Что вы не знали и не планировали знать о ненцах

Маленькая Нейко сидит возле своего чума и боится зайти внутрь. Она не знает точно, что там случилось, но понимает, что это что-то плохое. Мама сидит внутри и не разговаривает с ней, а отец уехал куда-то на своих больших нартах вот уже несколько дней назад, и до сих пор не вернулся. Неужели мама не рада, что маленький братик больше не плачет? Раньше она целыми ночами укачивала его, чтобы он уснул, а он всё не спал, и никому не давал спать. Теперь, наконец, он молчит. Почему мама не рада?
Вдруг вдалеке показались нарты, и вскоре уже Нейко гладила любимого рогатого друга по мохнатой шее. Но из нарт отец вышел не один. Он привёз шамана Яптика.
Нейко знала его, потому что в прошлом году отец брал её с собой на священный остров Хэхэ Но. Там Яптик бил в большой бубен, и от этого Нейко было очень страшно. А потом он задушил оленя, который покорно позволил шаману сделать это с собой, и его было очень жаль. А потом Яптик отрезал у оленя ухо и приложил его ко лбу Нейко. Ухо было ещё тёплым.
Нейко испугалась, когда узнала шамана. Когда он вошёл в чум вслед за отцом, она стала думать, остаться снаружи или всё-таки попытаться подслушать, о чём говорят взрослые. Пока она стояла в замешательстве, Яптик вышел обратно, за ним отец с братом на руках, а за ними вышла и мама. Нейко хотела спрятаться, но Яптик показал на неё пальцем, а потом показал куда-то вдаль. Тогда мама взяла Нейко за руку, и они все пошли по дороге, которая вела к месту, где жил бог.
- Мама, зачем мы идём к богу? - спросила Нейко.
- Мы должны попросить у него жизнь для твоего брата.
Теперь Нейко всё поняла. Брат перестал плакать, потому что ему стало совсем плохо. А Яптик приехал не пугать их, а помочь им.
Они подошли к богу - он смотрел на них пустыми деревянными глазами и не шевелился, только ленточки, завязанные на нём, развевались на ветру. Отец положил брата возле груды оленьих черепов и по знаку шамана отошёл к кострищу. Яптик начал разводить огонь, а родителям приказал опуститься на колени и молить бога о спасении сына.
Когда костёр был готов, Яптик поджёг травы, которые достал из мешочка на своём поясе, и стал ходить по кругу и окуривать святилище, где лежал маленький умирающий Ёнко. Приятно запахло чем-то пряным и горелым. Нейко подошла поближе к костру, чтобы было теплее.
Когда Яптик заканчивал третий круг, Ёнко всхлипнул. В то же мгновение мать бросилась к нему, не веря своим ушам.
Тогда Яптик подошёл к отцу Нейко и сказал:
- Великий Нум вылечил твоего сына, Сатако.
- О, Яптик... - начал было тот, но шаман жестом остановил его.
- За это я пообещал ему, что ты отдашь ему трёх оленей.
- Конечно отдам, сегодня же отдам!
- И ещё я пообещал ему твою дочь в невесты.
- Нейко..? Невестой? Хорошо, Яптик... Спасибо, Яптик.
- Великий Нум согласился, и сказал, что через четырнадцать лет она выйдет замуж за моего сына.
- За твоего сына... Слышишь, Яруне? Нейко выйдет замуж за сына Яптика.
- Хорошо... - казалось, Яруне не слышала ничего, только целовала маленького Ёнко, который смотрел на неё своими большими глазёнками.
Яптик взял Нейко за руку и подвёл к идолу. Нейко слегка упиралась, но когда увидела, что отец смотрит спокойно, то перестала. Шаман снял с идола колокольчик на ленточке и завязал его на рукаве Нейко.
- Храни верность Нуму, невеста Нейко, и он сохранит жизнь твоему брату Ёнко.
Нейко не знала, что значит хранить верность, но решила, что если это сделает счастливыми маму и папу, она постарается.

Ненцы называют себя "ненэй ненэч", что значит "настоящие люди", сейчас их всего около сорока пяти тысяч. Ненецкий язык относится к самодийской ветви уральской семьи (вторая ветвь у этой семьи более известная, финно-угорская).


То, что ненцы довольно долго сохраняли (и сохраняют) свою самобытную культуру, крайне интересно и само по себе, и как возможность приблизительно понять, как жили наши предки, когда-то в первобытный допротоиндоевропейский период.


Чтобы говорить о ненецких верованиях, нам критически нужно узнать слово "хэхэ". Оно означает "дух" или "бог". Кстати, уже сам факт, что дух и бог у ненцев обозначается одним словом, иллюстрирует тот этап развития религии, где грань между ними ещё не сформировалась.

Но и это ещё не всё. Словом "хэхэ" называли и священные камни, которыми могли стать валуны, отколовшиеся от скал и имеющие причудливую форму, или даже обычные камни, напоминающие формой что-либо или кого-либо.


Этим же словом называли и фигурки животных и зверей, сделанные человеком. Этим же словом называли духа-хранителя каждого человека. Такого личного хэхэ мог воплощать амулет, или любой предмет, принесённый со священного места. Тут вам и анимизм, и фетишизм, всё замечательно видно. Скорее всего, и у нас когда-то было примерно так же.


Любопытно, что это же слово, хэхэ, они использовали, когда, познакомились с нашими церквями. "Мя" - это "чум". А церковь они назвали "хэхэ мя" - то есть "святой чум".


А вот свои святилища они называли иначе. Слово "я" - значит "земля", а свои священные места они называли "хэхэ я" (либо "хэбидя я", где слово "хэбидя" тоже происходит от "хэхэ"). Логично, потому что чумы они там не ставили.


Кстати, "мал" - это "конец", а Ямал ("Я Мал") переводится с ненецкого как "конец земли".


Ещё один интересный факт, слово "ту" значит "огонь", а "хэхэ ту", "священный огонь" - это "молния". Тоже похоже на наш древний трепет перед громовержцами.

Что вы не знали и не планировали знать о ненцах История, Культура, Ненцы, Длиннопост

Есть ещё второе важное в этой теме ненецкое слово - "сядэй". Это рукотворное изображение хозяина священного места в виде деревянной скульптуры (или даже просто палки либо доски) с лицом.


Сядэй - это как бы тень хэхэ, и ей можно молиться и приносить жертвы, и связь с настоящим хэхэ будет установлена. Сядэй располагается в центре святилища, вокруг него может лежать нагромождение рогов и черепов - это его жилище.


Если вокруг растут деревья, на них тоже будут развешаны рога и черепа животных. И где-то рядом обязательно должно быть одно "яля пя" ("дерево солнца") - аналог нашего индоевропейского мирового древа. Как и у индоевропейцев, ненецкий мир делится на Нижний, Средний и Верхний. В Среднем живут люди, животные и духи разных мест (гор, рек). Таким образом, святилище с яля пя связывает все миры между собой.


Через сядэя обращались к хэхэ, а через хэхэ - к верховному божеству Нуму, или к другим божествам. Чаще всего целью посещения было попросить здоровья своей семье и своим оленям. В случае больших собраний, приносили в жертву оленей, причём поровну и небу (богу Нуму, в Верхний мир), и земле (богу На, в Нижний мир).


Перед обрядом все участники должны пройти обряд очищения. Присутствовать могли только мужчины, маленькие девочки и старушки (если вдуматься, это было очень разумно, потому что путь до святилищ всегда был очень неблизким, и женщинам это было бы некомфортно).


Прибыв к святилищу, нужно было остановиться в нескольких десятках шагов, откуда глава семьи спрашивал у духа разрешения начать ритуал. Потом он подводил оленя, и если олень покорно шёл, значит дух принял жертву, а если упрямился, то нет. После жертвоприношения все присутствующие склоняли головы, и по их лбам проводили ухом убитого оленя, отгоняя злых духов.


Перед отъездом, нужно обойти святилище три раза по солнцу и пообещать, что люди снова приедут в положенное время. Считалось удачным, если в это время небо очистится от облаков и выглянет солнце, это означало, что дух услышал людей.


Иногда подарком был не олень, а девочка. Её отдавали в невесты богу Нуму. Избранная должна была хранить верность богу семь лет, четырнадцать, или двадцать один год, а после могла выйти замуж за любого человека. Срок окажется менее пугающим, если знать, что у ненцев год - это половина астрономического года, поэтому срок превращается в три с половиной, семь либо десять с половиной лет.


Одна такая девочка родилась в 1938 году, и в начале 1940х её отдали богу в невесты, чтобы тот помог вылечить её брата. По истечении срока она должна была выйти замуж за сына шамана. Однако пока она училась в школе, а потом в Ленинградском институте, шаман умер, а его сын трагически погиб. Она вышла замуж за любимого человека, стала заниматься историей и фольклором, и сегодня Нейко Янгасова является почётным жителем Ямала, ей уже больше восьмидесяти лет.

Самым древним и почитаемым святилищем ненцев является остров Вайгач, который они называют Хэхэ Но ("Священный Остров").

Там поклоняются божествам Вэсако ("Дедушка") и Хадако ("Бабушка"). По легенде на этом острове сначала было только два камня-идола: Вэсако и Хадако. Потом у них родилось четыре сына, которые "разошлись в разные места по тундрам": один стал утёсом на Вайгаче, другой - возвышением Уральского хребта, третий - валуном возле Обской губы, а четвёртый - лиственничным лесом. В более или менее современной легенде есть история о том, как несколько русских ехали по этому лесу и насмехались над идолами. Вдруг их лошади остановились, и поехали только после того, как каждый из этой компании пообещал, что будет уважать местных духов.


Кроме того, на этом острове есть святилище Небя-Хэхэ ("Мать-Дух"). Оно представляет из себя высокую скалу с трещиной, напоминающую женский половой орган.


Есть у ненцев своя легенда об образовании Уральских гор: дочь Нума вела аргиш (обоз из нескольких оленьих упряжек), как вдруг на неё налетел злой дух На. Тогда весь аргиш превратился в камень - так получилась горная цепь. Передовой олень стал горой Минисей (Константинов камень).

Г.П. Харючи "Священные места ненцев"


t.me/lang_witch | vk.com/lang_witch

Лига образования

4.5K постов21.9K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Публиковать могут пользователи с любым рейтингом. Однако мы хотим, чтобы соблюдались следующие условия:


ДЛЯ АВТОРОВ:


Приветствуются:

-уважение к читателю и открытость

-желание учиться

Не рекомендуются:

-публикация недостоверной информации


ДЛЯ ЧИТАТЕЛЕЙ:


Приветствуются:

-конструктивные дискуссии на тему постов

Не рекомендуются:

-личные оскорбления и провокации

-неподкрепленные фактами утверждения


В этом сообществе мы все союзники - мы все хотим учиться! :)