Деньги не пахнут – деньги рубят и косят

"Дровосек" Фердинанд Ходлер, 1910

Деньги не пахнут – деньги рубят и косят Живопись, Картина, Искусство, Художник, Шедевр, Нумизматика, Деньги, Длиннопост

Полная неразбериха и свобода выбора – наверное, так можно описать денежную систему Швейцарии 19 века. Представьте ситуацию, вы приходите на рынок и можете расплатиться практически любой валютой, какой захотите. В то время в Швейцарии свои деньги могли выпускать каждый кантон, город или аббатство. Добавим к этому уравнению неизвестную из немецких, бельгийских, французских и даже греческих ценных бумаг. Что в итоге? А в итоге мы получаем одну из самых сложных и запутанных систем денежного обращения.


Перемен требовали сердца и кошельки швейцарцев, поэтому Национальный банк решает обратиться за помощью к художнику для создания уникальных, единых для всех, общенациональных банкнот. Выбор пал на Фердинанда Ходлера, известного в то время своими монументальными работами для музеев, университетов и ратуш. Давайте же разберемся, при чем тут деньги, дровосеки и жнецы.


В 1908 году Ходлер получает заказ на банкноты в 50 и 100 франков, которые должны отражать швейцарскую идентичность и национальный характер. У него уже был опыт работы с “национальным”. Работая над созданием фрески “Отступление при Мариньяно”, художник разыскивал старых воинов-героев среди современников и на удивление находил их:

«Мужчины тех времен существуют до сих пор. Они и сегодня, как сотни лет назад, ведут ту же борьбу. Потомков тех людей, здоровых и сильных, все еще можно отыскать в деревнях и в горах. Упрямый, сильный швейцарец – тот человек, которого я нашел в этих местах».

"Отступление при Мариньяно" Фердинанд Ходлер, 1900

Деньги не пахнут – деньги рубят и косят Живопись, Картина, Искусство, Художник, Шедевр, Нумизматика, Деньги, Длиннопост

На этот раз, выбор пал на изображения дровосека и жнеца, которые и украсили банкноты в 50 и 100 франков.

Деньги не пахнут – деньги рубят и косят Живопись, Картина, Искусство, Художник, Шедевр, Нумизматика, Деньги, Длиннопост
Деньги не пахнут – деньги рубят и косят Живопись, Картина, Искусство, Художник, Шедевр, Нумизматика, Деньги, Длиннопост

Фердинанд Ходлер стал узнаваем благодаря своим величественным работам, эпичность которых он достигал за счет ритмичной композиции и выразительных поз. Не удивительно, что несмотря на удовлетворение заказчика в лице Национального банка Швейцарии (банкноты в 50 и 100 франков с изображениями Ходлера были введены в оборот в 1911 году, и использовались до 1958 года), художник считал, что “Дровосек” и “Жнец” растеряли свою грандиозность и основательность, будучи уменьшенными до размеров купюр.


"Жнец" Фердинанд Ходлер, 1910

Деньги не пахнут – деньги рубят и косят Живопись, Картина, Искусство, Художник, Шедевр, Нумизматика, Деньги, Длиннопост

Решая исправить ситуацию, швейцарский мастер пишет по десятку живописных версий обеих картин, в которых уже полностью ощущается мощь, величественность и сила его героев. Фердинанд не раз упоминал, что нет лучшего символа для изображения человека, чем дерево. Поэтому и его древесные пейзажи (“Пихта”, “Вишневое дерево”) стоит скорее воспринимать, как аллегорию человеческой силы, упрямства и стремления к свету. “Дровосек” же, в свою очередь, есть апогей противостояния природы и человека. Два неразделимых понятия. Человек, который и есть часть природы, встает против нее лицом к лицу. Живое против живого, так можно описать картину Фердинанда Ходлера “Дровосек”.