«Ещё 5 минуток!»: как перестать тратить время на фигню

«Ещё 5 минуток!»: как перестать тратить время на фигню Опыт, Саморазвитие, Продуктивность, Длиннопост

Многим из нас знакомо: работаешь целый день с перерывом на короткий нервный обед, вроде бы включаешься в кучу дел, а в результате — только усталость и никакого удовлетворения. А ещё и Х задачек на завтра переносится.

Спустя месяц оглядываешься на сделанное — и не очень понятно, как же этот пожар из дел и трудовой героизм приблизили к цели.

Наши горы дел — как горы «очень нужного» хлама в шкафах. Весь этот мусор приходится обслуживать: хранить, протирать, складывать в коробки. А при переезде — упаковывать, грузить, искать машину нужного размера, платить за транспортировку больше, наконец. В такие моменты мы часто переоцениваем нужность этих вещей, ведь можно лишнее выкинуть и переехать только с необходимым. И трёх грузовиков не нужно, и дома дышать легче стало.

«Ещё 5 минуток!»: как перестать тратить время на фигню Опыт, Саморазвитие, Продуктивность, Длиннопост

Откуда берётся мусор

Мусорные лишние дела появляются из наших привычек и установок. Ведь зачастую хочется быть идеальным супергероем и успеть всё: и ни одному клиенту не отказать, и все просьбы родных выполнить, а потом «на пять минут» открыть ленту рилсов и опомниться только через час. Мы спросили у психолога-гештальтиста Ксении Рыбаковой, откуда берутся лишние дела, почему нам сложно от них отказаться и что с этим делать. Вот её ответ:

Все мы знакомы с так называемыми пожирателями времени — делами, которые только отнимают время, а ничего полезного не приносят. Это может быть сидение в соцсетях, компьютерные игры, любая активность, выхлоп из которой — нулевой. Поймите меня правильно: я не против всего вышеперечисленного, но дело в мере. Если просмотр ленты ВК отнимает у вас 15 минут за обедом — ничего страшного. Но если вы тратите на это большую часть дня, то просто не успеваете делать всё остальное и потом мучаетесь чувством вины. Посмотрим, как можно изменить этот паттерн.

Человек обычно набирает себе мусорных дел, потому что как на «шведском столе» — хочется попробовать всё, успеть всё. И это нормально. Пока стоит задача попробовать всё, можно себя не ругать. Но когда вы определись и поставили себе цель углубиться в какое-то одно дело и достичь в нём успеха — пора отсекать лишнее. Это как с диетой: пока вы в Турции — можно наслаждаться всеми радостями «шведского стола». Но потом вы приезжаете домой, ставите себе цель похудеть и отказываетесь от гамбургеров с картошкой, потому что это вредно и не ведёт вас к цели.

Допустим, вы проделали работу и разобрали дела на нужные и лишние. Как отказаться от мусорных дел или, по крайней мере, снизить их количество? Делать это нужно постепенно. Невозможно освоить несколько полезных привычек за раз, лучше вводить по одной. Скажем, наладить режим — ложиться не позже 24:00. Неплохое начало! Сокращайте количество мусора в вашем расписании и учитесь получать удовлетворение от маленьких шагов. Невозможно начать жизнь с чистого листа в понедельник и сразу отказаться от сигарет, Тик-Тока, а ещё три литра кофе в день заменить на зелёный чай. Это слишком много, велика вероятность того, что взваленная ноша будет непомерно тяжела и вы в итоге бросите всё. Вам понадобится сила воли. Будет нелегко, но вы справитесь.

И последнее — помните, для чего всё это. Представьте себе конечный результат. Визуализируйте. Порадуйтесь. Кто вы? Успешный кондитер с миллионом подписчиков в соцсети? Мастер маникюра, запись к которому на месяц вперёд? Швея, которая делает стильные рубашки на заказ? Какой вы в этом? Как это выглядит? Вот ради чего вы работаете. Всё это скоро реализуется в вашей жизни, нужно только приложить немного усилий. Ради этого стоит жить и работать — и отказываться от лишнего.

Ксения Рыбакова

Как выкинуть мусорные дела, если всё кажется нужным

Начнём с капитанской мысли: в сутках 24 часа, из них сколько-то нужно поспать и сколько-то посвятить полноте жизни. Отсюда появляется простое, но строгое правило: «Плюс одно дело — минус одно дело».

Если вы берёте какую-то новую задачу, от чего-то старого обязательно придётся отказаться. Хотите начать вести блог о работе в Телеграм-канале — открывайте ежедневник и вычёркивайте оттуда еженедельный сбор крыжовника с семьёй. Решились пройти полезный курс — вычёркивайте новый сезон сериала.

Да, возможно, в моменте родственники обидятся, а друзья будут обсуждать сериал без вас. Но это вопрос приоритетов: если вы решили, что сейчас важно поднять профессиональный уровень, выйти на доход 100 000 ₽ в месяц или открыть свой магазин — есть смысл сместить фокус.

Те самые эссенциалисты советуют сделать меньше сегодня, чтобы выполнить гораздо больше завтра. Да, это уступка. Но в сумме эти маленькие уступки приводят к огромному успеху.

«Ещё 5 минуток!»: как перестать тратить время на фигню Опыт, Саморазвитие, Продуктивность, Длиннопост

Сначала скажите «нет»

Плюс одна проверка новых дел на вшивость. Перед тем как вписываться в новые заказы и обещать что-то, подумайте: нравится ли вам задача, с которой к вам пришёл «гонец»? Если она полезна в долгосрочной перспективе или дарит ощущение полноты жизни, тогда всё в порядке. Если нет — вы не обязаны говорить «да». Вежливо скажите: «Спасибо за доверие, но у меня сейчас достаточно работы».

Например, знакомый зовёт поучаствовать в выставке и вы понимаете, что подготовка к мероприятию займёт много часов работы, но может принести новых клиентов — кажется, стоит подумать. Если бывшая одноклассница просит что-либо сделать по дружбе с хорошей скидкой, а вам не хочется — можете отказать или хотя бы узнать, что она может дать вам взамен?

Весь хаос — на бумагу

Упорядочить всю кучу задач и понять, какие из них важны, поможет простая табличка. Выпишите все-все дела на неделю на бумагу и разнесите их по столбикам с краткосрочными и долгосрочными целями. В дела — всё от «разобрать директ» и «заказать расходники» до «подшить платье подруге» и «пересадить драцену».

На каждое дело задайте себе вопросы: «А зачем я это делаю? Это двигает меня к цели, приносит удовольствие или я просто трачу время и энергию?»

Ну а дальше все эти дела из большой коробки нужно разложить по маленьким, но это уже совсем другая статья.

«Ещё 5 минуток!»: как перестать тратить время на фигню Опыт, Саморазвитие, Продуктивность, Длиннопост

Что ещё почитать: