23

Два лика антиутопии: Киберпанк.

Два лика антиутопии: Киберпанк.


Как я уже писал в прошлом посте, на деле киберпанк и стимпанк отличаются, прежде всего, смысловым подтекстом. В лице одного антиутопия смотрит в прошлое в надежде обрести там смыслы и границы. Другое же лицо антиутопии обращено в будущее, которое увеличит количество причин для беспокойства. Уже сегодня мы сталкиваемся с ними, и не можем их устранить. И в завтра нас не ждет чудесное разрешение проблем, как это ни трудно признать. Это собственно и есть киберпанк.


Киберпанк – это одновременно жанр sci-fi, иллюстраторская стилистика и антиутопическая модель общества. Стилистика киберпанка довольно разнообразна, но в основе лежит общество с высоким уровнем глобализации за счет развитых технологий (информационных, кибернетических, генетических и т.д.). В качестве привычного места действия выступают технократические, постиндустриальные страны с явными проявлениями в жизни общества клановости или нового трайбализма. Поэтому по многим параметрам оно напоминает залитые неоном японские мегаполисы 80-90х годов и сильно криминализированные (уличными бандами), в прошлом индустриальные города американского севера, вроде современных Чикаго и Детройта. Также время от времени в фокусе возникают места, напоминающие пустыню Мохаве или трущобы Мумбая. При этом города будущего в силу глобализации внешне похожи друг на друга как близнецы.


Антиутопический элемент в киберпанке возникает за счет более или менее явного (в идеале – предельно резкого) зазора между развитыми возможностями этого мира и обществом, переживающим либо глубокий упадок и дезорганизацию, либо радикальные перемены. В ряде сюжетов это особенно заметно в сугубо реакционной политике государств и властных структур: попытки что-то исправить и проконтролировать выливаются либо в тотальные репрессии, либо в спазматические тактические решения, не поспевающие за «улицей». Такое общество существует без четких границ, способных дать понять, кто есть кто и что от него ждать, поэтому среди людей царит либо нервозность и подозрительность, либо эскапизм, а чаще все вместе. Даже представления о высшем уровне в обществе (главы корпораций, мегазвезды симстима или величайшие киберконструкторы) или о явной опасности определенных лиц и групп не способны создать ясную и бесконфликтную линию поведения для персонажей этого мира. Цветущее разнообразие такого общества иногда подчеркивается наличием несходных рас, всевозможных гибридов и антропоморфов или несоизмеримых социальных групп (отличающихся не по статусу и доступу к благам, а по физиологическим возможностям и базовым представлениям о реальности).


Сложность и многоуровневость сопровождается сильной тенденцией к упрощению и редукции. В некотором смысле это часть ответной реакции на непрозрачность мира. Это могут быть как бинарные схемы («свой-чужой», «опасный–неопасный»), так и биотехнологический редукционизм, описывающий чувства как действие химических веществ, мотивы как поведенческую привычку (приспособление и выживание), а идентичность человека и сознание как набор изменяемой и переносимой информации. Стремление все прагматически посчитать, измерить и предсказать сталкивается со случайностью, и таким образом возникает некая новая полу-хаотическая сложность. Наложение систем, картин мира и частных интересов оборачивается динамичной и по-своему красивой картиной (словно нечто проступает из векторов или пикселей).


Контрасты и перепады на фоне неустранимой теневой стороны жизни сближают киберпанк со стилистикой нуара. В образе города все тот же контраст высоты и дна (наверное, даже в Тиба-сити есть свой «мурашовник» или гетто для неудачников). Киберпанк явно заимствовал ряд черт у классических и нео-нуаров, в том числе рваный ритм повествования, проблему самоидентичности героя, описание жизни улиц, распад и безумие, ностальгию, моральную амбивалентность, подозрения и паранойю и т.д. После «Бегущего по лезвию» и «Трона» даже косые и вертикальные линии, правда, в более сложных сочетаниях, стали одной из узнаваемых черт киберпанка, наряду с неоном и обтекаемыми, эргономичными (эллипсы) формами. Позже к ним добавятся угловатые формы и стыки, полигональные сетки, комбинирование полупрозрачных, глянцевых и матовых поверхностей. Впрочем, и сам нуар оказался способен вобрать в себя элементы киберпанка. Некоторые даже выделяют под-жанр тек-нуар (tech-noir), в котором технологии присутствуют, но основной упор сделан на героя и повествование (например, снятый по произведению Ф.Дика «A scanner darkly» (2006)).

В 1983 году слово «киберпанк» использовал Брюс Бетке в своем рассказе. Еще раньше Уильям Гибсон опубликовал несколько важных рассказов в журнале «Cheap truth». В дальнейшем произведения Гибсона, Стерлинга, Бира и других были объединены этим термином. Гибсон считал, что выделение киберпанка как особого жанра приведет только к появлению бездарных подражаний, копирующих внешний антураж. Сам он всегда настаивал на том, что в его произведениях ценна только литературная часть – характеры, сюжет и ситуации, новые идеи и смыслы. В этом смысле визуальную составляющую киберпанка создал скорее Ридли Скотт со всей командой, работавшей над «Бегущим по лезвию». Гибсон кстати признавал, что визуальный ряд фильма совпадал с его представлениями во время написания первой трилогии. Сам он на тот момент никогда не был в Японии и в своих текстах использовал впечатления других людей, побывавших там (а Ванкувер, где он жил, в 80-е мало походил на город киберпанка). Справедливости ради стоит упомянуть и другой фильм, вышедший в том же 1982 году – фильм «TRON» Лисбергера. Не малую роль в визуальном осмыслении киберпанка сыграли японские манга и аниме (например, выходящий с 1985 года комикс Appleseed, мультфильм 90-х Cyber City Oedo 808, Gunnm и др.). В дальнейшем киберпанк расширял свое смысловое пространство во многом за счет ироничного и критического отношения к первоначальным идеям. Однако и в посткиберпанке сохраняются основные векторы размышления, касающиеся управления, инвазий и дезориентации субъекта в мире технологий.


Естественно, что парадигмой героя здесь является хакер, «ковбой консоли». Это умный, но несколько сломленный, подчеркнуто негероический человек, вынужденный бороться за место под солнцем. Это человек с некоторым «но»: всегда второй, а не первый, всегда более богатый опытом травм и неудач, нежели успехов, всегда знающий меньше, чем нужно или хотелось бы. Существуют и другие персонификации, вроде ученого, военного специалиста или даже простого клерка, но и на них лежит та же печать. В посткиберпанке обратная тенденция: герой все чаще – один из лучших, он вписан в систему, часто ее защитник (от хаоса, воплощенного в хакерах, террористах, нелояльных и проч.). Однако даже в такой роли главный герой посткиберпанка остается человеком с ограничением или триггером. В любой момент он может либо обратиться во врага Системы, либо обнаружить что он совсем не тот, кем себя считал. Как говорилось в одном фильме: «У каждого есть своя кнопка».

Соответственно киберпанк – это (анти)утопия профессионализма. В этом мире основное внимание посвящено узким специалистам, людям ограниченного применения, все прочие – даже не статисты, а едва различимая масса. Причем, если говорить об ученых, то очень часто это специалисты в таких областях, которые традиционно считаются недоступными человеку – они конструкторы и редакторы воспоминаний, создатели сверхлюдей, дизайнеры органов, тканей и генов, творцы «Матриц» и исследователи подпространств и других измерений. Фактически это атеистический мир, в котором Бог лишен функции главного творца. В то же время человечество, взяв большие возможности, взвалило на себя и неимоверную тяжесть ответственности, с которой оно явно не справляется.


Главный герой киберпанка – это новая версия «мыслящего тростника» Паскаля. В своем мироощущении это даже не винтик системы, это подопытная крыса. Брюс Стерлинг в эссе «Киберпанк в 90-е» весьма точно это выразил, сказав, что киберпанк и есть та реальность, в которой с людьми можно проделать почти все, что делают с лабораторными крысами. В то же время это человек, потенциально обладающий способностью противостоять и обыгрывать Систему (а порой и тягающийся с Создателем).

Но эта потенция совсем не похожа на свободу. Она из любимейших для меня деталей в киберпанке – это понимание, что герой не свободен от Системы, он всегда у нее на крючке. По-разному понимая эту деталь, одни авторы больше внимания уделяли эротике и гедонизму в обществе будущего, другие – наркотикам и фармакопее, третьи – проблеме поддержании жизни и бессмертия. И хотя тема влечения к киборгам, обладающим человекоподобной внешностью, имеет в себе нерв правдоподобия, увы, следует отметить, что в большинстве сюжетов история такой любви введена искусственно. Можно также предположить, что в описаниях зависимости персонажей, немалую роль сыграл и опыт увлечения компьютерными играми самих гуру киберпанка.


По своей психологии киберпанк – это параноический мир, в котором очень многое крутится вокруг контроля и информации, способов защиты и нападения. Изюминка в том, что определить врага и его оружие здесь часто сложнее, чем противостоять им. Авторы киберпанка точно схватили особый модус, в котором протекает чувство незащищенности современного человека. Это не просто нехватка безопасности, это еще и гиперчувствительность, оборачивающаяся аллергиями, психическими расстройствами и новыми формами ограничений (такими как толерантность, здоровый образ жизни, позитивная дискриминация, борьба с харасментом, сексизмом, эйджизмом и проч.). В некоторых героях киберпанка эта черта доведена до предела – по сути, это люди без кожи, нуждающиеся в искусственных оболочках и защитах. Киберпанковая одежда, защитные скафандры и экзоскелеты, системы наблюдения и безопасности, зашифрованная информация и методы идентификации, интерфейсы и визуализации виртуальной реальности, частные армии корпораций, наемники и боевые роботы – все это лишь различные воплощения двух функций: защитной и иммунной. И у людей такого будущего в большей степени разрушен иммунитет, который им давала культура. Кстати, что касается костюма и вообще внешних элементов, то в этом киберпанк оказался весьма гибким жанром. Возможно, для первых произведений цветастый хайер, выбритые виски, куртки-косухи, гриндерсы, искусственная конечность на сервоприводах и провода, воткнутые в голову были обязательны, но в дальнейшем герой мог быть каким угодно: хоть киборгом, хоть обычным парнем в худи с компактным хакерским гаджетом в кармане (смартфон или планшет).


В каком-то смысле профессионал – это наилучший типаж для приспособления к этому миру, особенно если это человек со сниженной чувствительностью ко многим вещам (информационный канал сужен до одной области, в остальном рецепция минимальна). Это не означает, что киберпанк привлекает только социопатов и людей с нехваткой эмоций. Но в целом его персонажи чаще вызывают симпатию у людей, способных отделять себя от общества и среды, а также принимать свои травмы и неприятные истины. Информация, технологии и оружие – вот инструменты того, кто приспособился. В этом наборе нет места ни эмпатии, ни дипломатии. Стимпанк с его любовью к пулеметам Гатлинга, револьверам Лефоше, ручным мортирам и дробовикам, конечно, не сравнится с сумасшедшим разнообразием стрелкового, энергетического и кибернетического оружия, созданного писателями и дизайнерами в стиле киберпанк.


Т.е. киберпанк-мир – это крайне неуютное место, нечеловекоразмерное. Пространства здесь либо слишком малы (скученность трущоб, спальные капсулы и т.д.), либо слишком велики (огромные залы богачей, безразмерное киберпространство или свалки-пустыри и каменные джунгли безразличных небоскребов). То же самое касается и персонажей. Среди друзей и врагов протагониста едва ли не большая часть – это нечто неживое или частично искусственное: недружелюбный AI, бездушные дроны и роботы, пластиковые (в прямом и переносном смысле) киборги и люди с имплантами, даже цинично-расчетливые и алчные дельцы и работники корпораций воплощают в себе мертвую логику капитала. После такого от любого стимпанк-персонажа, даже если это сумасшедший маньяк-ученый с огромной гидравлической клешней – прямо-таки веет теплотой. Тема холодности и искусственности всего окружающего подчеркивается и в сюжетах киберпанка дополнительными деталями. Например, игра Blade Runner с первых кадров рассказывает о том, что после третьей мировой почти полностью исчезли животные и насекомые (оставшиеся стали очень дорогим товаром). У главного героя есть собака, но это, конечно же, репликант от корпорации Тайрэла.


Киберпанк в своем лучшем воплощении – это всегда антиутопия, потому что ставит перед собой двойную задачу: создать пространство, в котором человек будет сочувствовать и переживать, но одновременно с этим думать. Причем данный жанр умел возбуждать симпатии и идеи без излишнего многословия: небольшими намеками, ремарками, короткими дополнениями. Список тем, которые он рассматривает, довольно велик, поэтому обращу внимание лишь на несколько моментов.

В первую очередь, киберпанк с неподдельным интересом исследует самые разные формы общества и государства (ни стимпанк, ни оптимистичный sci-fi до 70х не могут похвастать таким разнообразием). Конечно, классическим местом действия является ситуация упадка государства и беспрецедентного усиления корпораций. Эдакий «State low. Corp high», в котором реальная власть принадлежит клановым структурам (дзайбацу) и синдикатам. И все-таки новые антиутопии способствовали серьезному обращению ряда футурологов к моделям вроде киберократии, демархии, разным формам меритократии (например, ноократия или технократия). С появлением технологий продления жизни весьма вероятным становится корпоративное государство с ярко выраженной геронтократией (власть стариков), а в случае моделирования ситуации жесткого ограничения ресурсов могут создаваться как автократические глобальные структуры, так и полисно-анархические образования. И само собой киберпанк не мог обойти тему власти суперкомпьютера, которая может обернуться как формализмом и бюрократией (бюрократизм машин, например, хорошо показан в начале фильма «Элизиум»), так и напротив, созданием условий для развития. Краткий обзор этих и других моделей можно прочесть здесь.


Социальная тематика в фантастике со временем приугасла. Посткиберпанк, в т.ч. нанопанк, переключился на глобальные проблемы и страхи, вызываемые наукой. Яркие примеры этого перехода от социальной и политической повестки к апокалиптическим предзнаменованиям, можно увидеть в романе Пола Ди Филиппо «Рибофанк» (1996) или в недавнем фильме «Превосходство» (2014), где используется гипотеза Дрекслера о «серой слизи».

В культурной составляющей воображаемого общества киберпанк оказался не столь силен. По большей части Гибсон и сотоварищи сделали ставку на субкультуры и племенное мировоззрение, в чем явно угадывается экстраполяция общества 70-80х. Именно в эти годы возникла большая часть субкультур ХХ века: начиная от граффити, паркура и ролевиков и заканчивая стрейтэджерами и хакерами (часть есть здесь, чуть больше на англоязычной Wiki; а выглядело это все так и эдак). Улица и первые объединения в Сети (Fido, эхоконференции, Usenet) порождали множество самых разных движений, банд и группировок, часто однодневок. Это вызывало у некоторых идею о том, что подобная социальная фрагментарность и есть новый этап, следующий после массификации общества. Например, в мирах Гибсона новые субкультуры возникают и исчезают десятками, словно новые виды животных в среде с ускоренной эволюцией. Вот классический фрагмент из «Нейромансера»:


Первого "нового" Кейс увидел через два дня после просмотра обзора, подготовленного "Хосакой". "Новые", как он рассудил, были осовремененным вариантом "Больших ученых" времен его собственной молодости. В ДНК молодежи Мурашовника, очевидно, было заложено нечто такое, что хранило в себе и с определенной периодичностью воскрешало различные типы короткоживущих субкультур. "Новые пантеры" были новой версией "Больших ученых", с поправкой на технологию софтовых микромодулей. Появись все это лет на пять-десять раньше, "Большие ученые" с ног до головы утыкали бы себя гнездами с модулями. Именно таков был их стиль, и почти эта манера была характерна для "Новых". "Новые" были наемниками, любителями розыгрышей и нигилистами-технофетишистами.


Первый их представитель, объявившийся перед Кейсом в дверях чердачных апартаментов с коробкой дискет от Финна, оказался очень вежливым юношей по имени Анжело. Его лицо, узкое, симпатичное, с гладенькой кожей - пересаженная ткань, выращенная на коллагене и полисахаридах из акульих хрящей, - было, тем не менее, одним из самых жутких произведений пластической хирургии, какие Кейс видел за свою жизнь. Когда Анжело улыбнулся, явив бритвенно-острые клыки какого-то крупного хищника, Кейс испытал облегчение. Трансплантация зубных зародышей - такое он встречал и раньше.


Однако на сегодняшний день отношения между унификацией, субкультурами и стремлением к уникальности не столь однозначны. Умеренный оптимизм в отношении имплантации сохраняет во многом за счет красочных обещаний, касающихся модификации тела. Хотя тема срастания человека с технологией остается популярной и в фантастике, и в дизайне (вот свежий пример), и в новейших разработках. Еще 10 лет назад Стив Мэнн был единственным пионером в области «дополненной реальности», который испытывал на себе все плюсы и минусы внедрения технологий в частную жизнь (что однажды обернулось для него настоящим сенсорным шоком и полной дезориентацией). Теперь же самая малость нас отделяет от прихода в массы Google Glass. Причем, как замечает Мэт Хонен, в качестве эксперимента носивший Google Glass в течении года, одна из важнейших проблем, связанных с таким гаджетами – это социальное неприятие (более подробно обо всех аспектах «дополненной реальности» пишет Татьяна Савицкая). Кстати, подобные приспособления действительно способны привести к своеобразной геймификации реальности (как например, в этой ироничной короткометражке).

Не может киберпанк обойтись и без лингвистических экспериментов, характерных антиутопиям того времени (например, совсем не киберпанковые «Заводной апельсин» Бёрджеса или «1984» Оруэлла тоже используют этот прием). Тексты рассказов пестреют научными терминами и специфическим слэнгом, а в самом мире обычно говорят на спанглише, чинглише или каком-нибудь ультраволяпюке, сочетающим иероглифы, кириллицу и латиницу. Сильнее всех отличился Кэндзи Сиратори, написавший роман «Кровь электрическая» с использованием слов и грамматики 4х языков (латынь, японский, английский, С++). Джойса он, конечно, переплюнул, ибо прочесть это можно будет только на следующем витке гибридизации человека с компьютером.


Сегодня киберпанковская стилистика и мотивы прочно обосновалась в компьютерных играх. При этом стоит оговориться, что среди игр немногие целиком и полностью выдержаны сюжетно и визуально в духе киберпанка. На 100% программу отрабатывают только единицы, вроде старенького Syndicate, BladeRunner, Код доступа: РАЙ, DeusEx, EYE Divine Cybermancy, Remember me, а также несколько аниме-игр, инспирированных Ghost in the Sell (например, шутер Oni). Гораздо чаще элементы киберпанка можно увидеть в играх о ближайшем и далеком будущем, которые напрямую не связанны с темой антиутопий (MassEffect, DeadSpace, Starcraft, X-Com, Halo и близкий ему Destiny, Warhammer 40K, RedFaction, Prototype, Borderlands и множество других). Фактически, это привело к тому, что порой кажется, что современные киберпанки все больше развлекаются тем, что фотошопят девочек, делая из них киборгов, да рисуют новые виды брони и оружия. Впрочем, все-таки время от времени писатели или создатели фильмов и игр обнаруживают, что описанное в киберпанке будущее уже наступило. В таких случаях иногда получается что-то интересное. Например, последние романы Гибсона или игры в духе WatchDogs.


В целом же можно констатировать, что киберпанк стал неким общим местом в нынешней фантастике, но при этом и серьезно повлиял на футуристику, урбанистику, социальную философию, дизайн. Как жанр литературы он преуспел не только в предсказании технологий и гаджетов, он весьма точно описал специфику современной психологии. Прежде всего, речь о мощнейшем перекосе в восприятии себя и собственных выборов. В киберпанке, как и в современном западном мире, гиперценность личного выбора, самокопание и постоянный стресс по поводу успешности выборов – это лучшее средство от обращения к социальным проблемам. Социальных последствий выборов просто не существует, как и вообще социума, если мы озабочены только собой. Т.е. как и предшествующая ему фантастика 70-х, киберпанк оказался слишком сильно привязан к экзистенциальной проблематике в ущерб социальной. Пафос антиутопии какое-то время позволял жанру удержаться от превращения в чисто развлекательный, и все же по большому счету он сошел на нет. Будучи привязан не к достижениям науки, а к психологии (мечтам и страхам среднего горожанина), киберпанк в итоге уступил место фантазиям о постапокалиптическом будущем.


В любом случае киберпанк был значительным событием, в том числе и потому, что он действительно наступил. Потребительство и экологические катастрофы, глобализация и перенасыщение СМИ, медиатерроризм и кибервойны, персонализация электроники и игровая зависимость, технократия и наемничество, торговля органами и кибернетические конечности, Gated Community и многие другое - все это реальность, многократно описанная в киберпанке еще задолго до серьезного развития. Все мы сегодня живем обществе, которое можно описать как мягкая версия киберпанка, в котором большая часть людей выбрала быть не хакерами, а пользователями. И возможна эта инертность и неамбициозность масс, предотвратила ряд худших последствий, которые описывала антиутопия киберпанк. Who knows?

Два лика антиутопии: Киберпанк. Лик, Антиутопия, Киберпанк, Стимпанк, Мир, Япония, Длиннопост
Два лика антиутопии: Киберпанк. Лик, Антиутопия, Киберпанк, Стимпанк, Мир, Япония, Длиннопост
Два лика антиутопии: Киберпанк. Лик, Антиутопия, Киберпанк, Стимпанк, Мир, Япония, Длиннопост
Два лика антиутопии: Киберпанк. Лик, Антиутопия, Киберпанк, Стимпанк, Мир, Япония, Длиннопост
Два лика антиутопии: Киберпанк. Лик, Антиутопия, Киберпанк, Стимпанк, Мир, Япония, Длиннопост
Два лика антиутопии: Киберпанк. Лик, Антиутопия, Киберпанк, Стимпанк, Мир, Япония, Длиннопост
Два лика антиутопии: Киберпанк. Лик, Антиутопия, Киберпанк, Стимпанк, Мир, Япония, Длиннопост
Два лика антиутопии: Киберпанк. Лик, Антиутопия, Киберпанк, Стимпанк, Мир, Япония, Длиннопост
Два лика антиутопии: Киберпанк. Лик, Антиутопия, Киберпанк, Стимпанк, Мир, Япония, Длиннопост
Два лика антиутопии: Киберпанк. Лик, Антиутопия, Киберпанк, Стимпанк, Мир, Япония, Длиннопост
Два лика антиутопии: Киберпанк. Лик, Антиутопия, Киберпанк, Стимпанк, Мир, Япония, Длиннопост
Два лика антиутопии: Киберпанк. Лик, Антиутопия, Киберпанк, Стимпанк, Мир, Япония, Длиннопост
Два лика антиутопии: Киберпанк. Лик, Антиутопия, Киберпанк, Стимпанк, Мир, Япония, Длиннопост

Найдены дубликаты

0
ЕЩЕ!!
0
Мегапост!)
Похожие посты
38

Что такое киберпанк? Изучил киберпространство в поисках ответов

На форумах и в комментах на ютубе народ частенько ругает будущую игру от CD-Project. Мол Киберпанк 2077 вовсе не киберпанк: там нет неона, ночи, нуара, а значит, это просто фантастика и нельзя эту игру называть киберпанком. Стало интересно, есть ли киберпанк в Киберпанке и  решил разобраться в вопросе. Впереди много текста, но для ленивых есть видеоверсия.

Что такое киберпанк? Истоки и контекст


Технологическая революция 20-го века принесла много возможностей и катком проехалась по жизням миллионов людей. Возрастала автоматизация производств, ускорился темп жизни, увеличилось количество информации.


Машины, ракеты, роботы, искусственные материалы, алгоритмы и сети начали стремительно проникать в повседневность. Искусство реагировало на изменения научной фантастикой, антиутопией и киберпанком. И хотя четкого жанрового определения у киберпанка нет, давайте разберемся, откуда ноги растут.

Что такое киберпанк? Изучил киберпространство в поисках ответов Киберпанк, Cyberpunk 2077, Научная фантастика, Антиутопия, Видео, Длиннопост

Когда прочитал что Cyberpunk 2077 не киберпанк


Киберпанк появился из научной фантастики. Всю научную фантастику можно грубо разделить на два течения: hard science-fiction и soft science-fiction. Фантастическая основа для «твердой» фантастики – это научные и технические открытия, например в космонавтике или атомной энергетике.


Мягкая же фантастика высказывается на тему гуманитарных наук, например истории, как это делается в книгах про попаданцев. Степень мягкости и жесткости произведения иногда определить довольно трудно. Например, Назад в будущее: там намешана и альтернативная история и открытия в физике и куча чего еще и поэтому отнести к какому-то течению это кино трудно.

Что такое киберпанк? Изучил киберпространство в поисках ответов Киберпанк, Cyberpunk 2077, Научная фантастика, Антиутопия, Видео, Длиннопост

Фантастика курильщика


Так что классический киберпанк – это хард сайнс-фикшн, основанный на открытиях в кибернетике. Суть творческого метода писателей-киберпанкеров – это сращение технологий с живым миром и демонстрация радикальных изменений в обществе будущего. Отсюда появляются импланты, аугментации, гибрид живого и неживого.


Так, еще в 1920 году появилось слово Робот, благодаря Карелу Чапеку и его немножко киберпанковой пьесе – РУР. Она про эксплуатацию механизированных людей. А в пятидесятом Айзек Азимов опубликовал сборник рассказов «Я, Робот» в котором затрагиваются вопросы искусственного интеллекта. Не совсем Бегущий по лезвию, конечно, но уже близко!

Что такое киберпанк? Изучил киберпространство в поисках ответов Киберпанк, Cyberpunk 2077, Научная фантастика, Антиутопия, Видео, Длиннопост

А вот и первый робот!


Ближе остальных к киберпанковским стандартам литературных экспертов из продленки подошел роман «Звезды – моя цель» американского писателя Альфред Бестера. Опубликован в 1956 году. В нем было все, что нужно для киберпанка: маргинальный главный герой, технологически развитое общество, импланты и алчные коварные корпорации. Разве что комплюктеров, неона, хакеров и сетей не завезли.


В 1968 году вышла книга Филипа Дика – Мечтают ли андроиды об электроовцах. Но позднее на волне популярности фильма была переименована в Бегущий по лезвию бритвы. Это постапокалиптическая антиутопия про охотника на андроидов. И хотя книгу не получается отнести к чистым представителям жанра, наверняка вы знаете о ее киберпанковой экранизации.


Впервые слово «киберпанк» появилось в рассказе Брюса Бетке 1983-го года. Рассказ так и назывался – Киберпанк. Само произведение к жанру киберпанка не относится, как ни странно. Киберпанк – это была просто кличка главного героя, потому что он носил ирокез и тусил в киберпространстве.

Что такое киберпанк? Изучил киберпространство в поисках ответов Киберпанк, Cyberpunk 2077, Научная фантастика, Антиутопия, Видео, Длиннопост

Оригинальная обложка «Мечтают ли андроиды об электроовцах»


Читаем киберпанк


Писатели-фантасты Уильям Гибсон и Брюс Стерлинг первые догадались спаять воедино луддистские настроения общества, опыт путешествий по технологически развитым странам, вроде Японии, и литературные находки предшественников. Так у Гибсона родился Нейромант, а у Стерлинга – Схизматрица. Писатели были друзьями.


По сути эти двое и изобрели ваш любимый поджанр научной фантастики. Благодаря Гибсону и Стерлингу киберпанк ассоциируется с человечеством, которое обязательно прозябает в упадке, торчит в интернетах, упарывается синтетической наркотой и трахается с роботессами а власть обязательно захватили алчные корпорации. Расклад в классической киберпанк-литературе такой: сейчас все хреново и в будущем будет еще хреновее.

Что такое киберпанк? Изучил киберпространство в поисках ответов Киберпанк, Cyberpunk 2077, Научная фантастика, Антиутопия, Видео, Длиннопост

Гибсон и Стерлинг сформулировали один из ключевых законов жанра: High Tech Low Life. Кстати, угадаете, это рендер или реальное фото из Китая?


Как правило, главный герой классического Киберпанка – это персонаж, который мимикрирует под окружающую среду и не борется с ней. Предприимчивый смышленый и циничный парень, который не пытается сломать систему, а просто ищет лазейки, решает свои проблемы и выживает а агрессивной среде.


По сути, классический киберпанк – это страшилки о вреде компьютеров, родом из тех времен, когда технологии были чем-то незнакомым. Это не делает книги плохими, но читать их в современном мире может быть сложно, о чем расскажем ниже. Если вам хочется почитать что-то из классики, советуем вам трилогию «Киберпространство» Гибсона, «Схизматрицу» Стерлинга, «Оголенный нерв» Уолтера Уильямса и «Музыку, звучащую в крови» Грега Бира.

Это всё?


В общем – да. Как видите, чтобы работать киберпанковедом на филфаке, вам придется потратить не так много времени. Это потому что киберпанк изжил себя за каких-то десять лет, но не потому, что авторы такие тупые. Просто сам киберпанк стал частью обыденной реальности слишком быстро.


В 1981 году появились IBM-PC – первые персональные компьютеры от IBM. Стоили они полторы штуки баксов. Можете умножить эту сумму на три, чтобы прикинуть, сколько это сегодня. Мало какой писатель мог себе позволить такую печатную машинку. А в девяностом уже появилась винда, относительно доступная электроника и киберпанк, собственно наступил. Особенно для тех, кто из-за автоматизации производства потерял работу.

Что такое киберпанк? Изучил киберпространство в поисках ответов Киберпанк, Cyberpunk 2077, Научная фантастика, Антиутопия, Видео, Длиннопост

Первый очень очень относительно доступный пека, только для истинных бояр


Поэтому в девяностые фантазии авторов-фантастов из восьмидесятых про сети и хакеров уже стали выглядеть довольно наивно. Гибсон и Стерлинг знали о компьютерах примерно ничего, другие авторы знали еще меньше и опирались в своих познаниях только на другие киберпанк-романы. Например, в Нейроманте, одном из лучших произведений в жанре, герой не может подключаться к интернетам, потому что ему поломали нейроны. В книге это описано так:

они повредили его нервную систему русским боевым микотоксином

И все в таком духе. Поэтому сегодня читать классический киберпанк довольно трудно. Мы знаем о киберпанке намного больше Стерлинга, разбираемся в кибепространствах намного лучше нейроманта и увязли в матрице куда глубже Нео. Поэтому от безысходности Брюс Бетке, автор слова «Киберпанк», в девяностые начал читать унылые лекции о вреде компьютеров. Остальные авторы либо положили болт на кибер, либо сконцентрировались на панке и бытовухе. Так началась эпоха пост-киберпанка с героями-избранными, которые должны спасти мир.

Что такое киберпанк? Изучил киберпространство в поисках ответов Киберпанк, Cyberpunk 2077, Научная фантастика, Антиутопия, Видео, Длиннопост

Киану был избранным задолго до того как стал захватывающим


Смотрим киберпанк


Вбейте в гугле: «метрополис киберпанк» и вы увидите, что очень многие считают «Метрополис» Фрица Ланга первым в истории кино в жанре киберпанка. Фильм появился на экранах немых кинотеатров в 1926 году. События Метрополиса разворачиваются в футуристическом городе, люди там стали придатками машин и страдают, а богатеи пожинают плоды чужого труда и живут в раю.


Но нам кажется, что Метрополис – это все же софт-сайнсфикшн. Хотя в фильме есть роботы и мотив сращения живого с неживым, авторы не затрагивают проблемы кибернетики и скорее размышляют о социальной справедливости и классовой борьбе. Можно сказать, что научной основой для фантастики в Метрополисе стал Марксизм, но никак не кибернетика, про которую тогда никто и не слышал, и первый тру-киберпанк-фильм появился намного позднее.

Что такое киберпанк? Изучил киберпространство в поисках ответов Киберпанк, Cyberpunk 2077, Научная фантастика, Антиутопия, Видео, Длиннопост

А вот и один из первых роботов в кинематографе. А какие спецэффекты!


А именно – 25 июня 1982 года. В этот день в прокат вышла экранизация романа Филипа Дика «Бегущий по лезвию бритвы», напомним: книга написана в 1968 году. Именно фильм Ридли Скотта стал ориентиром и визуальным эталоном того, что сегодня мы называем киберпанком, и сделал это за год до изобретения слова киберпанк и за два до появления первых литературных произведений в этом жанре. Картинка получилась такой сочной, что фильм сразу стал стандартом того, как мы представляем себе киберпанк.


Кстати, многие киберпанк-блокбастеры становились вехой в развитии спецэффектов. Например, Tron того же 1982 года был первым фильмом, в котором трехмерную графику впервые использовали для создания спецэффектов. Пост-киберпанковские Терминатор 2 и Матрица – получили оскары за лучшие визуальные эффекты.


Хороших фильмов в жанре классического киберпанка еще меньше, чем хороших книг. На ум кроме Блейдраннера приходят разве что экранизация «Джонни Мнемоника» Гибсона и «Отель „Новая Роза“» – тоже Гибсона. Но в последнем маловато неона и технологий – поэтому фанаты киберпанка забросали его какахами. Но хакеры и корпорации – на месте, так что кому-то может понравиться.

Что такое киберпанк? Изучил киберпространство в поисках ответов Киберпанк, Cyberpunk 2077, Научная фантастика, Антиутопия, Видео, Длиннопост

Киану был мнемоником задоооолго до того как стал захватывающим


Манга и аниме


Японский киберпанк – тема для бесконечных интернет-срачей. Мрачная эстетика киберпанка наложилась на мрачную депрессивную японскую культуру и появилось что-то совершенно непохожее ни на нейроманта ни на Бегущего по лезвию. Дело в том, что для Японцев уже в восьмидесятые проблематика и сеттинг романов Гибсона и Стерлинга кажутся неактуальными.


Япония, страна победившего киберпанка, в 80-е была самой футуристичной и технически продвинутой страной на планете. Как правило, в японском киберпанке нет этих скучных надоевших всем японцам компьютеров и хакеров. Проблемы японского киберпанка – это одиночество в индустриальном обществе, сращение человека и машины, поиск своего я. Про это рассказывает и каноничный Ghost in a Shell и неканоничный Akira.

Что такое киберпанк? Изучил киберпространство в поисках ответов Киберпанк, Cyberpunk 2077, Научная фантастика, Антиутопия, Видео, Длиннопост

Напомни-ка, кто тут неканоничный?


В отличие от дорогих Трона и Блейдраннера, японский кинокиберпанк – это что-то андеграундное и малобюджетное. Например, хрестоматийный японский киберпанк – «Тэцуо — железный человек» 1989 года рассказывает про пацана, который хотел увеличить ногу имплантом, но что-то пошло не так: все стали мутантами. Как правило, герои японского киберпанка проходят через жуткие и малопонятные метаморфозы, мутации и сексуальные отклонения.


Яркий пример – аниме-сериал эрго-прокси 2006 года. Да, в отличие от классических киберпанк-романов и фильмов, киберпанк, сделанный в Японии не устаревает с годами и не выглядит тупо. Возможно, потому что смотрит не на внешние проявления технологической революции и не страдает от луддизма, а говорит о месте человека в изменяющемся мире. В Японии киберпанк никогда не терял актуальность и с восьмидесятых по десятые годы нового века не переставала выходить достойная киберпанковая манга и аниме.

Что такое киберпанк? Изучил киберпространство в поисках ответов Киберпанк, Cyberpunk 2077, Научная фантастика, Антиутопия, Видео, Длиннопост

А это рендер или реальный Токио?


Играем в киберпанк


Если кино и литература подарили классическому киберпанку жизнь, то видеоигры не дали исчезнуть жанру с горизонта. Эстетика и идеология киберпанка отлично спаивается с игровыми механиками шутеров, имерсив симов и RPG. Хороших игр в жанре киберпанка больше, чем всех фильмов и книг вместе взятых и выходили они до конца девяностых.


Одной из первых игр по классическому киберпанку стала ролевая тактика студии Bullfrog – Syndicate, 1993 года выпуска. Ракурс сюжета в синдикейт выбран довольно необычным для киберпанкового сенттинга. Играть нужно было не за героя, который выживает в мире, поделенного корпорациями, а за одну из корпораций-синдикатов и воевать с другими синдикатами. То есть это была игра за плохих. В синдикейт нужно было нагибать горожан, конкурентов, воровать и убивать, строить свою империю и завоевывать мир.

Что такое киберпанк? Изучил киберпространство в поисках ответов Киберпанк, Cyberpunk 2077, Научная фантастика, Антиутопия, Видео, Длиннопост

Графен конечно же нынче не впечатляет, но игра все равно вполне себе годная


В том же 1993 году на SNES вышла Shadowrun, в которой было намешано куча всего: и хакеры и корпорации и магия и квестовые головоломки и диалоги. Кому-то может не понравиться, что в игре есть магия, кто-то скажет, что это не киберпанк, но, пожалуй, Shadowrun – это одна из немногих игр, где магия и технологии сплетены так гармонично.


Если вы играли в старые фоллауты, вам понравилось и вы любите киберпанк – попробуйте Shadowrun. А в 1994 году Looking Glass Studios выпустила первый System Shock. По сюжету игрока оставляют запертым на инопланетной научной базе наедине со взбесившимся искусственным интеллектом. Цифровая сучка с назойливым голосом превратила всех обитателей станции в механизированных мутантов и вам нужно было с этим жесточайше разобраться.


Игрока ждали темные коридоры, забитые криповатыми уродцами, куча оружия, отличная по тем временам графика и звук. В 1999 Irrational Games выпустила вторую часть Систем Шока, в которой к шутеровой части прикрутили RPG-элементы. Получилось не хуже первой части, но издатель остался недоволен продажами и серия умерла. Но обещала вернуться в ремейке первой части и полноценном триквеле. Но это не точно.

Что такое киберпанк? Изучил киберпространство в поисках ответов Киберпанк, Cyberpunk 2077, Научная фантастика, Антиутопия, Видео, Длиннопост

Ну что, соскучилась?


Самый известный представитель игр в киберпанке — наш любимый Deus Ex. Его создали выходцы из Looking Glass и те же люди, которые делали систем шоки. Деус екс довел геймплейную форму систем шока до идеала. В новом сеттинге мрачного будущего с упором на зловещие корпорации, заговоры и аугментации нам показали тот самый «high tech — low life».


Грязный нищий народ, умирающий от чумы будущего в контрасте с высоким уровнем жизни владельцев корпораций. Игра была сплавом RPG и Immersive sim с достаточно большой свободой: ты мог подкрасться к кому-то, взломать турель или робота, или, например, взять ракетницу и показать кто тут главный Сюжетные решения, вели к разным концовкам, смертям или спасению некоторых ключевых персонажей и прочим радостям нелинейного повествования.

Что такое киберпанк? Изучил киберпространство в поисках ответов Киберпанк, Cyberpunk 2077, Научная фантастика, Антиутопия, Видео, Длиннопост

Laputan Machine mutafucka


После мегауспеха первой части вышла вторая — Invisible War. В ней авторы хотели максимально все упростить, сделать более доступным для новых игроков. В результате игра потеряла многие ключевые элементы предшественницы.


После Invisible War серия успешно заморозилась вплоть до 2011 года и релиза Human Revolution. Игре вернули глубокий и свободный геймплей, упор сделали на социальную составляющую и то, как люди принимают перемены в обществе или в себе самих.

Что такое киберпанк? Изучил киберпространство в поисках ответов Киберпанк, Cyberpunk 2077, Научная фантастика, Антиутопия, Видео, Длиннопост

Знакомьтесь, если еще кто-то не знает — Адам (I never asked for this) Дженсен


Игра была крайне успешной. В 2016 году последовало довольно странное продолжение — Mankind Divided, которое казалось скорее DLC к предыдущей части. Это не делало игру автоматически плохой, но народ такого поворота вещей не понял. Плюс конечно же микротранзакции в сингловой игре, что довольно смешно: в игру про жадные корпорации жадные корпорации вводят символ своей жадности. Киберпанк как он есть.


Продажи не были великолепными что поставило жирный вопрос на будущем всей серии. Искренне надеемся что все у них будет хорошо, игры довольно годные и даже Mankind Divided вполне доставляет, особенно пока ждешь киберпанк от CD Projek RED.


Самый известный представитель ролевых настолок в жанре киберпанка – это игра, под внезапным названием Киберпанк 2013, вышла в 1988 году. Большинству игроков знакома ее вторая редакция – Кибепанк 2020. Сеттинг у игры классический, киберпанковый: алчные корпорации правят неоновыми городами. За пределами городов – разруха, бандиты, мародеры насилие и грязь. И игроки в этом мире выживают. Сегодня игра почти забыта и фанаты надеются, что серию возродит CD-прожект со своей Киберпанк 2077.

Что такое киберпанк? Изучил киберпространство в поисках ответов Киберпанк, Cyberpunk 2077, Научная фантастика, Антиутопия, Видео, Длиннопост

Самурай, я ждал тебя в апреле, но подожду и еще — главное приди


Почему киберпанк снова популярен?


Третья волна киберпанка накрыла мир в 2010-x: спустя почти тридцать лет после выхода бегущего по лезвию. Такие фильмы, как Драйв и такие игры, как Hotline Miami, сделали эстетику восьмидесятых снова популярной. А вместе с ней вернулась мода и на киберпанк. Вышли сиквелы и Трона и Бегущего лезвию и продолжения Deus-Ex. Возродившийся пост-пост-киберпанк сложно назвать киберпанком в полной мере.


Теперь это скорее ироничный комментарий на тему того, как нам виделось будущее в прошлом. Симптоматичный представитель пост-пост-киберпанка – это сделанный за деньги кикстартера Кунг фьюри. Кстати если по какой-либо причине его пропустили — то настоятельно советуем посмотреть. Довольно занятная вещь.

Что такое киберпанк? Изучил киберпространство в поисках ответов Киберпанк, Cyberpunk 2077, Научная фантастика, Антиутопия, Видео, Длиннопост

Кто же еще так крут что может взломать пространственно-временной континуум?


Киберпанк сегодня


Технологии развиваются стремительно. Во многих домах в США стоят умные ассистенты, которые вполне вероятно в скором времени станут полноценными домашними роботами-помощниками. Международные корпорации типа Google, Facebook или Apple активно влияют на жизнь всей планеты.


Технологии дополненной реальности позволяют превратить буквально любой телефон или google glass в полноценный интерфейс как в видеоигре, фитнес-браслеты, автомобили на автопилотах, умные рекламы и их переизбыток в нашей жизни да и в конце концов знаменитое “одиночество в сети”. Так киберпанк окончательно стал “обыденностью”.


Поэтому в отличие от экзистенциального японского киберпанка, западному киберпанку нечего предложить современности, кроме визуальной оболочки, неона и аугментаций. Мы не представляем жизнь без сетей и светящихся экранов и нам остается лишь иронизировать над тем, как мы боялись наступления этих времен в прошлом.


Возвращаясь к Киберпанк 2077, хочется сказать: мы рады, что CD-прожект отбросили архаичные и неуместные жанровые клише классического киберпанка и решили сделать что-то свое. Если нам захочется поиграть в постмодернистскую иронию, которая будет стебать саму себя – мы поиграем в Saints Row. А от игры CDPR мы ждем интересного сюжета, ярких персонажей и интересного высказывания. А все это несовместимо с идеями, на которых строился классический киберпанк.


Спасибо что дочитали до конца. Да, знаю, очень и очень многие вещи затронуты крайне поверхностно, поверьте, самого коробило когда пришлось написать о моем любимом Deus Ex всего пару абзацев. Но готов сделать что-то более глубокое и классное, пройтись по любым произведениям которые здесь упомянуты. Оставляйте свои комментарии здесь или под роликом на YouTube. Да пребудет с нами киберкомментирование!

Показать полностью 17
44

«Гигантские часы Гибли» (Giant Ghibli Clock)

Токио, Япония. «Гигантские часы Гибли» (Giant Ghibli Clock). Они считаются самыми большими анимационными часами в мире. Расположены в башне Nittele, штаб-квартира телеканала Nippon.

Хаяо Миядзаки (Hayao Miyazaki) работал над этим проектом около 4 лет (часы установлены в декабре 2006 года). Саму же работу воплотил в жизнь скульптор Шахимару Кунио (Shachimaru Kunio).

Часы огромные: более 28 тонн меди и стали, три этажа высотой (их высота 10 метров, а ширина 18 метров).

https://vk.com/wall-63234152_839?w=wall-63234152_839
28

Зажигалка "Wild Fire"

Зажигалка "Wild Fire"


Изготовлена из меди и латуни.

Бамбуковая вставка вращается вокруг корпуса.

Можно использовать как антистрессовую игрушку


Длина с колпачком: 97 мм

Длина без колпачка: 78 мм

Вес: 83 грамма.


Медь, латунь, сталь, бамбук.

Зажигалка "Wild Fire" Стимпанк зажигалка, Стимпанк, Япония, Бензиновая зажигалка steampunk, Зажигалка, Зажигалка самодельная, Видео, Длиннопост
Зажигалка "Wild Fire" Стимпанк зажигалка, Стимпанк, Япония, Бензиновая зажигалка steampunk, Зажигалка, Зажигалка самодельная, Видео, Длиннопост
Зажигалка "Wild Fire" Стимпанк зажигалка, Стимпанк, Япония, Бензиновая зажигалка steampunk, Зажигалка, Зажигалка самодельная, Видео, Длиннопост
Зажигалка "Wild Fire" Стимпанк зажигалка, Стимпанк, Япония, Бензиновая зажигалка steampunk, Зажигалка, Зажигалка самодельная, Видео, Длиннопост
Зажигалка "Wild Fire" Стимпанк зажигалка, Стимпанк, Япония, Бензиновая зажигалка steampunk, Зажигалка, Зажигалка самодельная, Видео, Длиннопост
Зажигалка "Wild Fire" Стимпанк зажигалка, Стимпанк, Япония, Бензиновая зажигалка steampunk, Зажигалка, Зажигалка самодельная, Видео, Длиннопост
Зажигалка "Wild Fire" Стимпанк зажигалка, Стимпанк, Япония, Бензиновая зажигалка steampunk, Зажигалка, Зажигалка самодельная, Видео, Длиннопост

https://vk.com/tema_mariposa

Показать полностью 6 1
2736

Кибер-Бомж.

Кибер-Бомж. Текст, Фотография, Кибер, Бомж, Жизнь, Япония, Киберпанк, Длиннопост

Знакомтесь Фумия.


Парню 26 лет и первую свою ночь в круглосуточном интернет-кафе он описывает как ужасный опыт – множество раз за ночь он просыпался от шагов проходящих по коридору людей.


Через десять месяцев жизни в интернет-кафе Фумия перестал замечать шаги, возню и прочий шум по ночам. Ему даже перестал мешать свет дневной лампы, которая не выключается круглые сутки – Фумия просто накрывается одеялом с головой. Приспособившись к обстоятельствам, парень считает, что жизнь в интернет-кафе – «не такая уж и плохая».



Такой «новый тип» японских интернет-кафе, не совсем понятный не-японским читателям, возник довольно давно – он существует уже почти десятилетие и начал набирать популярность под конец «двухтысячных». У нас, не-японцев, понятие «интернет-кафе» ассоциируется исключительно с рабочим местом в общем помещении, оснащенным компьютером, подключенным к интернету. Интернет-кафе в Японии, тем временем, предоставляют возможность «гостиничного», долгосрочного размещения людей. Такие интернет-кафе, представляющие собой, по факту, общежития с маленькими индивидуальными «берлогами», имеют небольшое общее пространство, душевые, прачечные и автоматы с бесплатными напитками. Что больше всего привлекает посетителей (и жильцов) таких заведений, так это низкие по меркам Японии расценки.



Фумия переселился в интернет-кафе после того, как потерял работу, на которой ему предоставляли дормиторий (койку в общей спальне). Сначала он собирался снять квартиру, но цены на квартиры в столице оказались неприлично высокими и парень был просто не в состоянии позволить себе расходы на аренду жилья и расходы на коммунальные услуги. Единственным выходом для него стала аренда мини-комнаты в интернет-кафе на 12 часов (чтобы банально поспать), но со временем Фумия «втянулся» и понял, что он может остаться там жить. За один день Фумия платит 1 920 йен (16 $) – это оплата со скидкой, скидку дают тем, кто платит сразу за весь месяц вперед (44 тыс. рублей или 750 долларов, соответственно). Если платить посуточно, цена будет выше.



За эти деньги Фумия получает чистую комнату размером примерно 1,8 х 1,2 метра, безлимитный доступ к напиткам типа «Кока-Колы» и интернету, компьютер и телевизор, бесплатные одеяла и подушки. Правда, существует плата за дополнительные услуги, например – за возможность помыться, которая оценивается в три доллара.


Комната оснащена отдельной дверью, так что имеется некоторое подобие «личного пространства». Особенно Фумия рад тому, что может спать вытянувшись, не сгибая ног в коленях.


На данный момент парень работает по 8 часов в день, шесть дней в неделю в охранной фирме и зарабатывает около 230 000 йен (около 150 тыс. рублей или около 2200 $) в месяц. Для того, чтобы взять квартиру в Токио в ипотеку ему нужно, живя в интернет-кафе, работать от двух до пяти лет. А потом еще выплачивать взносы по основному кредиту за квартиру. С такой нестабильной работой Фумия боится что-то планировать на будущее и просто живет в интернет-кафе, не особо задумываясь о том, что будет завтра.


Согласно Министерству здравоохранения, труда и социального обеспечения, уже в 2007 году 60 900 человек регулярно ночевали в интернет-кафе, тогда как 5400 человек жили в этих заведениях постоянно, потому как не имели другой крыши над головой. Около половины из «постоянных жильцов» имели временную работу как Фумия, тогда как вторая половина была вообще безработной.


Рынок бурно растет и развивается: на сегодняшний день только в одном Токио насчитывается около десяти тысяч постоянных жильцов интернет-кафе – всего за три года их количество выросло в два раза.


Ниже фото жильцов и комнат.

Кибер-Бомж. Текст, Фотография, Кибер, Бомж, Жизнь, Япония, Киберпанк, Длиннопост
Кибер-Бомж. Текст, Фотография, Кибер, Бомж, Жизнь, Япония, Киберпанк, Длиннопост
Кибер-Бомж. Текст, Фотография, Кибер, Бомж, Жизнь, Япония, Киберпанк, Длиннопост
Кибер-Бомж. Текст, Фотография, Кибер, Бомж, Жизнь, Япония, Киберпанк, Длиннопост
Кибер-Бомж. Текст, Фотография, Кибер, Бомж, Жизнь, Япония, Киберпанк, Длиннопост
Кибер-Бомж. Текст, Фотография, Кибер, Бомж, Жизнь, Япония, Киберпанк, Длиннопост

P.S. Киберпанк уже наступил?

P.S.S. Был похожий пост но без такого обилия инфы как у меня.

Показать полностью 6
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: