Джон Уик как образ разрушительной силы противоречия

Джон Уик как образ разрушительной силы противоречия Кинокритика, Джон Уик, Дональд Трамп, Джо Байден, Логика, Длиннопост

Кажется, что за тупым экшеном и бесконечными перестрелками в саге Джон Уик ничего больше нет. Но кассовый успех не покидает франшизу на протяжении почти уже 10 лет. В этом фильме нет юмора и любовных линий, не считая коротких воспоминаний об умершей от естественных причин жене. Что же так привлекает зрителей к этой серии фильмов?

В саге Джон Уик прослеживается идея об общественном равновесии. Причём не о статическом, а о таком равновесии, которое постоянно нарушается и которое постоянно необходимо восстанавливать. И хотя все события в Джон Уике происходят в рамках криминального мира, но социологический факт состоит в том, что криминальный мир это сконцентрированное отражение состояния общества, в котором этот криминальный мир существует. Поэтому, в криминальных образах гораздо легче показать идею динамики общественной разбалансировки при одновременном стремлении к равновесию общественных сил.

Джон Уик - это разрушительная сила противоречия между элитными группировками, которые нельзя снять и разрешить переговорами и договоренностями. Цель Джона Уика не уничтожение какой-либо группировки, а приведение группировок в состояние равновесия. Одной из сторон противоречия выступает сеть отелей “Континенталь”, представляющие криминальные интересы городов. Другой стороной противоречия выступает Правление кланов, которое является социальным гарантом коммерческих отношений между преступными кланами и группировками. Выражается это тем, что именно Правление выпускает единый стандарт золотых монет и векселей, по которым проходят все криминальные сделки и долги.

В фильме постоянно говорят о неких правилах, которые пытаются диктовать Правление. Но как и в жизни никаких фиксированных правил нет. При этом, опять же как в жизни, каждая из сторон пытается зафиксировать выгодные для нее правила. И снова как в жизни, выгода для одной из сторон означает проигрыш для другой стороны. Но как только Правление начинает давить на сеть “Континенталь” - появляется Джон Уик, который начинает уравнивать силы.

При этом, когда силы неравны, на помощь более слабой стороне приходит Король нищих. Изначально Король стоит на нейтральных позициях, подчиняясь обоим сторонам, но при этом оставаясь независимым. Но по мере давления Правления на Континенталь - он переходит на сторону Континенталя (Уинстона).

Таким образом, Джон Уик это разрушительный образ силы, направленный всегда к точке равновесия между нераздельными противоположностями. В фильме этими противоположностями являются сеть “Континенталь” и Правление, которые являются единой криминальной элитой. В фильме показан механизм и идея существования единой элиты в виде противоборства двух неразрывно связанных внутренних частей - сеть “Континенталь” и Правление.

При этом, Джон Уик хоть и показан по большей части на стороне Континенталя (Уинстона и других управляющих отелями), но он спокойно может работать и на стороне Правления. Есть момент где он клянется старейшине кланов убить Уинстона, но не убивает, а наоборот защищает его. Здесь режиссер грамотно показал, что Джона Уика нельзя использовать по своей прихоти, так как Джон Уик стремится к равновесию не по указке какой-либо стороны, а к объективному равновесию. Это очень хорошо показано в фильме, когда Правление пытается использовать эту же силу с помощью других киллеров. То что эти киллеры одна и та же сила, что и Джон - показаны тем, что все они друзья и знакомые Джона Уика. При этом простой приказ Правления остановить Джона не срабатывает. Первый киллер прёт напролом (Мисс Перкинс) и её казнят. Второй киллер (Маркус) берёт заказ на Джона и вместо того чтобы убить - помогает ему. Итак на протяжении всех фильмов. Максимум что может сделать Правление это только притормозить Джона.

То что Джон это сила объективная говорит концовка третьей части. Когда судья Правления, после неудачной попытки сломить Континенталь, идёт на уступки и паритетный договор - Уинстон стреляет в Джона. Противоречие снято, Джон Уик сделал своё дело и больше стал не нужен. При этом Уинстон прекрасно осознает, что Джон не уничтожен и что он появится вновь когда противоречие обострится с новой силой между Континенталем и Правлением.

И в четвёртой части противоречие достигает своего апогея. В своей безумной одержимости взять верх над Континенталем, Правление ставит Маркиза и наделяют его огромной силой и полномочиями для расправы. И первым делом уничтожает нью-йоркский отель Континенталь. И если раньше Джон Уик, как образ силы противоречия, начинал свою поступь из отеля Континенталь, то в четвертой части он возникает из более грозной почвы - среди нищих и их Короля. Даже нанятый Правлением слепой киллер понимает что равновесие нарушено чрезмерно - поэтому делает только вид что пытается убить Джона. На самом же деле, будучи по природе такой же силой что и Джон - слепой киллер в конце концов помогает Джону Уику убить Маркиза.

Картина дуэли тоже не случайна. Ведь убей маркиза какой-нибудь киллер, Правление могло подумать что это случайность и с еще большей силой продолжило бы противоборство - и в итоге проиграли бы все. Но дуэль это как бы образ понимания того - с чем борется Правление. Что борется оно с объективной силой противоречия, которую нельзя купить и уничтожить. Эту силу можно только снять, придя в равновесие со своей противоположностью.

Что в конце четвёртой части хорошо и показано. Джон убивает на дуэли Маркиза, после чего Континенталь полностью восстанавливают в правах, тем самым снимая противоречия с Правлением. Противоречие снято и Джон Уик за ненадобностью спокойно умирает. Но при этом все прекрасно понимают, что он возникнет вновь, как только недолгое равновесие вновь сменит разбалансировка противоположных сил и появление новых противоречий.

Джон Уик это образ объективной закономерности борьбы и единства противоположности.

Так как фильм снят в основном для зрителей США, то и отражает он в основном внутриполитический конфликт в элите США. И время соответствует - 2014-2023. Управляющий отелем Континенталь Уинстон это Трамп, у которого к слову сказать тоже имеется отельный бизнес. А Правление это финансовая часть элиты США, которая сегодня делает всё возможное, чтобы уничтожить Трампа. Но сегодня на стороне Трампа находится Джон Уик (объективная диалектическая закономерность). И чтобы не делала финансовая часть элиты, как бы не пыталась уничтожить Трампа - ничего у неё не выйдет. И даже наоборот - Трамп станет сильнее. Даже Король нищих встал на его сторону - простые рабочие и трудящиеся поддерживают Трампа.

Но не стоит забывать, что Трамп и кто за ним стоит это неотъемлемая часть элиты США, как и финансисты. Поэтому решив своё противоречие с финансовой частью элиты (Байденом), Трамп также постарается избавиться от Джона Уика (силы противоречия), когда достигнет паритета с финансистами.

Так что мир Джона Уика не так прост как кажется на первый взгляд. Это картина является фантастическим отражением в образах кино - реального общественного механизма существование элит. И хотя фильм является отражением американского общества, но режиссеры своеобразно отразили суть универсального внутри элитного механизма. И это правда. Форма и наполнение элиты может быть любой - от криминальной до государственной любого строя. Но универсальным для всех останется одно - внутри целых элит всегда идёт борьба и взаимодействие между внутренними противоположностями (частями), а также постоянное возникновение противоречий, разрешение которых будет всегда направлено на внутриэлитное равновесие. А Джон Уик это образ разрушительной силы противоречия, но не слепого, а всегда направленного на равновесие, которое никогда не бывает долгим.