Дневник студента-медика. Бронхолёгочная патология

- Завтра встречаемся в "тубике", - сказала Анна Петровна. - Будем болезни лёгких изучать. С собой принести маски, перчатки, фонендоскопы.

О том, что на практику с собой необходимо носить фонендоскоп, можно было и не говорить. На практических занятиях он стал таким же обязательным атрибутом, как, например, авторучка и тетрадь на лекциях. Конечно же, не каждый студент мог позволить себе иметь личный фонендоскоп, поэтому, за его отсутствие "неуд" бы не поставили. Но какую гордость приходилось испытывать, шагая по отделению в халате и шапочке, а на твоей шее висел фонендоскоп! По нашему мнению, больные, завидев фонендоскоп на шее человека в белом халате, непременно думали, что перед ними врач! Ну, или уже почти врач.

Межрайонный фтизио-пульмонологический диспансер находился на краю села и граничил с лесом. Несмотря на то, что помимо туберкулезных коек в нем имелось ещё пульмонология на тридцать койко-мест, диспансер всё равно называли "тубик" или тубдиспансер, даже медработники.

Непосредственно туберкулёз лёгких нам предстояло изучать на следующем курсе, а сейчас же мы должны были попрактиковаться в ведении больных бронхолегочной патологией нетуберкулезной природы. Это всевозможные бронхиты и пневмонии, эмфиземы лёгких и бронхоэктатическая болезнь, бронхиальная астма и ХОБЛ и много что еще.

- Сейчас, на некоторое время, отбросьте от себя "неотложку" и посиндромное мышление, - сказала нам Анна Петровна, встретив нас в раздевалке, которая находилась в подвале диспансера. - В отделении находятся только плановые, то есть неэкстренные больные. Здесь нет ПИТа, операционной и реанимации. Большинство больных страдают хроническими заболеваниями легких и по нескольку раз в год проходят тут лечение. Здесь работа ведётся планомерно, размеренно и спокойно, а главное - вдумчиво. Переодевайтесь и поднимайтесь в холл на втором этаже.

Отделение пульмонологии находилось на втором этаже. В нем были как мужские, так и женские палаты. Первым больным, которого нам пришлось встретить, пока мы шли до холла отделения, оказался парень, примерно нашего возраста. Он стоял, прислонившись спиной к стене и немного наклонившись. Одной рукой он опирался о колено, вторая рука его была согнута в локте, в сгибе которого был зажат спиртовый ватный шарик. Парень только что вышел из процедурного кабинета, где ему делали внутривенную инъекцию. Лицо его было бледным, губы синюшными. Дышал он шумно, часто и неглубоко. Я целенаправленно замедлил шаг, а потом и вовсе остановился, чтобы повнимательнее рассмотреть больного. При взгляде на него, мне показалось, что он, словно рыба на песке, хватает ртом воздух. Постепенно вдохи его становились глубже, реже. Синюшность его лица плавно перешла в бледность, а ещё через несколько вдохов, парень присел на корточки, всё также упираясь спиной к стене.

"Наверное, - думал я, - некрасиво с моей стороны, вот так стоять и смотреть, как больной мучается. Надо идти..."

Но больному не было до меня никакого дела. Он сидел, повесив голову и глядя на пол, покрытый скучным больничным линолеумом.

Приступ удушья его прошёл, но больной, видимо, знал, что действие лекарства скоро закончится, и ему снова придётся идти в процедурный кабинет, за новой дозой препарата.

- Дима! - крикнули меня девчонки. - Ты что там застрял? Давай быстрей!

В холле уже все собрались. Анна Петровна быстро "прогнала" нас по основным темам бронхолегочной патологии, затем предложила пройти в палаты аускультировать (выслушивать) больных.

- Что с тем больным? - спросил я, кивнув в сторону коридора.

- У него альвеолит, - ответила Анна Петровна.

Если честно, про альвеолит я ни разу не слышал. Скажу больше – даже сейчас, проработав уже двадцать лет в медицине, с таким заболеванием я не сталкивался. Конечно же, придя в библиотеку медучилища, я изучил всевозможную литературу, касаемую именно альвеолита.

Альвеолит. - это воспаление альвеолы. Альвеола - это концевая часть дыхательного аппарата (трахея -> бронхи -> бронхиолы -> альвеолы. По форме альвеола напоминает пузырёк (лат. alveolus «ячейка, углубление, пузырёк»). Именно в них и происходит газообмен. К альвеолам "подведены" кровеносные капилляры системы лёгочной артерии, несущие углекислый газ. Углекислый газ сквозь мембрану поступает в альвеолы, кровь же, освободившись от углекислого газа, насыщается кислородом (который мы вдохнули) и возвращается к сердцу уже по системе лёгочных вен.

Дневник студента-медика. Бронхолёгочная патология Врачи, Больница, Скорая помощь, История болезни, Яндекс Дзен, Длиннопост

Так вот, представьте себе, что альвеолы воспалены, забиты слизью и склерозированы (то есть, мембрана их заменена плотной соединительной тканью). Кислород не поступает в кровь, а кровь не может избавиться от углекислого газа. Но это только вкратце. Из-за этого страдает весь организм, поскольку кислород нужен всем органам и тканям.

Есть один нюанс – альвеолитом называется также воспаление лунки зуба, поскольку, по-научному лунка зуба тоже называется альвеолой.

...

Я зашёл в палату. Палата была женской. На кровати сидела девушка, лет двадцати пяти.

Мы приступили к её опросу. Со слов больной, она простудилась. Была высокая температура, сильный болезненный кашель и боли в грудной клетке. На следующий день появилась одышка.

- Давайте мы вас послушаем! - сказала Анна Петровна. - Надо студентам учиться. Разденьтесь, пожалуйста.

Девушка разделась.

"Красивая, - тут же отметил я про себя, - только вот, учиться я сюда пришел, а не девок рассматривать".

- Меня тоже послушайте! - подала голос с соседней койки бабушка. - У меня "фибро́с" (фиброз)

- И вас послушаем, - ответила Анна Петровна, - только надо сначала студентам показать где и что слушать, а на молодом теле это понятнее!

Анна Петровна показала нам приемы перкуссии и аускультации лёгких.

Я прижал головку фонендоскопа к спине больной и в нескольких местах выслушал сначала одно лёгкое, потом другое. Ну шум и шум, проходящего воздуха в лёгких. Ничего особенного.

- Услышал? - спросила Анна Петровна, увидев моё растерянное выражение лица.

- Что?

- Что-нибудь.

- Неа, - огорченно ответил я.

"Вот, блин! Что-то ведь должен я услышать, если она спросила. Она ведь тоже её аускультировала, значит что-то там есть!"

- Слушай ещё раз.

Я снова приступил к аускультации. Снова одно лёгкое, потом другое.

- Ты неправильно проводишь аускультацию. - Надо слушать параллельно. Выслушал, например верхушку левого лёгкого, сразу же слушаешь верхушку правого лёгкого. И сравниваешь звуки: громче или тише, может быть какие-то дополнительные звучки-шумы услышишь. Учись давай!

Я стал слушать лёгкие симметрично, взяв позвоночник за ось, относительно которой я выставлял точки выслушивания. И действительно, если в левом лёгком дыхание было слышно хорошо, то в правом, особенно в нижних отделах было намного тише. Звук проходящего воздуха там был слышен, но он был каким-то далёким, слабым. Я несколько раз прослушал одно и то же место. Сомнений не оставалось - в нижних отделах правого легкого было ослабление дыхания.

- Вот тут, - я указал в область под левой лопаткой девушки, - похоже, пневмония?

- Сейчас узнаем. Какой у вас диагноз? - улыбаясь, спросила Анна Петровна у больной.

- Да, у меня пневмония, - ответила девушка.

- Вау! - обрадовался я.

- Вау, - передразнила меня Анна Петровна. - Теперь сформулируй правильный диагноз!

- Правосторонняя нижнедолевая пневмония! - сказал я.

- Внегоспитальная правосторонняя нижнедолевая пневмония, - поправила меня преподаватель и обратилась к девушке:

- Вам, большое спасибо, а мы пойдем сейчас бабушку послушаем.

Бабушка находилась на стацлечении по поводу того самого ХОБЛа, с кучей различных осложнений и сопутствующих болезней. Помимо болезни лёгких у неё была еще микседема, ишемическая болезнь сердца, мерцательная аритмия, хронический ахилический гастрит, колит, всевозможные артрозы и варикозная болезнь.

Когда мы, наконец-то, всевозможно осмотрев, опросив, ощупав и выслушав больную вышли из палаты, то я сказал:

- Почти все внутренние болезни мы сейчас изучили на одной только этой бабушке. Она такого внимания отродясь не испытывала!

- Не скажи, - сказала Анна Петровна. - Я на ней уже четвертый год студентов обучаю!

Мы засмеялись.

- Теперь берём истории болезни наших больных и переписываем их в тетради, - обескуражила нас преподаватель. - Внимательно и полностью.

В дальнейшем, умение писать истории болезни, очень сильно пригодилось, когда мне пришлось заведовать участковой больницей.

...

Однокурсник Ромка пропустил занятие в тубике по причине болезни.

- Да он от армии гасится! - воскликнул Ромка, услышав мой рассказ про больного альвеолитом.

- Вряд ли, - ответил я. - И задыхается, и синюшный весь... Как это можно симулировать? Это ты от занятий гасишься! Нам, вот, к сожалению, не удалось его выслушать, но я, как на смену в тубик пойду, обязательно его выслушаю!

Выслушать больного мне не удалось. На следующий день у него развился некупируемый приступ удушья, его экстренно отправили в областную пульмонологию, а через несколько дней он умер. источник

История болезни

4.7K пост6K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

1. Нельзя:

- 1.1 Нарушать правила Пикабу

- 1.2 Оставлять посты не по теме сообщества

- 1.3 Поиск или предложения о покупке/ продаже/передаче любых лекарственных препаратов категорически запрещены


2. Можно:

- 2.1 Личные истории, связанные с болезнью и лечением

- 2.2 Допустимы и не авторские посты, но желательно ссылка на источник информации

- 2.3 Давать рекомендации

- 2.4 Публиковать соответствующие тематике сообщества, новостные, тематические, научно-популярные посты о заболеваниях, лечение, открытиях


3. Нужно

- 3.1 Если Вы заметили баян или пост не по теме сообщества, то просто призовите в комментариях @admoders

- 3.2 Добавляйте корректные теги к постам


4. Полезно:

- 4.1 Старайтесь быть вежливыми и избегайте негатива в комментариях

- 4.2 Не забываем, что мы живем в 21 веке и потому советы сходить к гадалке или поставить свечку вместо адекватного лечения будут удаляться.


5. Предупреждение:

- В связи с новой волной пандемии и шумом вокруг вакцинации, агрессивные антивакцинаторы банятся без предупреждения, а их особенно мракобесные комментарии — скрываются