Что если бы ты попал на галеры в древней Греции на один день?

В VIII веке до н. э. началась великая греческая колонизация, которая способствовала самому бурному в истории той эпохи развитию мореплавания. Через греческие порты проходили многочисленные зерновозы и другие торговые суда, чью безопасность охранял военный флот. Изображения греческих судов VI—V веков до н. э. встречаются на афинских вазах и в этрусских гробницах.

Что если бы ты попал на галеры в древней Греции на один день? Древняя Греция, Древний Рим, Греция, Боевые корабли, Рабство, Видео, Длиннопост, История

Историческая наука до сих пор так и не дала точный ответ на вопрос «где и когда появились первые галеры?». Очевидно одно – они бороздили по морям Средиземноморья еще до того, как древние ученые стали интересоваться прошлым и кропотливо описывать его события в своих летописях.

Что если бы ты попал на галеры в древней Греции на один день? Древняя Греция, Древний Рим, Греция, Боевые корабли, Рабство, Видео, Длиннопост, История

Галеры – это корабли боевого назначения, использующие для передвижения по воде, преимущественно вёслами, широко использовались и в период развития Эгейской и Греческой цивилизаций. До наших дней сохранились рисунки, где изображены галеры на парусно-гребной «тяге», с огромным количеством гребцов, а также лучников, располагающихся на специальных платформах. Форма корпуса этих кораблей похожа на апельсиновую корку.

Что если бы ты попал на галеры в древней Греции на один день? Древняя Греция, Древний Рим, Греция, Боевые корабли, Рабство, Видео, Длиннопост, История

В Античный период существовало несколько видов кораблей и разной конструкции, все зависело от времени и стран. В качестве образца корабля на который мы сегодня отправимся в роли гребца рассмотрим, Триеру его название происходит от 3-х рядов весел, порядок их расположения – одно над другим. Греческие триеры сыграли основную роль в греко-персидских войнах. Они позволили Афинам установить полный контроль над Средиземноморьем. Правда, эти же самые суда помогли ее врагам впоследствии свергнуть морскую экспансию древних греков.

Что если бы ты попал на галеры в древней Греции на один день? Древняя Греция, Древний Рим, Греция, Боевые корабли, Рабство, Видео, Длиннопост, История

Главным свойством таких кораблей является их исключительная легкость. Водоизмещение этих галер составляло около 40 тонн, при длине по ватерлинии 30 метров, таким образом, подобные суда могли развивать на коротких дистанциях хорошую скорость, что предавало эффективности в боевых условиях. Традиционная триера времён греко-персидских войн и Пелопоннесской войны (V в. до н. э.), согласно Геродоту, имела 37 м в длину и 5,5 м в ширину, несла 170 гребных вёсел и 200 человек экипажа, который часто бывал неполным. Гребцы верхнего ряда назывались траниты, в ряду было по 31 веслу, в среднем и нижнем (гребцы соответственно зигиты и таламиты) было по 27 или 28 вёсел в ряду.

Что если бы ты попал на галеры в древней Греции на один день? Древняя Греция, Древний Рим, Греция, Боевые корабли, Рабство, Видео, Длиннопост, История

Основными отличиями римской триремы от греческой триеры были парус на форштевне и абордажный ворон. В вооружение корабля входил подъёмный кран, к которому крепился крюк или гиря для разрушения башен и палубы вражеского судна, и башня для стрелков. За счёт отсутствия тяжёлых приспособлений на верхней палубе древнегреческая триера двигалась быстрее, достигая в бою скорости более 12 узлов.

Что если бы ты попал на галеры в древней Греции на один день? Древняя Греция, Древний Рим, Греция, Боевые корабли, Рабство, Видео, Длиннопост, История

В бою трирема шла на всех вёслах, достигая скорости 8 узлов, в походе использовался один ряд вёсел, при попутном ветре ставились паруса, передний парус позволял частично использовать и боковой ветер. Скорость в походе большую часть времени достигала 4—5 узлов. Триеры комплектовались морской пехотой (эпибатами), но главным и важнейшим оружием триеры был таран. Представляете, что происходило с гребцами в случае удара тараном в боковую часть корабля т.к. корабли были не прочными в целях достижения легкости и маневренности, приходилось облегчать конструкцию корабля.

Что если бы ты попал на галеры в древней Греции на один день? Древняя Греция, Древний Рим, Греция, Боевые корабли, Рабство, Видео, Длиннопост, История

В эту эпоху не было дизельного топлива и электричества и даже парового двигателя людям на море приходилось полагаться на ветер, течение и силу мускул. Совершенно очевидно, что эффективность таких судов определялось гребцами, которые на них сидят. Главной особенностью античных галер была система расположения весел. Весла «лежали» в несколько рядов.

Что если бы ты попал на галеры в древней Греции на один день? Древняя Греция, Древний Рим, Греция, Боевые корабли, Рабство, Видео, Длиннопост, История

К началу Нового времени стандартная галера имела 52 весла, на каждое из которых приходилось по 4-5 гребцов. На самых крупных кораблях могло быть до 64 весел, а число гребцов на каждое из них могло достигать уже 7 человек. Главная проблема таких судов была в синхронизации работы гребцов. Оказалось, что оптимизировать работу гребцов-одиночек на каждом весле было намного проще, чем целых «коллективов».

Что если бы ты попал на галеры в древней Греции на один день? Древняя Греция, Древний Рим, Греция, Боевые корабли, Рабство, Видео, Длиннопост, История

Представь, что ты попал на одну из таких галер, тебя приковывали к веслу бок о бок с четырьмя, пятью или шестью такими же несчастными. Шесть человек прикованных к одной скамье, совершенно обнаженных… Руки сжимают непомерно тяжелое весло (около 5 метров длиной). Все сидят лицом к корме. Напрягая последние силы, они толкают конец весла вперед и вверх; затем, откидываясь назад, тянут его на себя. Гребцы на галерах существовали в ужасных условиях. Трудиться, спать, есть приходилось в одном месте площадь которого могла не превышать участка 5х2 метра. Между двумя рядами гребцов пролегал помост, по которому прохаживались надсмотрщики с длинными хлыстами, то и дело обрушивая их на обнаженные спины недостаточно поворотливых или уставших.

.
Что если бы ты попал на галеры в древней Греции на один день? Древняя Греция, Древний Рим, Греция, Боевые корабли, Рабство, Видео, Длиннопост, История

На каждом весле сидел так называемый «загребной», наиболее опытный и сильный гребец, который должен был обучать новичков из числа рабов и каторжников. Самых слабых гребцов садили ближе к корпусу, так как там приходилось прилагать меньше всего усилий, их называли уключими. Кормили гребцов в основном рыбой, но иногда в дневной рацион входило несколько галет с глотком жидкой каши, а для питья – вода с уксусом.

Что если бы ты попал на галеры в древней Греции на один день? Древняя Греция, Древний Рим, Греция, Боевые корабли, Рабство, Видео, Длиннопост, История

Труд же галерного раба лежал за пределами человеческой выносливости.

Часто гребцы работали без перерыва по 10-20 часов, не имея ни минуты отдыха. Бывало, что боцман или другой моряк, сжалившись, кладет в рот несчастному кусок хлеба, намоченного в вине, чтобы предотвратить обморок. Капитан приказывал не жалеть плетей. Если раб, обессилев, падал на весло (что случалось часто), его забивали до смерти, после чего выбрасывали в море».

Кстати, если доведется побывать в Греции, то можно попробовать себя в качестве гребца на античной галере. Судно называется «Олимпия» и является весьма популярным аттракционом среди туристов.

Что если бы ты попал на галеры в древней Греции на один день? Древняя Греция, Древний Рим, Греция, Боевые корабли, Рабство, Видео, Длиннопост, История

Сохранилось сообщение, датированное 1707 годом, принадлежит анонимному свидетелю.

«Кто не был на галере, особенно во время погони или бегства, тот не сможет представить зрелище, которое потрясает любое сердце, способное к состраданию. Перед вами ряды полуголых, голодных, обожженных солнцем тощих бедняг, прикованных к доске, откуда они не сходят по нескольку месяцев (обычно полгода). Под непрестанными ударами бича, в нечеловеческом напряжении, день за днем они надрываются на самой изнуряющей работе, какую только можно себе представить. Особенно ужасна их участь во время погони, когда одна сторона, подобно хищному стервятнику, торопится за своей добычей, а более слабая спешит прочь в надежде сохранить жизнь и свободу».

Вопреки распространенному мнению гребцами далеко не всегда были рабы.

На не очень больших военных судах ими могли быть и сами бойцы.

Что если бы ты попал на галеры в древней Греции на один день? Древняя Греция, Древний Рим, Греция, Боевые корабли, Рабство, Видео, Длиннопост, История

Доказательством этому служит упоминания о том, что Юлий Цезарь напал на 4 галерах, имевших примерно 500 воинов на борту, на пиратов острова Фармакуссы и разгромил их. Если бы гребцы на галерах Цезаря были рабами, которым терять было нечего, с легкостью справились бы с горсткой римских воинов.

Что если бы ты попал на галеры в древней Греции на один день? Древняя Греция, Древний Рим, Греция, Боевые корабли, Рабство, Видео, Длиннопост, История

На галерах перевозился своеобразный античный спецназ, который первым высаживался на чужой территории, а уже за ним на торговых судах под возились остальные войска.

Изменилось все в средние века. Рабовладельческая формация сменилась феодализмом, захват новых рабов для наиболее черной и опасной работы стал дело весьма затруднительным. Приток рабской силы был уже не тот и на галерах начались проблемы. Нехватка «профессиональных» гребцов привела к изменению конструкции данных судов.

Что если бы ты попал на галеры в древней Греции на один день? Древняя Греция, Древний Рим, Греция, Боевые корабли, Рабство, Видео, Длиннопост, История

Так же вы можете посмотреть видео на Youtube

Всем спасибо за внимание!