1320

Еще одна история про ошибку судмедэксперта

В комментариях к своему прошлому рассказу об утонувшей в детском лагере отдыха девочке я пообещал поведать историю из моей практики про разрыв печени. Прежде чем перейти непосредственно к изложению этой истории, хотелось бы начать с небольшого вступления.

Работа следователем прокуратуры привела меня к таким взаимоисключающим выводам:
С одной стороны, нет ничего проще, чем лишить жизни человека, потому что человек – такое хрупкое и нежное существо со множеством критических точек, воздействие на которые легко приводит к летальным исходам. Человека можно просто толкнуть рукой, он может упасть затылком о твердую поверхность, и всё, труп. Человека можно ударить ножом в ягодицу, и, как не странно, исход тот же – труп (реальный случай из моей практики).

С другой стороны, человек – чрезвычайно живучее существо, которое может перенести весьма чувствительные внешние воздействия на организм. За примерами опять же вопрос не стоит: на моей памяти труп с причиной смерти «проникающее колото-резаное ножевое», и при этом в крови трупа обнаруживается алкоголь в концентрации семь с лишним промилле. Или человеку стреляют из пистолета в затылок с близкого расстояния, и он остается жив.

Так что практика показывает, что все ситуации весьма индивидуальны, организмы у людей бывают разные, и обстоятельства причинения телесных повреждений тоже отличаются, и элемент везения (либо невезения) также исключать нельзя.

Как известно, установлением причины смерти лиц, в отношении которых имеются основания полагать, что они умерли в результате насильственных действий, занимаются специально обученные люди – судебно-медицинские эксперты. К судмедэкспертам я отношусь с большим уважением, не понаслышке представляя себе все сложности, которые сопровождают их профессиональную деятельность. Несмотря на то, что я уже очень давно не работаю следователем, со многими судмедэкспертами, в том числе и с продолжающими работать, у меня сохранились приятельские отношения. Как правило, это своеобразные, но интересные люди, постоянно пребывающие в одном из двух состояний: «завязал» и «развязался». Третьего состояния им почему-то не дано. Состояние «развязался» подавляющему большинству судмедэкспертов совершенно не мешает исполнять свои служебные обязанности, сидеть с ними за столом в таких случаях бывает очень даже познавательно, но не всегда безопасно для здоровья (потому что, к примеру, лично мой организм переносит такие напитки, как спирт, разведенный газированным напитком «Колокольчик», очень неоднозначно).

Так вот, данная история произошла в середине 90-х годов, когда я работал следователем в прокуратуры сельского района. Дело было в конце октября – начале ноября, рано поутру мы следственно-оперативной группой выехали в одну деревню, где на улице был обнаружен труп местного жителя.
По приезду в деревню наблюдалась следующая картина: место происшествия представляло собой деревенскую улицу с одной особенностью – улица там пересекалась водным объектом, который по общепринятой речной классификации принято относить к категории «речка-вонючка». Шириной эта недоречка была метра три-четыре, при пересечении с улицей она была оформлена в широкую бетонную трубу, поверх которой была насыпана земля с гравием. Всё это сооружение было хорошо утрамбовано годами эксплуатации, и не образовывало видимого мостика, казалось, что улица не прерывается, а в том месте просто сужается метров до шести. Но поскольку все-таки это был мостик, по его краям с обеих сторон имелось как бы ограждение, представляющее собой вкопанные в землю асбоцементные трубы диаметром сантиметров десять. Над землей эти трубы торчали на тридцать-сорок сантиметров в высоту и шли примерно через метр друг от друга. Да, еще обнаружилось, что мостик освещался в темное время суток двумя фонарями на столбах, расположенными с обоих концов этого мостика.

Труп обнаружился в том месте, где мостик уже закончился. Труп мужчины средних лет, одетого обычно, по сезону, находился в положении лежа на животе, каких-либо внешних телесных повреждений на трупе не имелось.

Однако осмотр места происшествия невероятно осложнялся одним очень важным обстоятельством. Дело в том, что несколько дней до этого шли проливные дожди, а накануне вечером ударил легкий морозец. В силу этих причин деревенская улица представляла собой адски гладкую и скользкую поверхность, ледовая обстановка на которой без каких-либо особых доработок позволяла проведение соревнований по кёрлингу на высоком международном уровне. Сотрудники, входившие в состав следственно-оперативной группы, напоминали кегли в кегельбане, в котором по какому-то недоразумению играла группа почему-то трезвых мужчин, то есть падали сотрудники по одиночке и группами («Страйк!»), но с постоянной частотой и без исключений. Чистый деревенский воздух был отравлен высокой концентрацией громких нецензурных выражений, из которых лидировало, по понятным причинам, словосочетание «Гребучий гололёд!».

Начальник райотдела, солидный представительный мужчина, упал раз пять, и, может быть, в другое время мне было бы смешно за этим наблюдать, но я сам упал раз восемь, не меньше. Пока мы заканчивали осмотр, развлекаясь в искусстве удержания равновесия на гладком льду в обуви, оперативные сотрудники и участковый сделали подворный обход, и нашли-таки людей, которые могли пояснить нам по существу происшествия.

Выяснилось, что погибший был обычным деревенским жителем, работягой, употреблявшим спиртное с достаточно высокой периодичностью. В тот вечер он выпивал с мужиками на работе, дошел почти что до кондиции, и около восьми часов побрел пешком домой, путь его пролегал через тот самый мостик. Где-то около половины девятого две девочки десяти лет шли также в ту сторону по домам от подружки, и, проходя мостик, видели, как мужик несколько раз падал на гололеде, но поднимался и упорно продолжал идти в сторону дома. Дойдя до конца мостика, он упал в очередной раз ближе к краю, в районе вкопанной трубы ограждения, и после этого уже не встал. Девочки прибежали домой к этому мужику, где сообщили жене о том, что тот лежит в районе мостика. Жена сказала, что он её уже одолел, алкаш долбаный, как проспится, сам приползет домой. Вот и всё, утром мужика нашли на том самом месте уже холодным.

Ситуация представлялась абсолютно ясной. Закончив осмотр и опросив всех вышеперечисленных лиц, мы уехали из деревни и разошлись по рабочим местам. На следующий день я не поехал на вскрытие в морг, просто позвонил ближе к обеду судмедэксперту, и он по телефону сообщил мне, что причина смерти у того мужика – разрыв печени в результате однократного воздействия. Еще на трупе обнаружили ссадины на локтях и коленях. Всё это укладывалось в картину падения на трубу ограждения с высоты собственного роста в условиях гололеда.

Как правило, акт судебно-медицинского исследования трупа печатался около месяца, а процессуальный срок принятия решения по материалу составлял всего 10 дней. Поэтому я составил справку о телефонном разговоре с экспертом и «левой ногой» напечатал постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

Примерно через месяц я по делам заехал в бюро судебно-медицинской экспертизы, забрал несколько актов и заключений, в том числе и по тому мужику. Приехав к себе в прокуратуру, я стал читать тот акт, и там меня ждал большой сюрприз.

Дело в том, что судмедэксперт, который выезжал на тот труп и вскрывал его, сделал только описательную часть акта, а потом толи заболел, толи ушел в отпуск. Заканчивал акт другой судмедэксперт, назовем его Иван Палыч. Ему был уже под шестьдесят лет, и про него рассказывали, что в молодости он был шахтером, но после того, как во время аварии в шахте он был сначала завален, а потом откопан, Иван Палыч резко сменил направление деятельности, ушел из шахты и поступил учиться в медицинский институт, а затем стал работать судмедэкспертом. Вообще, коллеги его характеризовали как человека с некоторыми странностями, но я раньше с ними не сталкивался, а тут понял причину этих разговоров.

В акте Иван Палыч (в тот период он был «в завязке») констатировал, что разрыв печени был причинен мужику в результате однократного удара твердым тупым предметом. При этом он рассуждал, что удар такой силы мог быть нанесен только в двух вариантах: либо это удар выступающей частью автомобиля, двигавшегося с достаточной скорости, либо удар человека, специально обученного единоборствам. Причем акт был огромный, листах на тридцати. Рассматривая вариант с автомобилем, Иван Палыч теоретизировал на уровне физических формул, рассчитывая скорость и траекторию движения автомобиля, при которых могло быть причинено такое телесное повреждение. В варианте с бойцом тоже была куча формул, причем брал он их из каких-то мутных самиздатовских книжек по карате. В итоге он делал однозначный вывод: смерть мужика наступила либо от наезда автомобилем, либо от удара специально обученного человека.

Прочитав всю эту ересь, я поехал в областное бюро СМЭ, где имел разговор с его начальником. Начальник, прочитав тот акт и уложив на место вставшие дыбом волосы, позвонил Ивану Палычу и спросил, на каком основании он пришел к таким выводам. Судя по лицу начальника бюро СМЭ, Иван Палыч по телефону признавать своих ошибок не собирался. Тогда начальник сказал мне, чтобы я направил им отношение о производстве дополнительного комиссионного судебно-медицинского исследования трупа, что я и сделал.

Недели через две я получил акт уже комиссионного исследования, в выводах которого значилось, что смерть мужика наступила от разрыва печени, повреждение образовалось от однократного удара твердым тупым предметом с ограниченной поверхностью, и не исключалось от падения с высоты собственного роста. Здравый смысл восторжествовал.

Потом я узнал, что Иван Палыч продолжал чудить в своих заключениях и актах, делая какие-то совершенно фантастические предположения о механизмах причинения смертельных травм. В итоге его уволили из бюро СМЭ, он долго писал жалобы, судился, но это ему не помогло.

(Окончание в комментах).
Вы смотрите срез комментариев. Показать все
33
Автор поста оценил этот комментарий

Еще в тему гололеда и хрупкости человеческого организма. Помню шли в детстве со школы. И тут один парень наступает на присыпанную снегом ледышку, поскальзывается, смешно так взмахивает руками и падает на спину. Ну банальная такая история. Только потом встать не может. Ржем, пытаемся его поднять, один раз, второй. А он никак - ноги, как у пьяницы, разъезжаются и падает назад. Мы поначалу даже обиделись, думаем - ну один раз прикольнулся, но дальше не смешно ведь. А потом видим - все лицо в слезах. И подвывает тихонько, как собачонка. Тут уже, слава богу, сообразили что дело нечисто. Решили назад в школу его тащить. Принесли в мед. кабинет - врач как увидела, глаза выпучила, сказала уложить на кушетку и не трогать. А сама убежала звонить в скорую.


В итоге, на ровном месте компрессионный перелом позвоночника. Даже столбиков никаких не было.


Года полтора он лечился. Потом, слава богу, нормально ходить стал. Последний раз слышал что уже женился и детей двое. А мы в тот год, вместо физры и труда, каждый день лед кололи и песком сыпали. Потом, видимо, директриса свои проблемы решила и поуспокоилась.

раскрыть ветку (13)
14
Автор поста оценил этот комментарий
Вспоминаю случай наоборот. Играли мы на крыльце школы и один из наших пацанов сорвался с метрового выступа прям на асфальт. Упал он не на ноги, а боком, причём ударился чуть-чуть тело подскочило и опять ударился, выглядело очень жутко. Он поплакал минут 5 от боли, но когда мы его тащили уже в медпункт, сказал отцепить его, он типа сам пойдёт. В последствии медсестра не выявила ничего плохого. Даже ушиба бедра нет(падал на него).
раскрыть ветку (10)
5
Автор поста оценил этот комментарий
Сравниваю вашу и предыдущую историю и поражаюсь
Чрезвычайно О_о
раскрыть ветку (7)
6
Автор поста оценил этот комментарий

Ну, добавлю тогда, штоль. Совсем мелкой была, года два, наверное, может, даже меньше. В шерстяных колготках залезла на скользкий стул и дальше - в сервант, зачем-то потянулась. Естественно, поскользнулась и полетела вниз. Да неудачно, с высоты полуметра-метра со всей дури упала головой прямо на штырь батареи (раньше были такие, чтобы можно было прицепить вентиль и перекрыть воду в конкретно одной батарее у себя в квартире). И-и, что интересно, ничего. Череп цел, сотрясения никакого (ага, сотрясаться, похоже, нечему было), там, помнится, даже кожа не была сильно рассечена.
Потом, тоже в детстве, но постарше тогда была, той же головой вертикально вниз слетала с турника-выбивалки для ковра. Но на этот раз успела увести черепушку от удара и упала на плечи и часть спины. О бетон, но даже больно не было почти, что странно.
А ещё как-то меня толкнули в спину, когда выходила из вагона. Слетала тогда на асфальт, помнится, высота там была метра полтора (платформы не было нормальной, зато был асфальт). Сильный ушиб бочины и, да, снова никаких переломов, хотя падала неудачно, да ещё и с сумкой.

И последнее. На пешеходном переходе сбил чиста-канкрэтный поцык на заниженном ведре отечественного автопрома. Перелетела через капот, удар был сильным. Так у меня появился первый перелом, сломался отросток шейного позвонка (повезло сказочно, т.к. чуть-чуть левее и усё, не работало бы уже всё, что ниже шеи).
Так что, да, всё крайне индивидуально, действительно.

раскрыть ветку (3)
5
Автор поста оценил этот комментарий
В продолжение темы, так сказать.
В детстве у дедушкиного дома была крутая-крутая ледяная горка. Там вся детвора каталась, и мы с братом тоже. В тот раз он полетел впереди меня, я за ним. И, как водится, у каждой такой горки есть сильная выбоина внизу-яма от удара ног. Когда я прилетела вниз, оказалось, что влетела я аккурат в лежащего в этой яме брата. Он тааак плакал...он просто ревел. Пока я смотрела на него, сверху влетело ещё три пацана, опять туда же-в брата, всеми своими телесами на большой скорости. От страха я даже забыла, как брата зовут, просто кричала "мальчик, вставай!" Оказалось потом, что в полёте он как-то вывернулся головой вниз...страшно представить, что бы с ним случилось, не выстави он вперёд плечо...попал бы головой в яму, а сверху ещё 4 снаряда, размозжило бы голову и свернуло шею. Бррр....чудом повезло. Просто перелом ключицы, со спицами ходил-легко отделался.
3
Автор поста оценил этот комментарий

Добавлю и я. В детстве в нашем доме парнишка жил. И не везло ему сильно. В возрасте 10 лет ему младшая сестра какой то игрушкой выколола глаз!!!. Печально. Лет в 12  мы бесились возле дома и так получилось что он споткнулся и со всего маху лицом упал на чистилку для ног (ну, знаете, металлическая острая пластина из земли торчит на 2-х штырях.) В итоге срубило у него часть зубов, разорвало губы и ещё чего то там... жесть в общем. Заштопали его врачи. Но это сильно сказалось на его психологическом здоровье. Выглядел он жутко. Что и как с ним сейчас не знаю. 15 лет как переехал... но парня жаль. Словно злой рок над ним.

2
Автор поста оценил этот комментарий

Аккуратней, девушка ;-)

1
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Чему поражаетесь, если не секрет?
раскрыть ветку (2)
5
Автор поста оценил этот комментарий
Хрупкости человеческого организма с одной стороны и везением/судьбой /неуязвимостью с другой)
раскрыть ветку (1)
1
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
А, понятно)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Почти 10 лет назад упал со второго этажа на бетон, с "первым касанием" пришедшемся на лицо. Брат стоявший рядом думал мне вообще хана. Последствий никаких, не считая раздавленных о зубы губ. "комочки" внутри них до сих пор ощущаются.

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Играя в лет 12 на лестничной клетке, упал с высоты метров двух головой вниз на первую ступеньку, стесал половину правой брови. Встал, отряхнулся, понял что наигрался и пошел домой на третий этаж, с нервно дергающейся ногой и в целом голова и не болела. Правда потом в больнице констатировали легкое сотрясение и пролежал недельку на диване, все подташнивало немного.
8
Автор поста оценил этот комментарий

В итоге, на ровном месте компрессионный перелом позвоночника. Даже столбиков никаких не было.

Ну там вы еще подсобили, пока его поднимать пытались )

0
Автор поста оценил этот комментарий
Слышал как-то историю, чел в бассейне поскульзнулся и об бортик сильно так позвоночник повредил(не помню подробностей, но вроде что-то серьезное)
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку