Деньги не пахнут. Виктория Романец – жертва обмана или соучастница мошенников?
Среди обращений в «Мошеловку» часто встречаются истории, которые начались с поста звездного блогера в соцсетях, а закончились крупными финансовыми потерями. Помощи просят те, кто потерял надежду – и действительно, вернуть деньги по большинству из мошеннических схем непросто или даже невозможно. А вот можно ли как-то ограничить рекламу сомнительных финансовых мероприятий? И вообще – в курсе ли звёзды, кому они поставляют клиентов?
КТО ВО ЧТО ГОРАЗД?
Среди последователей Лёни Голубкова были замечены топовые фигуры блогосферы с миллионами подписчиков. Литвин и Эдвард Бил рекламировали каперов. Ксения Бородина в 2014 году предлагала купить айфоны с 30% скидкой, а в 2018-м – именные детские книги. Эти два предложения оказались аферами чистой воды: в первом случае мошенники просто скрылись с деньгами, а во втором покупательницы получили вместо красивой книжки, как у дочки Ксюши, дешевую раскраску. Бородина извинялась и неудачную рекламу удаляла.
Заключение рекламных контрактов, способных испортить репутацию – безусловно, ошибка. Но если ставить такие сделки на поток, то, как нам кажется, речь о добросовестном заблуждении вести уже не выйдет. Но именно так поступает Виктория Романец. Этой экс-участницей «Дома-2» «Мошеловка» заинтересовалась после нескольких сообщений о рекламе псевдоброкеров в ее аккаунте, одно из которых было коллективным.
СПЕКТАКЛЬ ДЛЯ НАИВНЫХ И ДОВЕРЧИВЫХ
В поле зрения наших экспертов Виктория Романец попала в связи с рекламой трейдера Михаила Ламейкина (он же Лазутин, он же Лабинцев, он же Леонов, он же Лавримов – и это только из того, что мы про него помним).
Виктория рекомендовала Ламейкина своим подписчикам как своего друга детства, надежного и успешного бизнесмена, который готов за просто так помочь ее подписчикам неплохо заработать, рассчитаться с долгами и зажить, наконец, как сама Романец: куча свободного времени, бьюти-индустрия, путешествия. Это значительно повышало уровень доверия подписчиков к мошеннику, тем более, при знакомстве он щедро делился своими (нет) паспортными данными.
Вот, оцените рекламу. Разумную позицию «Халявы не бывает» Романец смешивает с неконструктивными посылами и общим смыслом «сами виноваты». Тут же – фразы про 100% гарантию и указание на элитность заработка: Михаил поможет только тем, кто написал «от Виктории Романец». «Зарабатывайте прямо сейчас», «Абсолютно без риска» – весь набор мошеннических фраз Виктория и ее протеже используют, совершенно не стесняясь. Это – «красные флажки», которые мы обязательно упоминаем в каждом материале, предупреждающем о мошенниках.
У тех, кто поверил обещаниям блогерши, добренький дядя Михаил брал деньги. Вскоре он радовал свою жертву, мол, ура, заработано. Остались мелочь – заплатить десятки тысяч налога. Но ведь ради того, чтобы получить сотни, которые уже у Ламейкина на счете, этого не жалко, да?
Жертв не смущало, что бизнесмен мог бы заплатить налоги из «заработанных» средств. Близкая прибыль застила глаза, и деньги «на налоги» отправлялись мошеннику. Затем он переставал выходить на связь, а через некоторое время в аккаунте Романец публиковалась очередная сториз с призывом переходить по ссылке в телеграм-канал ее друга, который поможет всем желающим (спешите, места ограничены).
АКТ ВТОРОЙ: «ДРУГ» НОВЫЙ, МЕТОДЫ СТАРЫЕ
Вокруг Ламейкина поднялся шум, подписчицы задавали Виктории неудобные вопросы. Псевдотрейдером начали интересоваться правоохранительные органы. Ламейкин исчез, в августе прошли слухи, что его, наконец, посадили. А зимой, когда мы повторно заинтересовались рекламой у Романец, появился Дмитрий Агофонов 1989 года рождения из Омска.
Кстати, до нашего знакомства парень носил фамилию Агутин, а после стал именоваться Алиевым. На фото не тот человек, которого Виктория представляла другом детства Михаилом, хотя фото в Интернете наше время не доказывает вообще ничего.
Номер его паспорта среди недействительных в базе ГУ по вопросам миграции МФД РФ не значится. Но человек, раз в пару месяцев меняющий фамилии, вряд ли рассылает будущим жертвам хоть какой-то документ, близкий к реальности.
В телеграм-канал этого деятеля мы перешли по ссылке, любезно предоставленной Викторией Романец в сториз (очень удобный формат для таких дел, держится всего 24 часа, а потом уходит в архив).
А что же сама Виктория? Ведь в Интернете (и на Пикабу в том числе) читатели оправдывают блогеров, считая, что они всего лишь предоставляют площадку, а сами понятия не имеют, что продвигают мошенников!
Куда уж яснее и понятнее.
На наш взгляд, Романец совершенно точно знает, кого именно она рекламирует. Это не тот случай, когда мошенники используют рекламную площадку втёмную. А значит, вполне корректно говорить о соучастии.
Похоже, схема дает приличный доход. Во всяком случае, рекламой мошенников в сторис занялась и Ксения Бородина. Она отправляла своих подписчиц к некоему Алексу Гейну. Схема в принципе та же, что у многочисленных ламейкиных. Только в качестве источника заработка Гейн называет не трейдинг, а игру на ставках. Играли, сначала выиграли, потом проиграли, затем надо добавить, чтобы выиграть, ой, извини, не получилось. Здесь даже к самому мошеннику не придраться с точки зрения закона, а уж к блогеру – тем более.
А ЧТО ЗАКОН?
Оставим в стороне тему «кто ведется на рекламу от «звёзд» «Дома-2», тот сам виноват». В мошенничестве всегда виноват мошенник. Да, у жертвы есть шансы избежать финансовых потерь. Человек, переходящий по ссылке из сториз популярного блогера, не находится под прессингом, как жертвы телефонных аферистов.
Тем не менее, к потере людьми денег приводит преступный умысел. И, конечно, информационная поддержка мошенников со стороны блогеров, которые прекрасно знают, что именно рекламируют.
Оставим в стороне тему «кто ведется на рекламу от «звёзд» «Дома-2», тот сам виноват». В мошенничестве всегда виноват мошенник. Да, у жертвы есть шансы избежать финансовых потерь. Человек, переходящий по ссылке из сториз популярного блогера, не находится под прессингом, как жертвы телефонных аферистов.
Тем не менее, к потере людьми денег приводит преступный умысел. И, конечно, информационная поддержка мошенников со стороны блогеров, которые прекрасно знают, что именно рекламируют.
Финансовые пирамиды в России сейчас переживают бум. В Центробанке отмечают, что эти схемы в 2021 году активно рекламировались в блогосфере. Часто мошенники покупали рекламу не у тех, кто известен на всю страну (и, соответственно, привлекает больше внимания в том числе контролирующих органов), а у местных «звёзд». У них и расценки пониже. А значит, легко можно заложить в цену публикации и небольшой для мошенников штраф.
Штраф за нарушения в рекламе финансовых услуг составляет 2-2,5 тыс. руб. Отдельной ответственности за рекламу заведомо для распространителя мошеннических услуг российское законодательство не предусматривает.
Мы считаем, что эту ситуацию необходимо исправить. Фактически блогер, знающий о том, что он рекламирует преступников, становится соучастником мошенничества, и должен нести не административную ответственность со смешными штрафами, а уголовную.