Что изменилось в онлайн-торговле: новые требования и возможности для бизнеса

Ближайшие шесть лет — до 1 января 2027 года — регулировать продажи через интернет будут новые правила. Юрист Павел Мищенко рассказывает о некоторых из них. А еще мы к каждому разделу дали старые и новые формулировки из закона


Что случилось


С 1 января 2021 года действуют обновленные правила продажи товаров в розницу.

Устаревшее постановление о розничной торговле

Предыдущие правила устарели, они не очень хорошо учитывали особенности дистанционной торговли. Когда составляли старый документ, больше ориентировались на покупки через каталог. Помните: каталог, который приходит по обычной почте, вы выбираете в нем свитер и оплачиваете через наложенный платеж.

Действующее постановление о розничной торговле

Новое постановление фиксирует устоявшуюся деловую практику, помогает бизнесу и клиентам договориться об общих правилах. Есть изменения, которые скорее в пользу компаний, а есть — в пользу покупателей. В общем, боевая ничья. Изменений очень много, я расскажу об основных.


На сайте должна быть оферта


Раньше. Об оферте в правилах ничего не было. Хочешь публикуй, хочешь — нет.

Что изменилось. Теперь бизнес обязан публиковать оферту, причем неважно, где именно он продает: на сайте, в приложении, соцсетях. Что продает — тоже неважно. Теперь на сайте магазина бытовой техники и в Инстаграме продавца марафона желаний должна быть оферта. Одного описания недостаточно.

Есть нюанс: оферта — это не всегда отдельный документ, который так и называется. Условия можно разместить на странице сайта, и это тоже будет считаться офертой. В любом случае советую проконсультироваться с юристом.


На что повлияли изменения

Бизнес и покупатели больше защищены. Если раньше можно было по-разному трактовать условия покупки, то теперь они четко прописаны.


Условия продажи не действуют, пока бизнес их не подтвердил

Раньше.

В законе было жесткое требование: если покупатель «выразил намерение купить», бизнес обязан продать.


Магазин техники ошибся и вместо ценника в 10 000 ₽ за телевизор указал на сайте 1000 ₽. Покупатель увидел низкую цену, обрадовался и оформил заказ. Даже если он еще не оплатил, сам факт заказа — и есть то самое намерение. Формально магазин был обязан продать телевизор с огромной скидкой.


Бизнес по-разному обходил эту проблему, например использовал вариант с предзаказом: вы пока закажите, а мы потом посмотрим — можем или нет. Но такой вариант подходил не каждому бизнесу и был на грани с законом.


Что изменилось.

Новое постановление разрешает бизнесу самому определять, когда у него возникает обязанность передать товар покупателю. Обычно это тот же предзаказ, только теперь полностью легальный. Все условия должны быть в оферте.

Давайте на том же примере.

Магазин техники ошибся и вместо ценника в 10 000 ₽ за телевизор указал на сайте 1000 ₽. Покупатель увидел низкую цену, обрадовался и оформил заказ.

Благодаря изменениям, магазин не обязан продавать телевизор за тысячу, даже если такая стоимость указана на сайте. Сначала он подтверждает условия заказа и только потом эти условия вступают в силу.

Здесь работает здравый смысл: если на сайте холодильники стоят тысячу рублей, а после оформления заказа магазин меняет стоимость на сто тысяч, тут явно что-то не так. Покупатель может обратиться в госорганы и потребовать разобраться в ситуации. Для бизнеса это рискованно.

На что повлияли изменения. Для бизнеса это большой плюс, потому что теперь есть страховка от ошибок, изменения курса рубля и чего угодно еще. Пока компания не подтвердила, что готова продать товар или услугу на условиях с сайта — у покупателя нет права это требовать.

Для обычных покупателей изменение ничего не меняет все остается по-прежнему. А вот у недобросовестных меньше шансов обхитрить бизнес и нажиться на ошибке.


Контактная информация должна быть подробной


Раньше. Закон всегда требовал делиться контактами с покупателями. Это важно на случай разбирательств: вдруг товар не довезли и непонятно, с кем и как связываться.

Что изменилось. Теперь обязательных данных стало больше: ОГРН, электронный адрес и телефон. Если у ИП нет стационарного телефона, подходит сотовый.

В законе есть оговорка: можно или адрес, или телефон, но пока непонятно, как будет работать норма. Возможно, лучше перестраховаться и добавить телефон.


На что повлияли изменения.


Для компании разницы никакой — только добавить лишнюю строчку в контакты. А вот для ИП все сложнее: формально он обязан указать свой электронный адрес и телефон, даже если работает без офиса. Возможно, не всем захочется давать реальные контакты и придется завести второй номер. Вдруг из-за наплыва покупателей не сможет дозвониться мама.

Деталей к этому правилу нет. Но взываю к здравому смыслу: если у вас магазин «Волшебница», пусть электронный адрес так и называется, а не 777kit@yandex.ru.

Покупатели скорее в плюсе, потому что у них больше контактов для связи с продавцом.


Если не прописать процесс для обращений, покупатель может жаловаться как угодно


Раньше. В законе не было четких условий, может ли бизнес требовать определенного порядка при разбирательствах или нет. Поэтому возникали споры. Допустим, покупатель отправляет претензию по электронной почте, а магазин ее не читает. И непонятно, кто прав.

Что изменилось. У бизнеса появилась возможность самому решать, как он готов принимать заявления, если покупателю что-то не понравилось, есть брак, хочется отказаться от покупки и так далее.

Конечно, тут тоже нельзя прописать абсурдные условия. Допустим, магазин работает в Москве, покупатель тоже из Москвы. Магазин не вправе требовать, чтобы покупатель отвез заявления на возврате в бумажной форме в Магадан только потому, что оттуда работает бухгалтер. В юридической сфере есть такое понятие, как злоупотребление правом. Приведенный пример как раз об этом.

Если бизнес сам не пропишет порядок для обращений, у покупателя появляется право обращаться как угодно. Может смс написать: мол, хочу вернуть утюг. Если магазин пропустит срок возврата, потому что не увидел смс, — это проблема магазина.

На что повлияли изменения. Бизнес и покупатели получили больше возможностей для защиты своих интересов. Условный магазин может выбрать удобный для себя способ, а если он этого не сделал — покупатель вправе поступать так, как ему удобно.


Технику и ювелирные украшения можно возвращать


Раньше. По умолчанию, покупатель вправе отказаться от покупки в любой момент и по любой причине. Это гарантирует закон «О защите прав потребителей». Но есть нюансы.

Что нужно знать для интернет-торговли

Правила для возврата товаров очень сильно отличаются от правил для услуг, то же самое с покупками в офлайн- и онлайн-бизнесе. Различий много, но вот самое важное в рамках этой статьи.

Право на отказ от товара — ст. 26.1 закона «О защите прав потребителей»

Для покупок товаров в офлайн-магазинах есть «невозвратный список» — то, что нельзя возвращать, если нет брака. Например:

Полный список невозвратных товаров

ювелирные украшения;

технически сложные товары;

медицинские товары;

мебельные гарнитуры;

коты, собаки и кактусы.

Для онлайн-покупок такого списка нет. Формально, можно вернуть и кольцо, и айфон, и кота. Магазины не всегда принимали возврат, и дело доходило до суда. А в судах единого мнения не было: кто-то вставал на сторону покупателя, кто-то нет.

Что изменилось. Теперь онлайн-бизнес обязан принимать некоторые товары, даже если нет брака или, как говорится в законе, они надлежащего качества.

Список технически сложных товаров

Теперь точно обязан принять:

ювелирные украшения, например кольца, серьги;

технически сложные товары, например бытовую технику, электронику, часы с двумя и более функциями, некоторый транспорт.

К возврату есть требования, и они такие же, как для покупок в офлайн-бизнесе. Покупатель должен:

сохранить потребительские свойства и товарный вид. Это значит, что на товаре не должно быть никаких сколов, царапин, пятен и так далее;

показать документ, который подтверждает факт покупки. Точного списка нет, но обычно подходит чек, выписка из банка и даже свидетельские показания.

На что повлияли изменения. Скорее выиграли покупатели: если раньше магазин мог попробовать отказать, то теперь все предельно четко. Купил кольцо, не понравилось — можно вернуть. Это не значит, что у бизнеса нет права оспорить возврат, но сделать это будет сложнее.


Бизнес должен подтвердить заказ и условия покупки


Как было. В законе ничего не было о том, что происходит после оформления заказа. Оплачиваешь курс, а в ответ тишина: то ли купил, то ли нет.

Что изменилось. Теперь после заказа бизнес обязан подтвердить, что именно оформил клиент и на каких условиях. Как подтверждать — решает компания: может по смс, может по почте. Главное — зафиксировать условия в оферте.

Что должно быть в подтверждении:

сам факт — да, мы видим, что вы у нас заказали такое;

что-то для идентификации заказа, например номер.

О других условиях можно рассказать в оферте, например:

что именно клиент заказал, например название, количество;

условия доставки, если есть, например адрес и телефон клиента, дата доставки, кто доставляет;

условия самовывоза, если есть, например адрес точки, график работы и так далее.

На что повлияли изменения. В целом — ни на что. Бизнес и так присылал письма или смс в ответ на оформление заказа. Это способ убедиться, что с покупкой все в порядке, да и просто проявить внимание и заботу. Поэтому, по сути, закон закрепил устоявшуюся практику.


На покупателя можно переложить оплату за повторную доставку


Как было. Допустим, курьер приехал в согласованное время, а покупатель не открыл дверь. Может, он спит, а может — уехал по срочным делам. Если клиент все еще хочет получить заказ, он сам оплачивает повторную доставку.

Что изменилось. По умолчанию, если покупатель сам виноват в том, что не получил заказ, он ничего не платит. Курьер не смог передать заказ — приезжает еще раз и за счет бизнеса.

При этом у бизнеса появилось право включить в оферту пункт об оплате повторной доставки. Но если дополнительное условие не прописано, требовать от покупателя денег нельзя.

На что повлияли изменения. Насколько я знаю, компании редко просили повторно оплатить доставку, потому что это риск потерять клиента. Поэтому на деле новое правило просто фиксирует устоявшуюся практику. Так что для бизнеса и покупателей мало что изменилось.



Можно продавать БАДы


Как было. Санитарные правила и нормы запрещали продавать биологически активные добавки через интернет.

Постановление о БАДах, которое уже не действует

Что изменилось. Постановление главного санитарного врача утратило силу, и теперь можно торговать БАДами хоть через «Озон».

На что повлияли изменения. У бизнеса больше шансов заработать — все-таки еще одна ниша для онлайн-торговли.


Основные изменения

С 1 января 2021 года действуют обновленные правила продажи через интернет. Действующее постановление о розничной торговле

Оферта должна быть на сайте.

Условия продажи не действуют, пока бизнес их не подтвердил.

Контактная информация должна быть подробной.

Если не прописать процесс для обращений, покупатель может жаловаться как угодно.

Технику и ювелирные украшения можно возвращать.

Бизнес должен подтвердить заказ и условия покупки.

На покупателя можно переложить оплату за повторную доставку.

Можно продавать БАДы.


виа