"Бэтмен" — квадрология 80-х и 90-х: пересматриваю в 2023 году
Недавно, будучи в отпуске, пересмотрел четыре старых фильма про Тёмного рыцаря: 1989, 1992, 1995 и 1997 годов. Написанными тогда отзывами хочу поделиться и здесь. Приятного чтения! Осторожно, есть матюги! Ну и следует помнить, что всё написанное — строго ИМХО автора и не является истиной в последней инстанции.
"Бэтмен" (1989) и "Бэтмен возвращается" (1992)
Я люблю эти две постановки Тима Бёртона и до сих пор считаю, что лучше по теме нет ничего. Впрочем, я не фанат персонажа, а вот раннего Тимофея обожаю.
Первая часть — отличный ориджин, при этом грамотно раскрывающая мир и окружение персонажа. Майкл Китон в титульной роли прекрасен. Реально веришь, что никому и в голову не придёт, что Бэтмен — это он. И когда надо, актёр способен показать, что герой-то с явным пиздунцом. Джек Николсон отжигает как дуговая сварка. Однозначно одна из его лучших ролей. И даже Ким Бесингер по прошествии лет уже не бесит. Плюс мой любимый Альфред из всех, что я видел. Отличные съёмки, монтаж и общая постановка. В общем прям до неприличия хорошо смотрится до сих пор.
Вторая часть — вообще отвал всего. Всё, что было круто в первой — тут выкрутили на максимум. Китон ещё более охуенный. Мишель Пфайфер — любовь на всю жизнь. Денни ДеВито — лучший Пингвин. Кристофер Уокен как всгда просто прекрасен самим своим существованием. Постановка стала ещё отточеннее. Кадр ещё более выверен и откалиброван. Отдельные сцены, вроде возвращения воскресшей Селины Кайл домой — шедевр. Шутки ещё более угарные, чем при Джокере. Словом — лучший фильм про Бэтмена. Такого грамотного сочетания суровой мрачнухи и хоррора с откровенной клоунадой я так с ходу нигде больше и не припомню.
Отличные были фильмы. На фон какого-нибудь серого и унылого "БпС" от Снайдера даже ставить смешно. Очень круто.
"Бэтмен навсегда" (1995)
При пересмотре "Бэтмена навсегда" Джоэля Шумахера держал в уме, что изначально и режиссёром, и продюсером Тимом Бёртоном фильм задумывался куда мрачнее и куда сильнее в духе первых двух фильмов. И даже вроде как существует режиссёрская версия с недоделанными эффектами, которую недавно на каком-то междусобойчике показывал Кевин Смит. Было интересно, проглядывает ли оно хоть где-то.
И знаете, местами — да. Например Вэл Килмер в целом играет именно бёртоновского Бэтмена и очень старается. Я могу поверить, что это ровно тот же персонаж. Некоторые сцены очень хороши и отдают серьёзностью и тьмой. То есть что-то такое изначально было. Но потом пришла студия со своим видением и всё засрала.
В чью-то светлую голову, например, пришла идея, что надо из готичных фильмов с элементами бёртоновской шизухи сделать откровенный цирк с конями. И все злодеи должны постоянно карикатурно ржать. Через это по большей части кино напоминает старый сериал с Адамом Уэстом, разве что чуточку серьёзнее.
Томми Ли Джонс в роли Харви Двуликого херово пародирует Джокера в исполнении Николсона. Местами — очень херово.
Джим Керри в кои-то веки безумно раздражает своими кривляниями. Просто потому, что они тут совсем не к месту. Я люблю его кривляния. Но обычно вокруг них строится фильм. Тут Загадочник персонаж исключительно второплановый, но Керри будто хочет затмить всех остальных актёров. В каком-то смысле получается. Но Риддлер тут ещё более убогая и несерьёзная копия злодея, чем никакущий Двуликий. И это вот на фоне смешного, но одновременно жуткого Пингвина от ДеВито из второй части. Мрак полный.
Николь Кидман вообще мимо. Учитывая, что в предыдущем фильме была божественная Пфайфер и с ней у Китона была ебейшая химия — совсем грустно.
Крис О'Доннел в роли Робина — ну бог с ним. Не бесит — и уже хлеб.
В целом, после сиквела — прямо отстой. Детский сад, трусы на лямках. Но Килмер хорош. Только положение он, увы, не спасает.
Интересно будет посмотреть, что там было изначально, если режиссёрскую версию когда-нибудь таки выпустят. В текущем виде "Бэтмен навсегда" — херня на постном масле.
"Бэтмен и Робин" (1997)
Я, наверное, скажу страшное, однако этот фильм лучше, чем "Бэтмен навсегда".
Там эти скачки от серьёзности к откровенной ахинее невероятно раздражали. Кривляния злодеев бесили вообще так конкретно. Тут же это спецвыпуск для малышни от начала и до конца.
Да, злодеи и тут карикатурные. А во что тут превратили Бэйна — это обнять и плакать. Однако крадус тупорылых ужимок и кривляний понижен раза в два по сравнению с предыдущим фильмом и это идёт строго на пользу.
Арнольд Шварценеггер, конечно, неуклюжий и чересчур много шутит про холод и лёд, однако мне всегда нравилось, что его сделали неоднозначным плохишом. И что в конце они с Бэтменом даже идут на мировую.
Ядовитый Плющ, конечно, сыграна с изрядным перебором, но до уровня Джима Керри Ума Турман не скатывается. Да и типаж ей вполне подходящий. Если бы была задача сыграть лучше — уверен, она бы смогла. Ну а так, красивая тётка, почему бы и нет.
Крис О'Доннел и Алисия Сильверстоун серенькие, конечно, но опять же по прошествии лет не бесят, а это немало значит. Майкл Гауф в роли Альфреда очень хорош. И даже Джордж Клуни видно, что старается, а не просто таскает себя мимо камеры.
Другое дело, что можно было и не стараться, потому что фильм создавался исключительно как реклама мерча. А на сюжет всем было, по большому счету, до лампочки. Ну а Шумахер — ему что сказали, то он и снял.
Итого — на фоне двух частей Бёртона это, конечно, лажа. Но сам по себе —- ну кинчик как кинчик на один раз. Уж всяко лучше, чем какие-нибудь унылейшие "Шазамы" или "Чёрные Адамы". "Бэтмен и Робин" хотя бы не пытается притвориться тем, чем не является. Как-то так.
P.S. А вот самый нелепый момент фильма, как по мне, это даже не пресловутая бэт-кредитка. Это новая пассия Уэйна, с которой он познакомился где-то там за кадром, провстречался ажно год, они друг друга очень любят — и при этом это катастрофически пустой и нахер не нужный фильму персонаж. Вот вы помните, что в кино вообще была какая-то невеста Брюса Уэйна? Я вот не помнил.
Также можно прочесть предыдущие заметки про кино:
"Попутчик" — культовый триллер 80-х с божественным Рутгером Хауэром.
"Взрыв из прошлого" — замечательная романтическая комедия с Брендоном Фрейзером в главной роли
"Школа мертвецов" — аниме-сериал, пародирующий стереотипы об аниме, от создателя "Тетради смерти".
"Зомби одним планом!" — японский фильм не совсем на тему зомби с отличными шутками.
"Нужные вещи" — экранизация Стивена Кинга, отношение к которой сильно зависит от того, читали ли вы книгу.
Заметка о трёх ранних фильмах Питера Джексона, режиссёра "Властелина Колец", "Хоббита" и "Кинг Конга".
"Щедрость Перрье" — криминальная комедия в духе Гая Ричи с Киллианом Мёрфи и Брэндоном Глисоном, которую вы, скорее всего, не смотрели