Что я узнал о двух театральных профессиях
Здравствуй, Пикабу.
Я - обычный человек одного из городов-милионников нашей необъятной родины, работаю уже более десяти лет по специальности, связанной с музыкальным театром и успел изрядно "повариться" в этом. Хочу немного рассказать вам о паре важных профессий - композитора и либреттиста (автора пьесы для музыкального произведения).
Для начала.
Данные профессии в театре - явление не самое заметное. Максимум - вы увидите пару не очень знакомых вам фамилий на афише (если вы нечастый гость в театре) и иногда можете застать авторов на премьере, выходящих на поклоны в конце спектакля.
Если на композитора можно выучиться в консерватории, то на либреттиста - нельзя. Как и на поэта, кстати. Ими становятся люди смежных профессий, связанные с литературой и художественным словом.
Разумеется, и те и другие работают в смежных профессиях, например, занимаются преподаванием. Композиторы могут писать музыку для фильмов и сериалов, дирижировать, аранжировать музыку других авторов. Тем не менее, театральная музыка - довольно специфическая ниша, в которой работают далеко не все.
Работа с материалом
Перед авторами постоянно стоит выбор - писать "в вечность" или идти на поводу у массового потребителя. Обычно побеждает последнее, поскольку современные авторы живут в основном за счёт заказных названий от театров, а все сокровенное пишется "в стол" и время от времени предлагается постановщикам.
Если вы сходите на постановку с одним и тем же названием в два разных театра не узнаете музыку и сюжет - не удивляйтесь, возможно, это совершенно другой спектакль. Часто случается, что разные композиторы и драматурги обращаются к одному материалу и в результате по литературному произведению имеются в наличии опера, балет, сказка, три мюзикла и какой-нибудь интерактивный спектакль. Обычно не только из-за того, что каждый следующий композитор хочет внести нечто свое в знакомое произведение, но и потому, что ранее в наличии был только балет, а театр захотел это же произведение поставить в виде оперы. Или же есть масштабный мюзикл, а возможности труппы не позволяют полноценно поставить его и требуется более компактная и простая версия на меньший состав артистов. В последнее время даже драматические театры стали активно осваивать музыкальные спектакли, хотя драматическим артистам часто сложно разучивать партии для профессиональных вокалистов.
Спектакли часто содержат различную степень условности в материале. Это обусловлено невозможностью перенести определенные события на сцену. Также театр ограничен количеством персонажей и переменой мест действия. Все это приходится учитывать при сочинении. Авторы определяют жанр произведения, количество действующих лиц, перерабатывают исходник, иногда довольно сильно, в зависимости от целей. Иногда это диктует жанр, иногда другие факторы. Если произведение пишется под конкретный театр, авторы могут приблизительно предполагать исполнителей и писать с учётом их типажа и голоса. Кроме того, любой хорошо написанный материал подвергается переосмыслению, проходя через руки постановщиков, которые зачастую правят пьесу, переставляют и сокращают музыкальные номера и делают вставные из других музыкальных произведений. Иногда это идёт спектаклю на пользу, иногда нет.
Музыка и либретто
Как бы ни были сейчас развиты нейросети и технологии, композиторы и либреттисты пишут все по старинке - руками. Только бумага теперь электронная. Обычно композитор пишет фортепианный клавир, а позже оркеструет его сам или же это делает другой аранжировщик. Иногда бывает наоборот - сперва партитура, затем клавир. Часто в разных театрах требуется разная аранжировка в зависимости от состава оркестра.
И композитор, и либреттист работают в тандеме, поскольку слаженность и сочетаемость музыки и текста - один из основополагающих моментов в опере, оперетте и мюзикле. Иногда кто-то начинает "тянуть одеяло на себя" и это можно услышать - шероховатости укладки текста в ритм музыки (к сожалению, за этим в современных тенденциях стали плохо следить даже некоторые профессиональные авторы), несоответствие музыки и текста. Бывают и казусы, когда изначально выбран не очень удачный формат. Иногда очень нелепо звучит какой-нибудь русский исторический сюжет, реализованный в стиле чисто американского мюзикла или материал подаётся в очень сложном и тяжеловесном для публики ключе.
Итоговый результат зависит от уровня вкуса и таланта авторов, на который впоследствии влияет множество факторов - актерский состав, костюмы, декорации, свет, режиссура и хореография. Далеко не всегда между композитором и либреттистом дружеские отношения - творческие люди часто спорят и имеют разную точку зрения. В отдельных случаях композитор может сам писать либретто.
Демо-записи
Раньше у композиторов не было необходимости в демках. Можно было позвонить коллеге-поэту по телефону и напеть материал под рояль либо сделать магнитофонную запись. Кроме того, Союз композиторов практически всегда гарантировал постановку или исполнение произведения. Особо активные композиторы могли взять пачку клавиров и, сев на поезд, отправиться колесить по стране. Останавливаясь в интересующем их городе, они встречались с начальством театров и живьём играли и пели свои произведения.
После развала СССР союз композиторов стал функционировать иначе, многие композиторы остались не у дел. На данный момент нет полноценной системы, которая регулировала бы заказ новых произведений. Театры сотрудничают с композиторами и либреттистами напрямую, заказывая интересующие их названия или выбирают произведения из уже написанных. Также можно отправить свои произведения в литературную часть театра, где специально обученный человек читает и отслушивает присланное. Но на почту театров часто присылается огромное количество шлака, завлиты завалены дополнительной работой и не в состоянии разгрести материал и ответить. Также сказываются репертуарные тенденции - театр сам решает, что хочет ставить исходя из того, что идёт в соседних заведениях и вообще по стране.
С развитием техники у музыкантов появилась возможность записывать демо разной степени сложности. Кто-то из композиторов по старинке исполняет свои произведения на рояле, напевая вокальную строчку и записывая на диктофон. Кто-то делает запись на компьютере, используя в качестве подложки ту же клавирную запись, либо пишет "рыбу" - не очень детализированную минусовку, по общему звучанию и настроению передающую характер номера, либо использует набранную в редакторе партитуру. Часто композиторы и либреттисты ждут постановки своих произведений, написанных "в стол" годами или десятилетиями. Иногда продвижению способствуют знакомые режиссеры, балетмейстеры и дирижёры, которые советуют материал, но конечное решение останется за театром.
Авторское право
Если вы написали нечто ценное, неплохо было бы защитить это. С авторским правом в России все довольно мутно. Есть РАО, но оно занимается в основном распределением вознаграждений авторам, чьи спектакли идут в разных театрах страны. Есть новоиспеченный "Театральный агент" с похожим функционалом, но работает тоже не очень понятно и все это в основном касается только денежной части. Кстати о деньгах. Обычно это процент от общего сбора с каждого спектакля, обычно около 5-7 процентов, иногда театр может выплачивать разовое вознаграждение авторам по договоренности. В итоге сумма зависит от театра, количества мест в зале и стоимости билетов. Пять процентов в столичном театре при аншлаге в зале и стоимости билетов по 15 тысяч совершенно не равно пяти процентам в зале на 50 мест по 300 рублей (из которых выкуплено 30) где-нибудь в Урюпинске. Спектакли приносят неравномерный доход - у какого-то автора идёт пять спектаклей в десяти городах, у кого-то два спектакля в трёх городах. Спектакли устаревают и их рано или поздно снимают, поэтому нужно продвигать новые постановки или искать новые театры.
Многие авторы сотрудничают с театрами напрямую, получая авторские как самозанятные или другим образом. Хотя по закону авторское право возникает в момент создания произведения и не требует каких-либо документов, существуют различные способы обезопасить себя. Например, депонирование на электронных ресурсах. Это значит, что вы делаете подборку готовых материалов, которые отправляете на сайт. В ответ вам генерируется электронное подтверждение, которое по идее должно доказывать, что на момент времени регистрации материалы готового произведения были только у вас. Сервисов множество, можно выбрать на свой вкус и кошелёк. Ещё один старый вариант - отправить себе по почте бандероль или письмо с нотами и пьесой и не вскрывать. В случае споров в суде невскрытое письмо с почтовым штампом и датой будет доказательством. На самом деле я не слышал о том, чтобы театральные композиторы воровали что-либо у своих коллег и яростно судились. Обычно они в разной степени цитируют музыку друг друга либо же музыка одного автора оказывает сильное влияние на другого. В старые времена не возбранялось вообще взять и процитировать целую часть какой-нибудь симфонии из уважения к товарищу. А вот современные исполнители, сонграйтеры и прочие массово штампующиеся авторы не гнушаются воевать друг с другом по любому мизерному поводу, что неудивительно - песни-то все стали похожие, на трёх аккордах, четырех словах и двух нотах. И вообще, если у тебя что-то захотят украсть - не помогут ни депонирование, ни суды. К счастью, индустрия современной поп музыки настолько далеко ушла от театра, что пожалуй, подобных вещей можно не бояться.
Это очень краткие разрозненные впечатления о работе композитора и либреттиста в театре. Если я был неточен в некоторых моментах, поправьте меня в комментариях. Спасибо за внимание!