могу вспомнить, чтобы она хотя бы раз попрекала отца за его работу и постоянное отсутствие.


А ведь моя Мама работала стюардессой в те годы, когда ее заприметил молодой командир Ан-2, мой отец. И, наверное,когда видишь эту работу и этих людей изнутри - становишься более терпимым...


Ближе к завершению карьеры.

А вот на этом самолете мы оба полетали,как и на других бортах Ту-154 Авиакомпании "Сибирь".


Теперь он стоит памятником в Толмачево, отец давно уже радуется жизни на пенсии, ну а я...


А я стараюсь соответствовать.

Отец ушел на пенсию вместе со списанием Ту-154 в "Сибири". С его слов, он не чувствует себя расстроенным или обиженным - ведь не по здоровью списали, не прогнали. Он пролетал 36 лет, провел в небе 20000ч. Увидел жизнь во всех ее красках, сумел пройти через горнило 90-х и поднять семью...


Он и его Самолет славно отработали, а теперь отдыхают.


* * *


Отец периодически приезжает в свой родной Рубцовск, поклониться могилкам родителей... Заезжает в свое босоногое детство.


На фото ниже - бетонная полоса аэропорта Рубцовска. Ее строили уже на моей памяти, а прослужила она совсем недолго до закрытия аэропорта в 90-х...


Однако, один раз и мне довелось на нее прилететь - вторым пилотом на Ан-2 в 2000м году... Сколько тогда ребятишек сбежалось, которые в своей короткой жизни не видели самолета вблизи, даже такого как Ан-2...


Почитать: Романтика прошедших лет. Химические полеты.

А мы с братом продолжаем династию авиаторов... И сейчас уже, глядя на подрастающих своих сыновей - задумываюсь о том - как они мыслят, о чем думают? Есть ли у них интерес к небу?


Я надеюсь, что и через двадцать лет профессия Пилота все еще будет востребованной и актуальной, и мои дети окажутся со мной в одной кабине, как повезло мне, зеленому юноше,  в 2003-м.


Почитать: Романтика прошедших лет. Ту-154, Норильск и коммерция


Возможно, через годы они продолжат поднимать фамилию в облака,  а я... буду писать рассказы о полетах на прекрасных лайнерах того, старого доброго времени, воевать периодически с "ничего не понимающей молодежью" на авиафорумах, и иногда жарко спорить с сыновьями по поводу политической мировой обстановки.


Здоровья тебе, Папа! Люблю тебя!

Авторские истории

39.2K поста28.1K подписчика

Правила сообщества

Авторские тексты с тегом моё. Только тексты, ничего лишнего

Рассказы 18+ в сообществе https://pikabu.ru/community/amour_stories



1. Мы публикуем реальные или выдуманные истории с художественной или литературной обработкой. В основе поста должен быть текст. Рассказы в формате видео и аудио будут вынесены в общую ленту.

2. Вы можете описать рассказанную вам историю, но текст должны писать сами. Тег "мое" обязателен.
3. Комментарии не по теме будут скрываться из сообщества, комментарии с неконструктивной критикой будут скрыты, а их авторы добавлены в игнор-лист.

4. Сообщество - не место для выражения ваших политических взглядов.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
23
Автор поста оценил этот комментарий
Однако, для меня - десятилетнего, стоящего за Командирским креслом и потерявшим дар речи от панорамы ночной Земли, от вида ночных гроз, от ярких огней городов и взлетно-посадочной полосы - это было потрясающе классным!

У многих, наверное, с этого "болезнь" и начиналась! :)
Я навсегда запомнил эту картинку и, с тех пор, заболел "самолётной болезнью".

Мне было лет 7-8.

Меня родители "передали" в Вильнюсе безумно красивой девушке-стюардессе (почему-то в детстве все стюардессы были для меня неописуемо красивыми :) и я в припрыжку полетел за ней в самолет.

Летать я очень любил. И летал очень часто. Самый любимый был маршрут Вильнюс-Горький-Свердловск-Новосибирск. А потом обратно. Летели больше 8-ми часов. На ТУ-134 ещё.

Маршрут любимый потому что длииинный, долгий и много взлетов, посадок и разных аэропортов. И можно было смотреть на большие модели самолетов  в аэропортах. И на живые самолёты. И на разноцветные огоньки на аэродроме. Они меня завораживали больше всего!

И вот очередная посадка. Где - не помню, да и не важно. А во время транзитной посадки все пассажиры обязательно выходили из самолета. И торчали в аэропорту, пока самолет готовили к вылету в следующий город. Но в этот раз я не выходил. Красивая тётя-стюардесса сказала что я могу посидеть в самолете (понятное дело ей нафиг не надо было чтобы мелкий в одну морду таскался не пойми где! Мало ли чо - заблудится ещё. Пусть лучше торчит тут). И я остался в салоне. А потом его начали убирать - пылесос и всякое такое. И вот чтобы я не мешался в салоне меня отправили ... в кабину!!!

Сказали что я могу даже сесть в кресло пилота но только НИЧЕГО ТРОГАТЬ НЕЛЬЗЯ!

И когда я вошел в кабину.... Я ЧУТЬ НЕ УМЕР ОТ ВОСТОРГА!!!

Столько каких-то приборов, кнопочек, тумблеров! Всё светится! А место штурмана меня просто убило! Это же так круто сидеть в самом носу и у тебя специальное окошко в которое видно всё-всё-всё! И только для тебя! Я просто стоял и глазел.

А потом меня впустили в кабину в первый раз уже в небе. И рассказывали и показывали кто из экипажа что делает, какие приборы есть и для чего они.

Но больше всего мне понравилось стоять в кабине и смотреть вперёд - днём на облака и огромное море неба, ночью - на грозы. На всё то, что Денис описал. То, от чего любой мальчишка, хотя бы раз увидевший, заболевает самолётами навсегда!

раскрыть ветку (3)
12
Автор поста оценил этот комментарий
Мальчишка заболеет... Девчонки тоже! )) О том, что путь в летное училище ввиду наличия у меня второй Х-хромосомы мне заказан, я знала уже к моменту окончания школы. "Девочка умненькая, но... девочка... не берем!" Что ж, прощаемся с мечтой о небе и космосе? ХА! Буду, как папа Алисы Селезневой космобиологом - в 2012 обещались на Марс полететь, им же нужны будут генетики? Конечно! Итог-поступаем в Томский универ. Первый курс окончен, мой биологический отец приглашает в гости на Дальний Восток, в Находку. Закончены каникулы, в авиапорте Владивостока регистрация на рейс домой. Куча народа у стойки, стою, жду, когда толпа дяденек и тетенек разойдется. И вот, толпа схлынула, а меня - не регистрируют! Закончилась регистрация 5 минут назад... Сопли, слезы, слюни, беготня по вокзалу к начальникам и прочим. В конце концов начальник (вроде) аэропорта говорит - "Деточка, вон командир твоего борта, иди, просись, если возьмет, то полетишь домой". В слезах к дяденьке, обрисовываю ситуацию, смотрит он на эту пигалицу тощую в слезах и... (тадам!) пошли, говорит! В общем, летела я как королева, на первом ряду, одна на 3 местах, даже молоденькие стюардессы сюсюкают и подкармливают ребенка. И тут промежуточная посадка в Уфе. А выйти то мне нельзя! В общем, всех на вокзал, дите 17 годков от роду с мозгом 5-летнего - к пилотам в кабину. Велели сесть на откидное, ничего не трогать под страхом высадки и отправки домой пешком. Эти два часа (вроде) - одно из самых ярких воспоминаний в моей жизни, а жизни той уже почитай 40 годков. Мне показывали, рассказывали, объясняли, на глупые вопросы отвечали, и теде, и тепе... И еще горше стала моя горечь от того, что не быть мне летчиком... Так вот - для меня этот экипаж остался безымянным, но день-через-день я вспоминаю этих людей, и прошу им плюсик в карму. Спасибо им огромное, и за участие-сочувствие, и за незабываемые эмоции. А летать... не, мечтать не перестала. Есть в нашем городе авиаклуб, я его участник (не хотела применить слово член), хоть и редко, но на СЛА полетать удается, ну очень редко... Земляным червем стала - моя работа подвалы: узлы учета и тепловые узлы, проектирую я их. Днем. А на редких выходных в небо! Один раз небом заболев - не вылечиться! "Я люблю тебя, и небо, только небо - и тебя. Я живу двойной любовью, небом я дышу, любя!" (Брюсов) Еще одна мечта осталась - в мужья летчика )))))) Ну что ж, посмотрим, реализуется ли?
раскрыть ветку (2)
0
Автор поста оценил этот комментарий

А почему девочек не берут пилотами?

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Берут. С каждым годом их все больше и больше
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку