Дневники Медтех Стартапа. (Глава 4 и 3/4)
Глава 4 (и три четверти). Об обещанном краудфандинге, капусте, королях…
Обещал про краудфандинг написать в прошлой главе, но материала было чуть больше, чем нужно, поэтому - почти полноценная глава, а также немного о планах на будущее.
Первый и главный вопрос: А нафига оно надо, если есть акселераторы?
Лаконичный ответ: Причин может быть много. Текущий «краудфандинг» - больше похож на PR кампании уже вышедших или выходящих на рынок продуктов. Если на платформах краудфандинга что-то собирает кэш – значит, в рекламу этого уже влили хорошую сумму зелени(если бы эта сумма была – нафиг бы вам не сдался краудфандинг, кроме PR).
(Наверное, есть исключения – как девственницы и единороги, в существовании таковых автор не уверен)
Тем не менее, там, НАВЕРНОЕ, ещё можно собрать денег на такие цели как: прототип, сбор команды для стартапа и/или сам продукт, если это что-то не сложное(или если проект не очень требовательный к деньгам).
Из ныне живых платформ для краудфандинга – есть две: сально-сочный Kickstarter и хипстерский IndieGoGo.
И вот это вот всё – по сути, является хорошим примером аксиомы Эскобара. А почему? Сейчас расскажу.
Во-первых, эти площадки зачастую грешат скам проектами и об этом многие крупные бекеры знают, поэтому уже не вернуть 2007, а мамонты с лохами почти вымерли.
Во-вторых, бекеры это обычные люди, которые также смотрят ваши тырнеты и тв(о боги). А значит, также подвержены той или иной пропаганде. Соответственно, ни слова по-русски, со всеми вытекающими. И ни дай божЭ это просочится в будущем.
(Хотя большинство моих знакомых из англоговорящих стран, вполне адекватно смотрят на ситуацию в целом - забив большой и толстый)
В-третьих, это нИ дЛя вСеХ (или почти не для всех). Из-за скамеров, политика этих сайтов очень избирательна в наборе новых проектов. И если Kickstarter чуть построже(что не особо помогает), то IndieGoGo максимально триперо-хиповый вариант, об этом позже.
В-четвертых, есть ещё пара нюансов, о которых ниже.
1. Kickstarter – самый сочно-влажный кусок бекерского пирога.
Сайт: www.kickstarter.com
Условия:
Могут участвовать Физ. лица – только из штатов (физическое нахождение, гражданство не роляет)
(Важно иметь карточку US банка или банка стран включенных в программу Kickstarter, как с неё будучи в СНГ снимать кэш в наших реалиях – вопрос открытый)
Юр. Лица – откуда угодно, но компания должна быть зарегистрирована в штатах(с регистрацией свои приколы).
Также для Юр. лиц - представитель компании в стране должен быть резидентом (SSN+ВНЖ).
Срок сбора – не ограничен по времени.
Комиссия – 5% от суммы сбора.
Принцип – всё или ничего – не достиг поставленной цели сбора – до свидания!
Есть ограничения по типу проектов. Медтех туда не может, а жаль.
Участники – старше 18 лет.
Допы:
если вы создаёте технику – нужен прототип, при этом можно собрать деньги на создание прототипа.
Страны из которых можно подавать:
США, Австралия, Австрия, Бельгия, Канада, Дания, Франция, Германия, Греция, Гонконг, Ирландия, Италия, Япония, Люксембург, Мексика, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Сингапур, Словения, Испания, Швеция, Швейцария или Великобритания.
Итог:
Основной плюс – в большей популярности и большем количестве бекеров(а значит и сумм сбора)
Основной минус – головная боль с оформлением для жителей СНГ. Ограничения по целям. Не собрал до цели – не получил денег.
2. IndieGoGo – более скромный и реальный вариант. (всё ещё держим в уме аксиому)
Сайт: www.indiegogo.com
Условия:
Могут участвовать Физ. лица – откуда угодно, был бы счёт в US банке или банках партнеров(об этом далее).
Могут участвовать Юр. лица – нафиг вам этот геморрой, если есть участие для физ. лиц? (Не забываем, это тру лоу кост блог)
Для интересующихся: также необходима регистрация компании в US или странах партнерах, а также наличие карты с валютным счётом в банке US или партнеров.
Срок сбора – не ограничен по времени.
Комиссия – 4/9% (собрал/не собрал) от суммы сбора.
Принцип – сколько дали – всё твоё(если не добрал до поставленной цели – комиссия выше).
Ограничений по типу проектов практически нет(оружие, наркотики – не в счёт).
Участники – старше 18 лет.
Допы:
Можно собирать хоть на день рождение любимой кошки соседа, открытие бизнеса, идею, новые трусы.
Страны из которых можно подавать:
Австралии, Австрии, Бельгии, Канаде, Кипре, Дании, Эстонии, Финляндии, Франции, Германии, Греции , Гонконге(Китай) , Ирландии, Италии, Японии, Латвии, Литва, Люксембург, Мальта, Мексика, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Португалия, Сингапур, Словакия, Словения, Испания, Швеция, Швейцария, Великобритания или США.
Итог:
Основной плюс - можно запустить компанию откуда угодно, как Физ. так и Юр лицу. Подходит для любых целей, не запрещённых законом: на сбор команды, проработку идеи и тд. Сколько собрал – столько получил.
Основной минус – толпы скамеров, толпы бекеров, которые знают о толпах скамеров, меньшая популярность относительно Kickstarter – соответственно меньшие чеки. Если не собрал сумму – комиссия выше, чем у Kickstarter(где ты бы ничего не получил при том же раскладе).
Общий доп.:
До февральских событий – открыть карту Физ.лицу или Юр.лицо можно было с помощью Stipe Atlas. Услуга стоила около 400$.
Сайт: www.stripe.com/atlas/
Насколько актуальна данная информация – судить не буду, просто оставлю ссылки. Также при наличии SSN (если вы не выкинули его после Work&Travel) можно открывать счета практически в любых банках(некоторые из них могут попросить вас физически присутствовать при регистрации).
Общий итог:
Аксиома Эскобара. Конкурировать с идеально вылизанными и уже готовыми MVP – обычному стартапу не с руки, но попытаться можно.
Возвращаясь в наши реалии, следующие главы «Дневников МедТех стартапа» будут выходить по мере развития проекта. Потому что писать о том, что мы не прошли сами, но знаем от собаки друга тещи зятя третьей подруги маминого сына – будет не правильно.
Сейчас мы активно участвуем в акселераторах, а когда(если повезёт) пройдём – будут главы о юридических нюансах, открытии компании и далее, далее, далее…
PS. Всегда рад обратной связи, конструктивной критике или советам. Пишите в комментарии или на почту: Saint.asper@gmail.com
А для тех, кто хотел бы поучаствовать или как-то помочь с реализацией проекта – отправляйте резюме на почту с пометкой «Рабские стартап-галеры».
(Да, мы всё ещё в поиске талантов. Каких именно? Читайте в прошлых главах)
На этом сегодня всё!
Всех благ, работяги!