Часть 2: Первоначальная вера и контакты с европейцами

Религия полностью разъясняет отсталость аборигенов, но как понять их былой высокий уровень с последующим упадком? Ответ даёт изучение верований. Работы Эндрью Лэнга и В. Шмидта показывают: изначально австралийцы исповедовали монотеизм — веру в Единого Небесного Бога-Творца под именами Байаме (у племён бассейна р. Дарлинг), Бунджил (у кулин), Нуррундере (у нарриньери). Поздние мифы и магия — наслоения (Токарев. Указ. соч., с. 61). Монотеизм был и у тасманийцев: Бог — Тигган-Маррабун, то есть Крайний — Единый — Выдающийся (Schmidt W. Der Ursprung der Gottesidee. Munster, 1912, BI, S 216-221). Сохранилось библейское представление о душе без бессмертия и загробного мира (Токарев. Указ. соч., с. 63). Таким образом, предки знали Единого Бога, но отступили к оккультизму и магии, приведшим к многовековой деградации во всех сферах.

Часть 2: Первоначальная вера и контакты с европейцами

Первые задокументированные встречи европейцев с австралийскими аборигенами датированы 1605 годом. Голландский корабль «Дейфкен» под командой Виллема Янсзона из Бантама наткнулся на западный берег полуострова Кейп-Йорк. В заливе Альбатросс (12°30' ю.ш.) произошло столкновение с аборигенами, воспринятыми как «дикие, свирепые черные варвары»; погибли люди с обеих сторон. Далее в 1611 году — Хендрик Броувер, в 1616 — Дирк Хартог (северо-западный мыс), в 1618 — Фредерик Хаутман. В 1623 году на «Арнеме» и «Пере» — Ян Карстенс. Систематическое обследование провёл Абель Тасман в 1640-х, назвав землю Новой Голландией (до 1814 года). Затем в 1688 и 1699 — пират Уильям Дампир, оставивший описание: «Годмадоды (мифическая раса), — также были жалким народом, но их можно назвать джентльменами по сравнению с туземцами, так как последние не имеют домов и одежды из коры, овец, птицы, корнеплодов, страусовых яиц… и несмотря на человеческий облик они мало чем отличаются от животных. Все они высокого роста и худы… У них большие головы, покатые лбы и густые брови. Их веки всегда полуприкрыты, чтобы оберегать глаза от мух… У них большие, утолщенные носы, красные полные губы и широкие рты. Два передних зуба верхней челюсти отсутствуют у всех — мужчин и женщин, молодых и стариков… Лица удлиненные, выглядят очень неприятно… Они не носят никакого платья. Лишь кусок древесной коры, обернутой вокруг талии в виде пояса, да пучок длинной травы или маленькие, покрытые зелеными листьями ветки, загнутые за пояс, прикрывают их наготу». Джеймс Кук контактировал с июня по 6 августа 1770 года. В 1788 году в Порт-Джексоне (Сидней) высадились для колонии преступников — от убийц до оппозиционеров короны (аналог сибирской каторги). С ними прибыли миссионеры, проповедующие Евангелие. Им противостояли полудикие аборигены, утратившие человеческие черты, озлобленные каторжники и равнодушные власти. При губернаторе Дарлинге (1825-1831) приняли инструкцию по «распространению религии и образованности среди аборигенов», защищая их права (Роуз Ф. Аборигены Австралии, М, Наука, 1981, с. 69). Создавались миссии с церковью или домом пастора, где проповедовали, лечили, учили грамоте, решали быт — подобно педагогам 1920-х с беспризорниками. Только любовь и терпение превращали дикаря в человека. Проповедь Истинны была сложна для деградированных существ. Миссионеры следовали Павлу: «Для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона — как чуждый закона, — не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, — чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9:20-22). Истину несли на понятном языке, учитывая культуру. Миссионер У. Чеслинг племени юленгоров водрузил крест и объявил: «Иисус — тотем, самый важный из всех тотемов» (Чеслинг У. Среди кочевников Северной Австралии, М, 1961, с. 163-171), затем раскрывал суть. Многие миссионеры погибли, неся добро. Благодаря им аборигены выжили, интегрировались: окончили вузы, стали врачами, учителями, журналистами. Важно: преуспели принявшие Христа, сохранив язык и идентичность. Оставшиеся в язычестве деградировали до иждивенцев на пособия белых. Слово Бога за десятилетия возродило тех, кто веками регрессировал. Воистину, для Бога возможно всё при нашем выборе следовать за Ним. Многие аборигены откликнулись на милость, обретя новую жизнь.