Еще одна внеочередная телега

Про ключевое отличие между знанием факта и его непосредственным переживанием.

Есть некоторые распространенные знания, ошибочные, как всем известно, но при этом никак не влияющие на того, кто их придерживается. Типа таких удобных упрощений, принятых по договоренности -- что зима или лето каким-то образом "приходят", или что Солнце "встает" по утрам из-за горизонта на востоке и "садится" вечером на западе. Даже зная, что это не совсем верно, в быту мы исходим из того, что эти впечатления соответствуют действительности. При этом в нашей жизни ничего существенным образом не меняется от того, что на самом деле эти восходы с закатами -- не реальные факты, а просто следствия вращения планеты, наблюдаемые с ее поверхности.

И есть другие знания, или, скорее, пред-ставления. Которые также известны, как не соответствующие действительному положению дел, но при этом очень меняющие субъективный уровень комфорта и качество жизни, если их всерьез придерживаться.

Вот это вот впечатление "я, делатель", оно же -- чувство изолированного авторства.

Можно обнаружить, насколько вздрючивает и фрустрирует психику такая установка. Можно знать про неимоверно переплетенную во времени и пространстве сеть обстоятельств, вызывающих каждое "мое" действие, про разнесенные нейронные сети, про отсутствие в реальности отдельных причин и следствий, можно догадаться о том, что любое самое мелкое и незначительное действие совершается фактически всей Вселенной -- и даже время от времени вспоминать эти факты и испытывать от этого некоторое интеллектуальное облегчение -- но непосредственно переживать на постоянной основе отсутствие себя, как автора любых наблюдаемых активностей, почему-то не всегда удается. В повседневной жизни каждый исходит из того, что он есть и постоянно делает или хочет то или иное. Со всеми вытекающими.

А между тем. Каждому желающему и в любой момент доступен освобождающий от этой навязчивой галлюцинации метод, простой способ проверки.

Те или иные действия так или иначе совершаются, и они всегда доступны для изучения. То есть материал для исследования буквально под рукой каждую секунду.

Поскольку у происходящего есть всего два возможных объяснения: "вот эти конкретные действия совершаю я" и "эти конкретные действия совершаются сами посредством тела", можно же самостоятельно проверить, которое из них верное -- и просто отказаться верить в ошибочное. Результат того стоит.

Скажем, если я действительно управляю каждым своим волевым актом, каждой мыслью и любым своим движением -- должны существовать конкретные способы делать это. Так сказать, передаточный механизм между мной -- и моим действием или мышлением. Если их удастся найти, вопрос будет решен в пользу истинности привычного понимания.

И наоборот, если мысли и действия просто происходят в свете моего неподвижного внимания -- это также может быть обнаружено простым заинтересованным наблюдением.

Не может быть, чтобы разумный и информированный человек не смог, при желании, перейти от абстрактного знания к прямому переживанию. Тут весь вопрос, кажется, в самом наличии интереса.

Вот прямо сейчас возьмите и проверьте. Что вы теряете от небольшого расследования, кроме своих воображаемых цепей? ))

.

Например, неплохо работает такой способ -- чем бы там ни занимался организм -- лежал-дышал, спешил-бежал, мыл посуду и проч. -- вообще не прикасаться к этому или этой "себе", оставаться никаким и нигде, не перетекая вниманием в эту линзу. Все, что через нее было видно (весь привычный мир) в этом случае воспринимается каким-то очень небольшим хаотически пестрым мельтешением, постепенно блекнущим. С закрытыми глазами поначалу проще.

Говорят даже, что какое-то время непосредственно переживая всем известный факт отсутствия себя в качестве деятеля, можно в конце концов обнаружить, что и весь прочий воспринимаемый мир с этими запертыми в нем человеками -- был не больше чем сном.

Но это была бы уже совсем другая история.

Вот...