Буран - Лучший Советский Снегоход

В стране где зимой холодно, снег лежит едва ли не по полгода, а генофонд изрядно поврежден двумя мировыми войнами, гражданской войной и переворотами к началу шестидесятых годов прошлого века по снегу ездили Аэросани.

Буран - Лучший Советский Снегоход Техника, Сделано в СССР, История, Мото, Длиннопост

Аэросани вещь хорошая, но шумная, жрет много топлива, и имеет плохую проходимость. Альтернативой были олени и собаки.

На соседнем континенте, в стране где тоже было много снега и мало дорог Джозеф-Арманд Бомбардье еще в конце тридцатых начал производство своих вездеходов Бомбардье. Внешне они были даже похожи на наши аэросани, но стояли на гусеницах и лыжах.

Буран - Лучший Советский Снегоход Техника, Сделано в СССР, История, Мото, Длиннопост

Подробнее об истории Бомбардье и о том как компания выросла от снегоходов до космолетов я писал в отдельной статье.

Так вот, в шестидесятых Бомбардье налаживает выпуск первых снегоходов Ski-Doo

Буран - Лучший Советский Снегоход Техника, Сделано в СССР, История, Мото, Длиннопост

Снегоходы, которые первоначально продавались по цене 900 долларов США, запустили совершенно новую отрасль. Поначалу спрос на новый снегоход был невысоким, Но потом потребитель распробовал новинку и понеслось. Производство выросло с 225 штук в 1959, до 2500 штук в 1962 году.

В начале семидесятых компания Бомбардье, перебравшись через Берингов пролив, добралась до СССР. Увидев столь инновационный продукт, русские прикупили сразу три штуки и отправили их в Рыбинск, что бы тамошние инженеры все обмерили и наладили выпуск такого-же, но импортозамещенного. Так как тратить инвалюту, а продавать внутри страны за рубли было так себе идеей.

Как принято у нас на местности, где были самые большие мамонты, то за образец для отечественного аппарата взяли самый большой и тяжелый «Вальмонт» весом 233 кг, с 640-кубовым мотором Rotax мощностью 40 л.с.

Буран - Лучший Советский Снегоход Техника, Сделано в СССР, История, Мото, Длиннопост

Русские инженеры почесали голову, обмерили источник вдохновения и создали прототип с мотором от Иж-Юпитер. Получилось так себе. Пришлось копировать мотор. Для чего пришлось строить и моторный завод.

В итоге появилась копия под названием Буран.

Буран - Лучший Советский Снегоход Техника, Сделано в СССР, История, Мото, Длиннопост

Правда советские технологии не позволили достичь капиталистических вершин, копия Ротакса под названием РМЗ-640 выдавала 27 л.с. против 40 у оригинала. Но тоже хлеб, ибо Юпитеровский мотор был и вовсе 18 сильным.

В 1973 году Буран пошел в серию, и как принято в СССР так и выпускался с минимальными доработками. Нет конкуренции, нет необходимости в новых моделях. Поэтому альтернативы за все годы советской власти не появилось.

Буран популярен до сих пор, так как неприхотлив, за счет одной лыжи впереди обладает отличной всепролазностью, а широкие гусеницы позволяют передвигаться по глубокому снегу и таскать за собой огромные прицепы.

Но удовольствия от Бурана нет. Типичная рабочая лошадка.