Быт 50-х и начала 60-х годов – часть 10

А теперь немного о самой школьной учебе. Шариковых ручек еще не было, писали перьевыми ручками, макая перо в чернильницу. Чернильницы-непроливайки были либо неразборными фаянсовыми или стеклянными, либо разборными пластмассовыми. Чернильницу либо носили в тряпочном мешочке, привязанном к ручке портфеля, либо оставляли до следующего дня в классе в деревянном ящике (на чернильницу наклеивали бумажку с фамилией).

Быт 50-х и начала 60-х годов – часть 10 Воспоминания, Школа, Учеба, Быт, Истории из жизни, Длиннопост
Быт 50-х и начала 60-х годов – часть 10 Воспоминания, Школа, Учеба, Быт, Истории из жизни, Длиннопост

В младших классах перьевые авторучки не разрешались, так как их нельзя было использовать на уроках чистописания. Чистописание – это отдельная песня. Сначала палочки, крючочки, закорючки и кружочки, потом буквы и слова. И писать это надо было комбинацией тонких и жирных линий, для чего использовались разный нажим на перо и перо с тонким концом (школьное перо №11). Таким пером жирную линию можно было провести только сверху вниз.

Быт 50-х и начала 60-х годов – часть 10 Воспоминания, Школа, Учеба, Быт, Истории из жизни, Длиннопост

Чистописание я не любил, но пользу от него позже ощутил. Во-первых, тренировалась мелкая моторика, что полезно не только для рук, но и для мозга. Во-вторых, в институте навык пригодился при оформлении текстовой части чертежей. Искусство чистописания в школе к нынешнему времени усохло (во многом из-за шариковых ручек и нынешних веяний в школьном образовании), в итоге на работе неоднократно видел, какие крокозяблы нередко пишут молодые классные спецы, которые привыкли работать на клавиатуре, а не с пером на бумаге.

Тетради для русского языка для младших классов в наше время отличались разной детальностью разлиновки, что также помогало выработке более качественного почерка. Позже количество разлиновок уменьшили, а написание букв и слов упростили, увеличив скорость, но ухудшив красоту письма.

Вспомнился еще такой эпизод, связанный с перьевыми авторучками, к школе не относящийся, но любопытный. При полетах стюардесса выдавала владельцам авторучек целлофановые узкие пакеты, чтобы на время полета в них класть авторучки. Из-за разности давлений в самолете на высоте и в авторучке, заправленной на земле, авторучка начинала подтекать, а носили ее обычно в нагрудном кармане пиджака. Но вернусь к школе.

Учебники, по которым мы учились, были едиными для всей страны (или республики), и, можно сказать, классическими, прошедшими десятки переизданий (исключение – учебники по истории, которые переписывались текущей властью). Поэтому качество теории и практических задач было достаточно высоким (ляпы современных учебников, публикуемые в соцсетях, в то время были невозможны).  Перейти ученику из одной школы в другую во время учебного года проблем не доставляло, поскольку учителя использовали спущенные из Минобразования одни и те же методические материалы и календарные планы. Об учителях рассказывать здесь не буду, описал ранее в отдельном посте  Немного хорошего о людях хороших,….

Расскажу немного об уроках труда. В начальных классах это было в основном творение из бумаги и картона ножницами, силикатным бумажным клеем и кисточкой с красками или цветными карандашами. В третьем или четвертом классе у нас появился новый ученик из Москвы и привез чудо, называемое пластилином. Вскоре пластилин появился в продаже и вошел в число основных материалов для творчества. А в старших классах традиционными были столярные и слесарные работы. Делали табуретки, дверные крючки и петли. Мы попали на хрущевскую реформу образования, когда добавили 11-ый класс и производственное обучение. Мальчишек в нашей школе обучали профессиям электромонтеров и токарей, девчонок – профессии продавца и швейному делу. Я попал в класс токарей, и проходил практику в локомотивном депо. Токарем не стал, но в институте на первом курсе у нас была «Технология металлов», и знания по металлу и инструменту пригодились.

На этом описание общих аспектов школьной жизни завершу, а о личной школьной жизни (интересы, взаимоотношения с одноклассниками и учителями и т.п) рассказывать смысла нет, ибо у каждого она была своя. В следующем посте расскажу об улице.

P.S. фото из интернета.