Если ваш отец - пилот...

Если ваш отец - пилот... Авиация, История, Реальная история из жизни, Авиация РФ, Гражданская авиация, Пилоты РФ, Пилот, Denokan, Длиннопост

"...То, возможно, у Вас не будет выбора, кроме как продолжить летную династию." (с) только что сам придумал


На самом деле, я хочу рассказать не об этом. Фраза пришла в голову, пока я ее ломал над заголовком (не знаю, как для других, а для меня придумать заголовок всегда мука).


Конечно же, выбор есть всегда, особенно, если у вас в голове не опилки, а интересов и увлечений хватит на две жизни. Но все же, в один чудесный момент приходится делать выбор.


Я хочу рассказать о другом.


Мне периодически приходится слышать: "Хорошая профессия, однако, для семьи плохо - постоянно нет дома. Как же плохо детям, они отца не видят!"


Я знаю. Я сам сын пилота.


Но плохо ли мне было?


* * *


- Папа, я так не хочу идти в школу...


Мне лет семь. Я собираюсь в школу, а мой отец - в очередной резерв.


- Скорей бы уже стать взрослым! Чтобы не ходить в школу, а летать на самолетах, как ты! Вот тебе хорошо...


Отец улыбается:


- Дениска, я бы с радостью поменялся с тобой местами! Вот как мне не хочется сейчас в резерв ехать!


Вот столько лет прошло, а этот диалог у меня в цветах и красках перед глазами. И я уже сейчас старше, чем был мой отец, и мне уже пришлось говорить те же слова своему сыну.

И мне так же хочется поменяться с ним местами, а еще больше я хочу того, чтобы через 30 лет он с такой же теплотой вспоминал свое детство и меня в нем.


* * *


Отец улетал...


Рейсы были разными, короткими и длинными. Он мог вернуться вечером или на следующее утро, а мог - через два дня, через неделю, а то и через несколько месяцев - переучивание на новый тип самолетов занимало в те годы очень долгое время.


Я безумно скучал, однако, если кто-то скажет, что это отделяло нас, и мне не хватало отцовского внимания, то сильно ошибется. Наоборот, каждая встреча отца превращалась в Большой Праздник - я бежал со всех ног, чтобы броситься отцу на шею, обнять своими ручонками изо всех сил, мешая поставить на пол сетку с очередной огромной ароматной ташкентской дыней.


Бывает ли столько радости у маленького ребенка, чей отец всегда рядом? Думаю, да, бывает, но я, сын "пилота-которого-постоянно-нет-дома", как сейчас помню это огромное чувство детского счастья после звонка в дверь квартиры:


- Мама, Мама! Папа прилетел!


И застучали пяточки по полу.


Сейчас и я захожу домой, и мои дети спешат меня обнять, а у меня комок к горлу подкатывает. Нет, все же расставания и расстояния... сближают.


* * *


Отец рос на аэродроме - их домик, где он жил с родителями и старшим братом, был совсем рядом с аэродромом г.Рубцовска. Мои дедушка и бабушка работали в аэропорту в наземных службах. Собственно говоря, особенно учитывая дух 50х-60х годов прошлого столетия, сложно было представить, чтобы маленький Сережа мечтал о чем-либо ином, кроме авиации.


В своем детстве я тоже сполна ощутил это чувство - бегать по аэродрому... по тому же рубцовскому небольшому аэродромчику с грунтовой полосой и гремящим ПАЗиком, который привозил меня с бабушкой и дедушкой. Они шли работать, а я - бегать между самолетами, сидеть в кабине, мешаться техникам.


Конечно, все начиналось с аэроклуба. Чего бы ни говорили, но было в те годы что-то хорошее...

Если ваш отец - пилот... Авиация, История, Реальная история из жизни, Авиация РФ, Гражданская авиация, Пилоты РФ, Пилот, Denokan, Длиннопост

У отца есть очень близкий друг детства. Они вместе мечтали о небе и их мечта осуществилась - отец стал пилотом гражданской авиации, а Виктор - военным летчиком.

Если ваш отец - пилот... Авиация, История, Реальная история из жизни, Авиация РФ, Гражданская авиация, Пилоты РФ, Пилот, Denokan, Длиннопост

В 1970м году отец поступил в Бугурусланское летное училище. Куда через 26 лет приду учиться и я... Правда, думаю, что мои и его впечатления об учебе в Бугуруслане разнятся кардинально - в его годы это было УЧИЛИЩЕ... а в мои - ... ... ... Полная разруха и беспредел.


Его выпуск 1972-го года составил более 600 (!) человек! Мой выпуск 1996 года - 53... из 75 поступивших.


Курсанты носили форму армейского покроя - в те годы военная подготовка была обязательным элементом обучения... да и, собственно, обучение в гражданском летном мало чем отличалось от обучения в военном летном училище. Те же отряды, роты, казармы, построения и увольнительные. Я это застал уже на излете, в дикие 90-е, когда отцам-командирам на нас, курсантов, было по большому счету наплевать. Но построения были (сейчас, говорят, совсем ничего святого не осталось).


Признаюсь, я всегда завидовал тем, кто учился в то - серьезное время. Мне бы хотелось с теплотой вспоминать о годах, проведенных в летном училище, но, увы. Теплоты нет.

Если ваш отец - пилот... Авиация, История, Реальная история из жизни, Авиация РФ, Гражданская авиация, Пилоты РФ, Пилот, Denokan, Длиннопост

Глядя на курсантские фотографии отца, мне казалось, что эти 18-летние ребята смотрелись намного старше, чем мы в том же возрасте.

Если ваш отец - пилот... Авиация, История, Реальная история из жизни, Авиация РФ, Гражданская авиация, Пилоты РФ, Пилот, Denokan, Длиннопост

Курсанты на параде. Возможно, 7 ноября.

Если ваш отец - пилот... Авиация, История, Реальная история из жизни, Авиация РФ, Гражданская авиация, Пилоты РФ, Пилот, Denokan, Длиннопост

Конечно же - самой главной составляющей летного обучения была КАРТОШКА! Отец "запатентовал" следующий курсантский эпос:


Один курсант из БЛУ ГА

Заменяет два плуга.

А если в руки дать лопату

Он заменит экскаватор!

Если ваш отец - пилот... Авиация, История, Реальная история из жизни, Авиация РФ, Гражданская авиация, Пилоты РФ, Пилот, Denokan, Длиннопост

Отец говорит, что эта фотография знакома всем бугурусланцам. Мне она была знакома из-за отца, конечно же. В Бугуруслане я подобное творчество уже не застал.


По-моему, гениально. И ведь никакого фотошопа тогда не было.

Если ваш отец - пилот... Авиация, История, Реальная история из жизни, Авиация РФ, Гражданская авиация, Пилоты РФ, Пилот, Denokan, Длиннопост

Наряд по кухне. В мои годы такое было уже лишь эпизодически.

Если ваш отец - пилот... Авиация, История, Реальная история из жизни, Авиация РФ, Гражданская авиация, Пилоты РФ, Пилот, Denokan, Длиннопост

А вот и долгожданные полеты. Отец гордится тем, что в первый самостоятельный он вылетел вторым - сразу после старшины.

Если ваш отец - пилот... Авиация, История, Реальная история из жизни, Авиация РФ, Гражданская авиация, Пилоты РФ, Пилот, Denokan, Длиннопост

После окончания летного училища отца распределили на родину. А через год он уже пришивал командирские погоны. Летали на Ан-2 в те годы не много, а просто очень много... Потом нормы уменьшили, и такого быстрого ввода уже интенсивного не было.

Если ваш отец - пилот... Авиация, История, Реальная история из жизни, Авиация РФ, Гражданская авиация, Пилоты РФ, Пилот, Denokan, Длиннопост

Одна из любимых моих фото

Если ваш отец - пилот... Авиация, История, Реальная история из жизни, Авиация РФ, Гражданская авиация, Пилоты РФ, Пилот, Denokan, Длиннопост

Через несколько лет отец переучился на Ан-24. А там уже и я появился на свет.В 1985м году отец стал вторым пилотом Ту-154, а еще через четыре года выполнил первый самостоятельный в качестве Командира этого Лайнера. Эта фотография - как раз с того полета.

Если ваш отец - пилот... Авиация, История, Реальная история из жизни, Авиация РФ, Гражданская авиация, Пилоты РФ, Пилот, Denokan, Длиннопост

В 1985м году отец стал вторым пилотом Ту-154, а еще через четыре года выполнил первый самостоятельный в качестве Командира этого Лайнера. Эта фотография - как раз с того полета.

Если ваш отец - пилот... Авиация, История, Реальная история из жизни, Авиация РФ, Гражданская авиация, Пилоты РФ, Пилот, Denokan, Длиннопост

Этот экипаж мне очень хорошо знаком - мы дружили семьями, вместе отдыхали, праздновали дни рождения. Вместе с ними я впервые слетал на Ту-154... Это был рейс Барнаул-Омск-Симферополь с пятидневной отсидкой в Крыму.  Это стало моим первым посещением Черного моря и первым полетом в кабине Ту-154.


И было просто незабываемым! Жалко, что сейчас я не могу устроить подобное своим сыновьям - оно и раньше-то нельзя было, но глаза закрывали, а сейчас совсем-совсем нереально. И я это понимаю, как пилот, как инструктор и летный начальник... Однако, для меня - десятилетнего, стоящего за Командирским креслом и потерявшим дар речи от панорамы ночной Земли, от вида ночных гроз, от ярких огней городов и взлетно-посадочной полосы - это было потрясающе классным!


Думаю, что это и определило окончательно мой дальнейший выбор, когда я задумывался над тем, стоит или нет в годы кризисных 90-х, имея золотую медаль и свежую голову, идти в загибающуюся на глазах отрасль...


Это и сейчас определяет мой выбор - почему я так люблю эту работу. Это - красиво! Сложно, утомительно, иногда раздражительно, иногда рискованно... Но это очень красиво. Полет - пусть даже полет зарегламентированного разными правилами линейного пилота - это жизнь в ярких красках.


* * *


Жизнь пилота советской эпохи - это не только полеты... Это и очень много наземных событий. Например, разборы.


Разбор звена, разбор эскадрильи, разбор летного отряда, предварительная подготовка, летно-техническая конференция...


И иногда (в годы гласности и перестройки) разборы проводили вот так.

Если ваш отец - пилот... Авиация, История, Реальная история из жизни, Авиация РФ, Гражданская авиация, Пилоты РФ, Пилот, Denokan, Длиннопост

...Через много лет после этого - послеполетный разбор в экипаже Ил-76 на Красном море :)

Если ваш отец - пилот... Авиация, История, Реальная история из жизни, Авиация РФ, Гражданская авиация, Пилоты РФ, Пилот, Denokan, Длиннопост

Этот период я не очень люблю вспоминать. Я уже стал вполне взрослым - учился в старших классах - когда отец стал работать на грузовиках Ил-76. Это было ужасное время 90-х годов, время, когда пилоты либо нарушали, либо не приносили семье деньги.


Коммерсанты заставляли летать с большими перегрузами. Если ты не полетишь - значит, полетит другой... а твоя семья останется без денег. И теперь каждый полет отца превращался для нас в тягостное ожидание...


Разгрузка личных вещей после очередного удачного возвращения. Слева на фото - мой старший брат. Мне не довелось с отцом полетать на Ильюшине, а ему - да.

Если ваш отец - пилот... Авиация, История, Реальная история из жизни, Авиация РФ, Гражданская авиация, Пилоты РФ, Пилот, Denokan, Длиннопост

Отец стал курить после этой работы и смог бросить только через несколько лет.


Квинтэссенцией моего страха за отца стал ноябрь 1996 года.


Я уже учился на первом курсе в Бугуруслане. Вечером я по телефону разговаривал с домом, узнал, что отец должен лететь в Дели. На следующий день слышу новость - в небе Индии российский самолет Ил-76 столкнулся с В747... Правда, скоро оказалось, что самолет не российский, а казахский... Тем не менее, можете себе представить, что я чувствовал, пока информации не было - ведь жили в те годы без сотовых телефонов и без интернета, возможности получить информацию быстро просто не было.


Кстати, после того, как я отправлю Вам этот рассказ, я полечу как раз туда - в Дели


А отец называл его "Кормильцем". И это была сущая правда.


Отец очень любил этот Лайнер. Но сколько нервов эти полеты у него забрали... Китайские челноки, африканские джунгли... Камчатка... Москва...


...В итоге, на работе сократили и отца. Что-то он слишком громко выступил на очередном разборе по поводу "этих полетов", и в компании решили, что следующим на выход будет он.


Отец ушел на пенсию, благо, давно ее заработал. Уже думал, что никогда... Как и многие его коллеги.


Однако, через пару случилась оказия - одна полукриминальная компания решила летать на Ту-154 через Барнаул из Москвы. Авиаэкспресскруиз, если кто такую помнит. Наняла экипаж в Барнауле, в итоге, к нему присоединился и мой отец. Восстановил допуск и стал периодически летать. Заработком это назвать было нельзя - платили 3000 рублей. Просто 3000, неважно, сколько рейсов ты сделал.


Как хобби. Отец летал, а семья "проедала" баксы, заработанные нервами на Ил-76.


А что? Штурманом у них был очень богатый дядька, который в 90-е ушел в бизнес и открыл оптово-розничную сеть по продаже алкоголя. Для него это было самым настоящим хобби.


* * *


А потом Авиаэкспресскруиз помахал своим пассажирам чемоданчиком с их деньгами и скрылся в неизвестном направлении, оставив экипажи один на один с толпой. Отец снова оказался на земле. И уже практически смирился с тем, что навсегда...


Однако, через полгода натуральным образом "подвернулась" работа в Красноярском Сибавиатрансе, и более того, оказался востребованным и совершенно зеленый пилот denokan, с чего и началась уже моя дорога в Большой Авиации.


* * *


00-е года были более веселыми, если так можно выразиться. Работа была, но какая.


После Сибавиатранса отец устроился в "Сибирь"... а через год после того, как было принято решение о закрытии Барнаульского филиала - во Владивостокавиа.


Это не детям пилотов, это женам пилотов надо Памятник ставить! Моя мама - очень эмоциональная женщина. Однако, я не могу вспомнить, чтобы она хотя бы раз попрекала отца за его работу и постоянное отсутствие.


А ведь моя Мама работала стюардессой в те годы, когда ее заприметил молодой командир Ан-2, мой отец. И, наверное,когда видишь эту работу и этих людей изнутри - становишься более терпимым...


Ближе к завершению карьеры.

Если ваш отец - пилот... Авиация, История, Реальная история из жизни, Авиация РФ, Гражданская авиация, Пилоты РФ, Пилот, Denokan, Длиннопост

А вот на этом самолете мы оба полетали,как и на других бортах Ту-154 Авиакомпании "Сибирь".


Теперь он стоит памятником в Толмачево, отец давно уже радуется жизни на пенсии, ну а я...


А я стараюсь соответствовать.

Если ваш отец - пилот... Авиация, История, Реальная история из жизни, Авиация РФ, Гражданская авиация, Пилоты РФ, Пилот, Denokan, Длиннопост

Отец ушел на пенсию вместе со списанием Ту-154 в "Сибири". С его слов, он не чувствует себя расстроенным или обиженным - ведь не по здоровью списали, не прогнали. Он пролетал 36 лет, провел в небе 20000ч. Увидел жизнь во всех ее красках, сумел пройти через горнило 90-х и поднять семью...


Он и его Самолет славно отработали, а теперь отдыхают.


* * *


Отец периодически приезжает в свой родной Рубцовск, поклониться могилкам родителей... Заезжает в свое босоногое детство.


На фото ниже - бетонная полоса аэропорта Рубцовска. Ее строили уже на моей памяти, а прослужила она совсем недолго до закрытия аэропорта в 90-х...


Однако, один раз и мне довелось на нее прилететь - вторым пилотом на Ан-2 в 2000м году... Сколько тогда ребятишек сбежалось, которые в своей короткой жизни не видели самолета вблизи, даже такого как Ан-2...


Почитать: Романтика прошедших лет. Химические полеты.

Если ваш отец - пилот... Авиация, История, Реальная история из жизни, Авиация РФ, Гражданская авиация, Пилоты РФ, Пилот, Denokan, Длиннопост

А мы с братом продолжаем династию авиаторов... И сейчас уже, глядя на подрастающих своих сыновей - задумываюсь о том - как они мыслят, о чем думают? Есть ли у них интерес к небу?


Я надеюсь, что и через двадцать лет профессия Пилота все еще будет востребованной и актуальной, и мои дети окажутся со мной в одной кабине, как повезло мне, зеленому юноше,  в 2003-м.


Почитать: Романтика прошедших лет. Ту-154, Норильск и коммерция


Возможно, через годы они продолжат поднимать фамилию в облака,  а я... буду писать рассказы о полетах на прекрасных лайнерах того, старого доброго времени, воевать периодически с "ничего не понимающей молодежью" на авиафорумах, и иногда жарко спорить с сыновьями по поводу политической мировой обстановки.


Здоровья тебе, Папа! Люблю тебя!

Авторские истории

35.3K поста27.4K подписчиков

Правила сообщества

Авторские тексты с тегом моё. Только тексты, ничего лишнего

Рассказы 18+ в сообществе https://pikabu.ru/community/amour_stories



1. Мы публикуем реальные или выдуманные истории с художественной или литературной обработкой. В основе поста должен быть текст. Рассказы в формате видео и аудио будут вынесены в общую ленту.

2. Вы можете описать рассказанную вам историю, но текст должны писать сами. Тег "мое" обязателен.
3. Комментарии не по теме будут скрываться из сообщества, комментарии с неконструктивной критикой будут скрыты, а их авторы добавлены в игнор-лист.

4. Сообщество - не место для выражения ваших политических взглядов.