«Чужие» чемоданы, которые всегда летали с нами
На багажных полках современных самолетов можно увидеть вот такие служебные секции [фото №1], которые становятся неприятным сюрпризом для пассажиров.
Представьте, заходите вы в салон, твердо уверенные, что закинете ручную кладь аккурат над своим креслицем, тянетесь к полке, а там почти как в фильме ужасов, где вместо двери неожиданно оказывается кирпичная стена.
Столкнувшись с подобным впервые, путешественник, как минимум, впадает в ступор. Мол, куда же тогда вещи? Как максимум, учиняет скандал, чувствуя себя обманутым, ведь у других есть «свои» полки, а его обделили.
Чисто по-человечески его негодование понять можно, поскольку глобальной просветительской работы в этом вопросе не ведется. И многие искренне убеждены, что пространство над купленным местом закреплено за ними.
На деле же приобретенный билет закрепляет за владельцем только кресло в ряду (и то не на 100%), а полки остаются общим пространством, которое распределяется по принципу доступности. Так что качать за них права абсолютно бессмысленно.
Благо, сейчас служебные секции выглядят действительно «служебно» – как часть конструкции самолета – и сразу понятно, что элемент недвижим и внутри нечто серьезное.
А вот в середине 90-х нам приходилось немало потрудиться, чтобы объяснить, почему категорически нельзя убрать «вот этот чужой коричневый чемодан» куда-нибудь в другое место.
В те времена на Ту-154 были открытые полки, где среди чужих пальто и сумок можно было заметить одинаковые опломбированные чемоданы (как правило, коричневые). Они-то и выполняли роль современных служебных секций, храня в себе важное оборудование. В частности спасательные жилеты!
Если рейс проходил над морем, жилеты раскладывались под креслами, чтобы в случае посадки на воду каждый мог взять их сразу. Когда маршрут шел только над сушей, всё это возвращалось в чемоданы, которые опечатывали и равномерно распределяли по полкам вдоль салона.
Другие аналогичные хранилища располагались рядом с аварийными выходами, в них лежали матерчатые аварийные желоба для эвакуации через верхние люки. Каждому предмету отводилось строго определенное место, и переносить его просто так было нельзя.
Мы, бортпроводники, воспринимали эти чемоданы как неотъемлемую часть обстановки, но неопытные и особо упрямые пассажиры подчас наотрез отказывались верить в то, что те никак нельзя убрать куда-нибудь подальше, чтобы освободить «их» полку.
К счастью, в большинстве случаев всё решалось спокойно.
Свои сумки и прочие служебные принадлежности мы обычно держали в конце первого салона, а небольшие личные вещи прятали под креслами последних рядов, чтобы не создавать лишней суеты во время посадки и высадки.
Для тех, кому удобнее читать в ТГ: https://t.me/exstuardessa
📷 Современный вариант служебного отсека в закрытых полках.
📷 Устаревший вариант служебного отсека в формате чемоданов в Ту-154. На фото в салоне работает моя коллега Наталья Куделя разливает воду в многоразовые пластиковые