Что останется от Блаватской, если убрать чудеса
Я весь этот год читал Блаватскую и изучал теософские идеи.
Нет, это не подвиг, это профессиональная необходимость: если хочешь разбирать современную эзотерику — иди к истокам. И там, в конце XIX века, клубится тот самый «потусторонний бред», который до сих пор продаётся под новыми ярлыками и с новой упаковкой. Книги Блаватской — это просто кладезь шизотерических идей, которые к нашему веку развились почти до совершенства.
Как всё начиналось.
Эпоха пара и электричества, а с ними — скука и тревога. Люди устали от лобовых проповедей и подсели на салонные чудеса: столы крутятся (бабки мутятся), духи стучат (карманы звенят), медиумы шепчут (капиталы крепче).
«Мы щёлкали суставами» — созналась одна из сестёр Фокс, но поздно: индустрия уже выросла. Трюки показывали актёры, фокусы — фокусники, а публика требовала «ещё».
И вот на сцену выходит Елена Петровна Блаватская.
Она не была наивной мечтательницей. Она была умна, образованна, знала несколько языков и прекрасно понимала, что рынок любит истории. Сначала — спиритические шоу и кружки, потом — серьёзная заявка на «новое знание».
«Нет религии выше Истины» — гордо заявит девиз Теософического общества, созданного в 1875-м. И правда, зачем довольствоваться чужими религиями, если можно придумать свою «научную религию» и продавать её библиотечными томами.
«Разоблачённая Изида» (1877) разошлась на цитаты, «Тайная доктрина» (1888) — на квазинаучные ссылки и мифологему о «древней мудрости», которую почему-то никто не видел, кроме самой Блаватской и её круга.
Блаватская гордо заявляет:
«Люди и партии, секты и школы — только мотыльки-однодневки мирового дня. Истина, высоко восседающая на своей алмазной скале, одна только владычествует вечно»
И эту истину, естественно, знает только она. И всем о ней расскажет в своих книгах.
Её маркетинговый ход был блестящим по простоте.
«Я получаю знания от Учителей с Востока», — утверждала она. Тибетские махатмы, индийские мудрецы, письма, выпадающие из воздуха. Мастера Кут Хуми и Мория стали именами собственными. Письма — «махатмские» — будто бы материализовывались, пробивая дыру между мирами.
Увы, дыры нашлись в другом месте. После скандала в Индии, разоблачительных публикаций и расследования Лондонского общества психических исследований выяснилось неприятное: стиль, обороты, орфография и графика писем подозрительно совпадают с пером самой Блаватской.
«Чрезвычайные утверждения требуют чрезвычайных доказательств», — любил повторять Карл Саган. Здесь получалось наоборот: чрезвычайные утверждения, а доказательства — бумага и эффектный реквизит.
Добавьте сюда «Киддл-инцидент»: в одном из писем обнаружили целые куски, совпадающие с публичной речью американского оратора Генри Киддла.
Совпадения бывают, плагиат — нет.
Лингвистические и графологические разборы — уже XX века — снова и снова приводили к одной и той же двери: автор один и тот же. И этот автор жил вовсе не в Гималаях. Это сама Блаватская.
Но почему всё это взлетело?
Потому что Блаватская первой на полном серьёзе попыталась свести воедино то, что сводить нельзя: науку, религию и магию.
«Мы дадим вам эволюцию, но с кармой; электричество, но с астралом; буддизм, но с Атлантидой», — таков был негласный слоган.
Блаватская с другими популярными эзотериками того времени, которые искали секреты вечной жизни и общались с тонкими мирами
Теософия обещала мир, где лаборатория дружит с пророчеством, а физика объясняет чудеса правильными словами. Для разочарованной публики это звучало как музыка. Вакцина от скуки нашлась.
Эффект тянется до сих пор. Современный «Нью Эйдж» жонглирует те же идеи: «тонкие тела», «вибрации», «энергии», «учителя» — всё это из того же сундука. В России значительную роль в популяризации сыграл Николай Рерих: картины — как иконы, тексты — как комментарии к теософским мирам.
Дальше — целые ответвления, от антропософии до «Живой Этики». Схема работает и в XXI веке: примеси восточных учений, щепотка псевдонаучного словаря — и готова духовная упаковка для уставшего потребителя.
С 1970-х постмодерн лишь подлил масла в огонь. Большие нарративы потеряли силу, вера в прогресс просела, а интерес к мистике вырос.
«Дайте нам смысл, но без догм», — запрос общества. И тут мистики приносят смысл в коробке от смартфона. В XXI веке нестабильность, инфопотоп и тревожность сделали остальное: когда вокруг слишком шумно, рукав астролога кажется надёжнее учебника статистики.
Увы, но эзотерика привлекает многих не только своей кажущейся простотой, но и громкими обещаниями успеха.
Экстрасенсы больше не шепчут в гостиных — они запускают прямые эфиры, подписки и марафоны. Телевизор сделал своё в нулевые, интернет — сделал остальное.
«Лайк, репост, диагностика по фотографии» — и клиент у тебя в чате. По охвату нынешние «маги» давно перегнали Чумака: там была кухонная банка с водой у экрана, здесь — автоворонки, таргет, колл-центры и бесконечный контент. Порог входа минимальный, а масштабирование — как в стартапе.
Медиум теперь — это медиа.
Тенденция понятна: число «экстрасенсов» будет расти. Алгоритмы подсовывают то, что кликают, а кликают то, что обещает лёгкое решение сложных проблем. Чем тревожнее время, тем выше конверсия в чудо. Рынок спрос понял, предложение наладил.
И да, всегда будут те, кто скажет: «Мне помогло».
Психология работает лучше любой магии, а эффект плацебо не отменял ещё ни один махатма.
Кто такая Елена Петровна Блаватская в этой истории?
«Бабушка» современных экстрасенсов. Она первой собрала конструктор из восточной экзотики, салонных чудес и научных терминов. Она придумала язык, на котором эзотерика разговаривает с образованной публикой. И она же показала, как оправдывать несбывшиеся пророчества: «ветви миров разные», «вы неправильно поняли», «это знание не для всех». Всё уже было, просто сегодня это выглядит хайповее и монетизируется быстрее.
Вот такие у нас пироги!
Мой телеграмм канал, посвящённый мракобесию, лженаукам и пр. - Дмитрий Джулиус