224

Что происходит с "Союз-5" - процесс изготовления

В отсутствии каких-либо альтернативных новостей про космос (Старшип от SpaceX повторно установят на бустер через несколько недель, а со старлайнером всё совсем печально) - давайте снова окунёмся во что-нибудь отечественное, за что не было бы слишком стыдно, а именно - НИОКР "Союз-5"

Что происходит с "Союз-5" - процесс изготовления Космос, Роскосмос, Союз-5, Космонавтика, Россия, Ракета, Длиннопост

На РКЦ "Прогресс" потихоньку собирают для испытаний топливные баки будущей ракеты, наверху конкретно будущий бак окислителя.

- Это всё пока макеты, а не лётные изделия, в отличие от НЭМа на стапелях РКК "Энергия". Когда будут готовить пусковой вариант ракеты неизвестно, возможно где-то в 2023 году начнут делать запчасти под будущий первый запуск.


А вот так он, собственно, выглядит изнутри. Конечно это по-прежнему динамический макет, но если честно - пять лет назад я не был уверен, что её вообще делать начнут.

- Можете почитать мои старые посты, где я оптимистично рассказывал про Союз-5 когда тот ещё был СПГ-заменой "Союз-2" под топливную пару метан/кислород, а в итоге получился утяжелённый "Зенит" как аналог "Falcon-9".

Что происходит с "Союз-5" - процесс изготовления Космос, Роскосмос, Союз-5, Космонавтика, Россия, Ракета, Длиннопост

Единственная деталь ракеты, которая сейчас более-менее готова это её двигатель первой ступени РД-171МВ, на картинке конкретно его макет, но рабочий экземпляр сейчас проходит испытания.

- Собственно в этом нет ничего удивительного, двигатель это конечно самое сложное устройство в пусковом комплексе, но он же не с нуля создаётся, это просто форсированная версия уже существующего РД-171М (Он же РД-173).


Которая, так то - уже лет десять как существует в стадии чертежей. И про неё я тоже писал в 2015 году, только её тогда называли РД-175, тысячетонник для будущих планов Роскосмоса по строительству сверхтяжа (Съехавшие с тех пор ещё на пять лет вправо).

- Ну а РД-171М, изготовленный для "Зенит-SLB" в начале нулевых - это просто улучшенный советский РД-171, а тот, в свою очередь слегка удешевлённый РД-170 из программы "Энергия-Буран", который приспособили под советскую ракету-носитель среднего класса "Зенит-2" (Чья первая ступень - это, по сути, один из боковых ускорителей "Энергии").


Кардинальных отличий от двигателя РД-171М по гидравлической и газодинамической частям не будет, только полезный опыт полученный от эксплуатации РД-180 (Atlas-V), РД-191 (Ангара) и РД-193 (Antares и в будущем Союз-2.1в, когда для них НК-33 кончатся)

Что происходит с "Союз-5" - процесс изготовления Космос, Роскосмос, Союз-5, Космонавтика, Россия, Ракета, Длиннопост

Вообще, строго говоря - многие из вас мою позицию знают, вместо "Ангары" надо было с самого начала делать именно серию "Союз-5/6/7/Енисей" или как там они теперь называются.

- Но вместо этого мы пошли по пути США, потратив кучу бабла на наш аналог Delta-IV, который теперь сомнителен с точки зрения будущей эксплуатации.


Да, разумеется, мы таки дошли до серийного производства "Ангары" (Не прошло и семи лет), и она будет летать всё нынешнее десятилетие, да и её саму довели до ума (В модификации А5М подняли грузоподъёмность до 26,5 тонн при старте с Плесецка, а с Восточного она может и все 28+ поднять, ровно как Delta-IV Heavy), но это очень дорогая игрушка (Многоразовые ускорители Байкал потерялись на задворках истории где-то в позапрошлом десятилетии).

- И "Ангара-А5В" никуда не делась, вместе с КВТК они уж точно поднимутся в космос хотя бы в 2028-2029 годах, да и её ПГ тоже возросла до 40+ тонн.


Но когда "Союз-5" наконец-то доделают, и него появятся утяжелённые версии, например с двумя дополнительными РБ и грузоподъёмностью в 50-55 тонн (Примерно как у Falcon-Heavy) - вопрос о том, что у нас слишком много ракет под схожие задачи станет крайне остро, нужно будет потихоньку избавляться от "Ангары", чтобы удешевлять "Союз-5".

Что происходит с "Союз-5" - процесс изготовления Космос, Роскосмос, Союз-5, Космонавтика, Россия, Ракета, Длиннопост

Но вообще поживём увидим, я всё ещё жду когда будет готов наш обещанный ещё в прошлой ФКП супертяж. Надеюсь к тому времени, в свои 40+ у меня будет возможность попасть на Луну.

- А если серьёзно - то прогресс у нас очень медленный, особенно на фоне SpaceX с их Starship'ом, но радует что он хотя бы есть, по сравнению с прошлым десятилетием.


Надеюсь все эти строящиеся мегазаводы смогут пополнить бюджет в достаточной степени, чтобы из него было что выделять на освоение космоса.

- Вот, кстати, и обтекатель изготовили для новой ракеты. Я сначала думал, что это от грузового варианта "Союз-2.1б", но форма сильно отличается, даже на STA/STB носовая часть более вытянута.

Что происходит с "Союз-5" - процесс изготовления Космос, Роскосмос, Союз-5, Космонавтика, Россия, Ракета, Длиннопост

Что же касается планов - начало лётных испытаний намечено на 2024 год, а переход в стадию коммерческой эксплуатации, которой займётся российская компания International Launch Services - заложен на 2025 год.

- В целом эти цифры выглядят реалистично. То есть не какая-то там фантазия, как десять лет назад собирались на Марс к 2030 году, а прям добавляем ещё годик-другой и уже на правду даже похоже.


Ну и ещё из-за того, что на создание ракеты выделили 61,2 млрд. рублей в рамках нынешней ФКП (То есть на создание только лётного образца, он к концу нынешней ФКП и планируется к запуску).


Стартовый комплекс ракеты планируется создавать на базе российского ракетно-космического комплекса «Байтерек» для РН «Зенит», но я малость сомневаюсь, что он будет основным, скорее всего в ФЦП "Космодромы России" с 2026 по 2035 год включат строительство двух стартовых столов на "Восточном", куда основная часть запусков и уедет со временем.

Что происходит с "Союз-5" - процесс изготовления Космос, Роскосмос, Союз-5, Космонавтика, Россия, Ракета, Длиннопост

Помимо самого "Союз-5" в проекте "Иртыш" (Он же "Сункар", он же ещё много как по-разному раньше назывался) - присутствуют так же РКН "Союз-6" и "Союз-7", относящиеся к среднему классу с полезной нагрузкой в 9,3 и 12,5 тонн соответственно.


Эти малютки должны заменить эксплуатирующееся ныне семейство "Союз-2.1", в перспективе на 2030-ые годы. Первые полёты, конечно, должны начаться в нынешнем десятилетии - но не знаю как с этим обстоят дела, если "Союз-5" уже с середины 2010-ых делается, то для остальных даже сроки эскизного проектирования на конец этого года перенесли.

- И скорее всего придётся из них выбирать одну ракету, потому что перекрывать друг друга - идея не очень.


А по поводу этого выбора - как бы прикольно не звучало использование метановых двигателей, но для керосинового "Союз-6" - двигатель уже есть. Это использующееся с 1990-ых годов на ракетах Atlas-V семейство РД-180, которое планируют форсировать и доработать до модификации МВ, так же как и его старшего брата РД-171М.

- Соответственно стоимость разработки и производства этого варианта будет раза в два меньше, чем у "Союз-7".


Да и с унификацией как-то проще, поскольку топливо будет идентичным "Союз-5" (Керосин/кислород) - ей просто сделали укороченный бак (Высота "Союз-5" - 62 метра, а "Союз-6" - 49,5 метров, при пропорционально меньшей стартовой массе).

- Неплохой подход, позволяет сэкономить очень много денег. Да и целом нам сейчас всё равно не сделать чего-то революционного, так почему бы просто не сделать всю программу максимально дешёвой, чтобы распределить и так недостающие средства в более полезное русло.

Что происходит с "Союз-5" - процесс изготовления Космос, Роскосмос, Союз-5, Космонавтика, Россия, Ракета, Длиннопост

Если же из всего этого получится сделать что-то многоразовое, с крылатой посадкой ступеней, или хотя бы сбросом двигателя, то считай выполнен план максимум.

- Вертикальную посадку на двух- и четырёхкамерных двигателях реализовать крайне проблематично, даже с нашими уникальными показателями дросселирования. На топовых РД-191М можно сбрасывать тягу до рекордных 27% от номинальной (На американских движках она не опускается ниже 55-65%), но нам вообще-то нужно её до 2-4% опускать. Это не один центральный "Мерлин", на котором кое-как можно сесть.


А уже потом, когда у нас будут деньги с уже строящейся орбитальной станцией, летающими ракетами, активной лунной программой - тогда можно над чем-то и поэкспериментировать. Метановые двигатели с детонационным горением и ядерная силовая установка и прочие чудеса техники.


Ну а я потихоньку готовлю обширный пост про компанию Boeing и концерн ULA, раз полёт старлайнера чуть ли не на следующий год уползает.

Исследователи космоса

13.9K поста43.9K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Какие тут могут быть правила, кроме правил установленных самим пикабу :)

Подробнее